Демография: В Узбекистане стали рожать гораздо меньше
Фрагмент фотографии М.Пенсона «Узбекская мадонна», 1937 г.
В Ташкенте на днях прошла республиканская научно-практическая конференция «Социально-демографические процессы в современном Узбекистане», вызвавшая значительный интерес ученых и специалистов. Материальным итогом конференции стал объемистый сборник докладов и сообщений узбекских демографов, а сквозной мыслью - то, что хотя население республики продолжает увеличиваться, однако сами темпы рождаемости неуклонно снижаются. Эта тенденция была отражена и проиллюстрирована в докладах многих выступающих. Поскольку данное обстоятельство заслуживает самого серьезного внимания, мы решили рассказать о нем настолько подробно, насколько это возможно в рамках одной отдельной статьи.
«Узбекистан по численности населения является крупнейшим государством Центральной Азии; на начало 2009 года в нем проживало 27.533,4 тысяч человек (43,9 процентов всего населения региона)», - с этого начал свой доклад Ш.Иногамов (Институт прогнозирования и микроэкономических исследований).
По его данным, за годы независимости население Узбекистана увеличилось на 6,9 миллиона человек, или на 33,7 процента. Среди стран СНГ за эти годы наиболее заметно выросло население Туркменистана - на 2,7 миллиона человек (в 1,7 раза), Таджикистана – на 1,8 миллиона человек (в 1,3 раза), Азербайджана – на 1,4 миллиона человек (в 1,2 раза) и Кыргызстана – на 0,8 миллиона человек (в 1,2 раза).
В то же время в России численность населения снизилась на 6,6 миллиона человек (4,4 процента), на Украине – 5,6 миллиона человек (10 процентов), в Белоруссии - 0,5 миллиона человек (5 процентов), в Грузии – 1,1 миллиона человек (20 процентов), в Молдавии – 0,8 миллиона человек (19 процентов).
Демографические процессы в Узбекистане за эти годы характеризуются ярко выраженными тенденциями замедления демографического роста. Так, если в 1991-1995 годах население республики ежегодно росло в среднем на 453,8 тысячи человек (среднегодовой прирост – 2,2 процента), а в последующем пятилетии – на 393,3 тыс. человек (1,7 процента), то в 2001-2005 годах – всего лишь на 303,3 тыс. человек (1,2 процента). Темпы прироста по сравнению с началом 1990-х годов снизились почти в два раза, а с 1980-ми годами – в 2,5 раза. Это обусловлено двумя важнейшими факторами: снижением уровня рождаемости и ростом миграционного оттока за пределы республики при стабилизации смертности на достаточно низком уровне. Тенденция снижения рождаемости в Узбекистане наглядно заметна по динамике абсолютных показателей: количество новорожденных детей снизилось с 723,4 тыс. в 1991 году до 508,5 тыс. в 2003 году, то есть почти в полтора раза.
В то же время, по информации докладчика, с 2004 года в Узбекистане ускорился рост населения, и в 2008 году темпы его прироста составили 1,6 процента, что объясняется ростом рождаемости и уменьшением миграционного оттока. Общий коэффициент рождаемости в 2008 году достиг 23,6 промилле, повысились повозрастные коэффициенты, прежде всего, в молодых возрастных группах, а численность новорожденных детей возросла до 646,1 тыс. Этот всплеск рождаемости обусловлен целым рядом социально-экономических и демографических факторов, среди которых достаточно значимыми представляются следующие: в брачный возраст вступили, создали семьи и обзаводятся детьми те поколения молодежи, которые родились в конце 1980-х и в начале 1990-х годов, то есть в период, когда в республике ежегодно рождалось свыше семисот тысяч детей. «С достаточной степенью вероятности можно предположить, что эта «волна» спадет и уже с нынешнего года начнется период снижения рождаемости», - прогнозирует Ш.Иногамов.
«В годы независимости в Узбекистане сложилась новая демографическая ситуация, многие черты которой в корне отличаются от демографической обстановки советского периода развития страны», - считает Рано Убайдуллаева, академик АН Республики Узбекистан, директор центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр».
По ее словам, новые устойчивые тенденции демографических процессов в Узбекистане выражаются в снижении рождаемости, снижении детской и материнской смертности, урбанизации сельской местности, а также сокращении темпов и абсолютного прироста численности населения республики.
В настоящее время по численности населения Узбекистан занимает третье место среди стран СНГ, после России (142 миллиона человек) и Украины (46 миллионов человек). По этому показателю республика занимает 43-е место в мире и 18-е в Азии. Сегодня Узбекистан относится к странам с относительно высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения, хотя в последние годы рождаемость коренного населения республики снизилась.
