Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Узбекистане прошли парламентские выборы

28.12.2009 13:57 msk, Соб. инф.

Политика Узбекистан
В Узбекистане прошли парламентские выборы

В воскресенье, 27 декабря, уже к обеду Центральная избирательная комиссия Узбекистана заявила, что парламентские выборы в республике состоялись, поскольку с утра, по данным ЦИК, проголосовали более пятидесяти процентов избирателей – при минимальном пороге в тридцать три процента. Ранее председатель ЦИК Мирза-Улугбек Абдусаломов сообщал, что право голоса имеют 17,2 миллиона граждан Узбекистана. К 13 часам местного времени в выборах в Олий Мажлис (парламент) и местные представительные органы государственной власти приняли участие 57,3 процента избирателей - 9,88 миллиона человек.

Голосование проходило до 20.00 по ташкентскому времени. За места в парламенте боролись четыре политические партии, на 135 мест претендовали более 500 кандидатов. Специальная квота в пятнадцать мест была выделена для представителей Экологического движения Узбекистана.

Корреспонденты «Ферганы.Ру» решили побывать на одном из столичных избирательных участков и лично убедиться в наплыве желающих проголосовать. По пути они пообщались с встречными людьми. На вопрос, отдали ли они за кого-нибудь свои голоса, некоторые из прохожих просто отмахнулись, другие отвечали, что ходить туда бесполезно, поскольку ни одного из кандидатов они не знают, да и просто не верят, что выборы будут честными.

«Не знаю, насколько честными будут выборы в этом году, но практика прежних лет показала, что выбирай, не выбирай, а жизнь лучше не становится. Просто к кормушке приходят другие, а те, кто уже наелся, уступает им место», - ответил мужчина средних лет.

Некоторые избиратели говорили, что им больше знакомы российские политики, чем свои, о которых они ничего не слышали. Ведь даже коренное население серому и скучному отечественному телевидению, где одна передача похожа на другую, предпочитает российские телеканалы. И таких среди опрошенных оказалось большинство.

Но встречались и уже проголосовавшие на выборах, в основном, люди старшего поколения, пенсионеры. На вопрос, за кого отдали свой голос и знают ли они своих кандидатов, отвечали по-разному. Некоторые уклонялись от ответа. А другие, даже агитировали голосовать за того или иного кандидата, и на вопрос, почему они выбрали именно его, говорили, что, например, знают его как «молодого перспективного руководителя», и что он для своих работников сделал немало хорошего, а если так, то, будучи «народным избранником, постарается максимально реализовать свою программу».

В самом избирательном участке, расположившемся в холле одного из столичных учреждений, особого оживления не наблюдалось, и к каждому заходящему в здание человеку представители избиркома подходили как к почетному гостю, охотно отвечая на все вопросы и направляя сомневающихся в нужное русло – здесь царила атмосфера доброжелательности и благодушия.

На нескольких столах, за которыми сидели представители избиркома, лежали списки избирателей с их адресами. Судя по спискам, где избиратели расписываются в обмен на бюллетени, на тот час их пришло немного - не более четверти от общего числа, поскольку некоторые страницы списков с фамилиями были еще девственно чисты, а на других вразброс стояли подписи уже проголосовавших.

В этой связи возник вопрос: насколько точно ЦИК успела прикинуть количество уже проголосовавших избирателей? Впрочем, один избирательный участок – не показатель. Возможно, на других люди голосовали гораздо активнее.

А вот попытки сделать фото на память вызвали молниеносную реакцию сотрудников милиции и представителей избиркома, которые кинулись к человеку с фотоаппаратом со словами: «Снимать нельзя!», а на вопрос «Почему?» пояснили, что если бы это сделали, например, представители информационной программы «Ахборот» («Новости») главного телеканала Узбекистана, то им бы разрешили, да и то после согласования в соответствующих инстанциях. «А вдруг вы хотите передать секретную информацию?», - высказал предположение представитель избиркома. На возражение, что выборы по определению не могут представлять никаких секретов, был дан категоричный ответ: «Нельзя! Вы можете голосовать, но фотографировать не нужно!» И незадачливого фотографа чуть ли не под локотки проводили до выхода из участка. При этом им были сфотографированы всего лишь плакаты с портретами кандидатов в народные избранники.

Действия представителей власти, столь боящихся огласки, заставляют задуматься и наводят на мысль о том, что им действительно есть, что скрывать под маской благодушия, иначе зачем было устраивать весь этот фарс. Конечно же, можно было все списать на то, что власти на всякий случай перестраховываются, вот только от чего – непонятно.

Между тем, независимые международные наблюдатели уверены, что результаты нынешних выборов предопределены и будут сфальсифицированы. В стране это практикуется уже не первый год, все политические партии в Узбекистане изначально являются проправительственными, парламент жестко контролируется властями. В свою очередь, Запад, по их мнению, проигнорирует фальсификации на парламентских выборах, поскольку нуждается в помощи Ташкента в войне в Афганистане.

В Узбекистане нет официально зарегистрированных оппозиционных партий, а преследуемые критики правительства загнаны властями в подполье. Все четыре партии, участвующие в выборах, поддерживают нынешний режим.

Тем временем, узбекские СМИ уверяют, что «гласность и открытость выборов обеспечиваются институтом наблюдателей. Центральной избирательной комиссией были зарегистрированы более 270 наблюдателей от 36 государств и миссий четырех международных организаций – БДИПЧ ОБСЕ, Исполкома СНГ, ШОС и ОИК, которые осуществляют мониторинг выборов в Законодательную палату парламента Узбекистана. Помимо этого, окружными избирательными комиссиями выданы соответствующие мандаты более 45 тысячам наблюдателей и уполномоченных представителей политических партий, участвующих в выборах», передает главное информагентство страны УзА.

Между тем, по сообщению газеты Financial Times, ОБСЕ, например, отказалась прислать наблюдателей на выборы, сославшись на то, что основные свободы в Узбекистане ограничены. Мнения, что выборы будут фикцией, придерживается и эксперт из организации Amnesty International по Центральной Азии Мэйзи Вайхердинг (Maisie Weicherding). Западные страны ввели санкции против Узбекистана, когда президент этой страны Ислам Каримов запретил проводить международное расследование обстоятельств разгона митинга в Андижане в 2005 году. Официально количество погибших 13 мая составляет 189 человек, однако свидетели заявляют, что жертв было значительно больше. Ташкент ответил на критику тем, что выгнал американцев с авиабазы, которая использовалась для участия в антитеррористической операции НАТО в Афганистане, а затем перенацелил свое внимание на Россию и Китай, подчеркивает Financial Times.

Впрочем, постепенно Евросоюз отменил все санкции, введенные в отношении Узбекистана, сославшись на «прогресс в области прав человека». В ответ Ташкент разрешил США перевозить по своей территории невоенные грузы. Одновременно Узбекистан воспротивился российскому влиянию: этим летом он выступил против планов размещения российских войск на юге Кыргызстана и отказался участвовать в учениях коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ, тем самым, в очередной раз скорректировав курс своей внешней политики.