Рано Убайдуллаева сообщила, что за период независимости (1991-2008) среднегодовые темпы прироста населения Узбекистана составили 1,8 процента, а среднегодовой абсолютный прирост – 380,3 тыс. человек. На протяжении последних десятилетий рождаемость в Узбекистане постепенно снижается, хотя сама по себе она все еще остается достаточно высокой. Самые высокие темпы прироста населения в Узбекистане были отмечены в 1959-1970 годы, когда численность населения республики ежегодно возрастала в среднем на 3,8 процента. С 1980 по 1990 год население Узбекистана увеличилось почти на 4,5 миллиона человек при ежегодном росте в 448 тысяч человек и среднегодовом темпе прироста – 2,8 процента (на один процент меньше, чем в предыдущем десятилетии). За последние пять лет (2003-2008) среднегодовой прирост населения Узбекистана составил всего 1,3 процента, а средний абсолютный прирост за год – 328,7 тыс. человек. Такое снижение темпов и абсолютного роста численности населения Узбекистана за годы периода независимости произошло как за счет миграционного оттока, так и в результате заметного сокращения рождаемости (в этом Р.Убайдуллаева согласна с Ш.Иногамовым).
Самый высокий абсолютный рост численности населения пришелся на начало 1990-х годов, когда он достигал полумиллиона человек в год. 1991 год также стал годом самого высокого естественного прироста населения, который составил около 600 тысяч человек. В дальнейшем фиксировалось постоянное сокращение естественного прироста населения Узбекистана, и в 2007 году этот показатель составил 463,7 тыс. человек при 609 тыс. человек родившихся и 145,3 тыс. умерших.
Рано Убайдуллаева обращает внимание на то, что коэффициент естественного прироста населения республики за последние шестнадцать лет (1991-2007) снизился почти в 1,7 раза, а коэффициент рождаемости более чем в 1,5 раза. Наиболее заметное сокращение рождаемости произошло среди сельского населения Узбекистана. По мнению докладчицы, при относительно устойчиво низком уровне смертности снижение рождаемости является определяющим. Сегодня средний уровень естественного прироста населения Узбекистана - 1,72 процента (2007 год). Это характерно как для городского, так и для сельского населения республики. За годы независимости (1991-2007) естественный прирост городского населения сократился на 7,5 промилле, а сельского – на 15,8 промилле.
Сегодня относительно высокие показатели естественного прироста населения Узбекистана обеспечиваются высоким демографическим потенциалом, заложенным в 1980-е годы, в период высокой рождаемости коренного населения. В результате в последние годы в фертильный (детородный) возраст в республике ежегодно вступает 170-180 тысяч женщин. Современный естественный прирост населения Узбекистана сохранится и в предстоящие годы ввиду высокого количества состоящих в браке и низкого количества разводов среди коренного населения, делает вывод Рано Убайдуллаева.
Стоит отметить, что большую часть используемых статданных автор доклада почерпнула из официальных источников – различных статистических сборников Госкомстата. Согласившись принять их на веру (то есть, опуская такой фактор, как пропагандистская направленность узбекской статистики) читателю, тем не менее, следует учесть, что докладчица возглавляет центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», то есть организацию, специализирующуюся на введении в заблуждение населения Узбекистана. В связи с этим проделанные г-жой Убайдуллаевой исследования вряд ли имеют какую-либо ценность: воспринимать как ученого того, кто сообщает, скажем, о том, что, по данным социологических опросов, президента Каримова поддерживают 98 процентов граждан (остальные 2 процента тоже поддерживают, просто они не согласны с некоторыми отдельными аспектами), вряд ли возможно. Приведем для примера пару-тройку подобных перлов «Ижтимоий фикра»: «92,8 процента респондентов твердо уверены, что в нашей стране все граждане, независимо от их материального и социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности, равны перед законом, и их права и свободы соблюдаются в полной мере». «На вопрос «Довольны ли вы своей сегодняшней жизнью?» 89,9 процента респондентов ответили утвердительно». «90 процентов узбекистанцев «не желали бы жить в другой стране, подчеркивая при этом, что «лучше Узбекистана в мире нет страны».
Так вот в своем докладе Рано Убайдуллаева как ни в чем не бывало вдруг начинает ссылаться на данные, якобы полученные в результате социологических опросов «Ижтимоий фикра», чем окончательно хоронит какое-либо доверие к излагаемым ею сведениям.
«В связи с тем, что потенциал внешней миграции населения значительно уменьшился, а качество жизни в республике улучшается из года в год, в дальнейшем следует ожидать тенденции к последовательному сокращению миграции населения из Узбекистана, - заявляет она. - Об этом свидетельствуют и результаты опроса общественного мнения, согласно которым, большинство опрошенных граждан страны не желают уезжать из Узбекистана (96,9 процентов)».
Далее она сообщает, что в обозримой перспективе развитие демографической ситуации Узбекистана будет определяться следующими тенденциями: стабилизацией уровня рождаемости населения на современном уровне и некоторым его повышением в дальнейшем; сокращением миграционного оттока из республики; постепенным повышением показателей абсолютного прироста численности населения страны; стабилизацией уровня урбанизации и постепенным его повышением; дальнейшим ростом продолжительности жизни населения; постоянным снижением младенческой и материнской смертности.
«Рост рождаемости населения в прогнозируемом периоде обеспечивается относительно стабильным ростом абсолютной численности женщин фертильного возраста, – информирует Рано Убайдуллаева. - За пределами 2015 года начнется рост рождаемости в результате улучшения социально-экономической ситуации в Узбекистане (интересно, как далеко они, эти пределы?). Репродуктивные же установки коренного населения на относительно большое количество детей в семье (3-4 детей на селе и 2-3 ребенка в городе) сохраняются во всем периоде долгосрочного прогноза» (напомним, что Ш.Иногамов утверждал совершенно обратное: что рождаемость будет снижаться).
По прогнозу Рано Убайдуллаевой, эти тенденции будут сопровождаться существенными изменениями в возрастной структуре населения. В прогнозируемом периоде (до 2025 года) ожидается сокращение удельного веса некоторых возрастных групп (0-15 лет и 16-29 лет) и повышение доли остальных возрастных групп. В то же время миграционный отток из Узбекистана в начальном периоде прогноза (до 2015 года) несколько сократится, а в дальнейшем существенно уменьшится (!).
Повышение рождаемости населения и сокращение объемов миграционного оттока, по мнению докладчицы, будут сопровождаться некоторым увеличением темпов прироста населения Узбекистана. Среднегодовой его прирост на втором этапе демографического прогнозирования (2015-2025) составит 1,7 процента против 1,3 процентов в базовом периоде прогноза (2002-2007). «Абсолютный прирост населения Узбекистана будет заметно увеличиваться, главным образом за счет возрастания общей численности населения республики, которая в 2015 году предположительно составит 29,6 миллионов человек, а к концу прогнозируемого периода достигнет почти 35 млн. человек», - заключает Рано Убайдуллаева.
Озод Ата-Мирзаев, доктор географических наук, профессор (центр «Ижтимоий фикр») в докладе «Репродуктивные установки населения Узбекистана» отмечает, что в последние два десятилетия репродуктивные установки населения Узбекистана претерпели существенные изменения и сегодня они значительно отличаются от установок 60-70-х годов прошлого столетия.
«В социологических опросах прошлых лет, вплоть до начала 80-х годов XX века, на вопрос об идеальном представлении количества детей в семье: «Сколько лучше всего иметь детей в семье?» типичным ответом среди коренного населения был: «Чем больше, тем лучше». На вопрос о желаемом количестве детей в семье: «Сколько детей Вы собираетесь иметь?» абсолютное большинство отвечало: «Сколько Бог даст», - сообщает Ата-Мирзаев.
По его словам, сегодня таких ответов практически нет, поскольку в результате существенной трансформации репродуктивных установок населения Узбекистана произошел переход от многодетности к среднедетности. И городские, и сельские жители Узбекистана желают иметь в своих семьях в основном двоих, троих и четверых детей. В частности, двоих детей желают иметь 31,7 процента горожан и 20,3 процента сельских жителей, троих – соответственно 30,5 процента и 23,8 процента, четверых – 23,4 процента и 37,6 процента. В целом сельские жители сегодня собираются иметь в семье 3-4 детей, а горожане 2-3. Эта устойчивая тенденция сохранится в обозримой перспективе и может быть принята как базовая основа при прогнозировании численности населения Узбекистана.
Информацию любопытна, но, к сожалению, принадлежность автора к центру «Ижтимоий фикр» не позволяет всерьез воспринимать его расчеты: ученый, работающий в подобной организации, должен понимать, что этим он ставит крест на своей репутации (кстати, Озод Ата-Мирзаев вместе с Рано Убайдуллаевой как раз и были авторами публикации, откуда позаимствованы вышеприведенные цитаты).
Л.П.Максакова, доктор экономических наук (Институт экономики АН Узбекистана) указывает, что доля детей и подростков в возрасте до 16 лет в общей численности населения республики последовательно сокращается (с 43,1 процентов в 1991 году до 33,3 процентов в 2007 году), а доля людей трудоспособного возраста, напротив, увеличивается (за 17 лет – с 45 до 56 процентов).
Она отмечает, что новые тенденции в рождаемости неизбежно должны сопровождаться старением населения. В настоящее время в Узбекистане эти процессы протекают почти незаметно, главным образом, за счет «старения снизу», то есть относительного уменьшения детского и подросткового контингента. «Старение сверху» для Узбекистана еще не характерно. В 2008 году население в возрасте 60 лет и старше составляло всего 6 процентов, в то время как в европейской части СНГ – от 18 до 21 процента. Средний возраст населения республики сегодня ниже 30 лет, по международной классификации, это молодое население. Однако дальнейшее усиление тенденции снижения рождаемости, несомненно, может усилить процессы старения населения. По расчетам, при развитии современных тенденций к 2020 году численность населения возрастет до 32 миллионов человек.
Л.Максакова не пытается игнорировать проблемы, связанные с трудовой миграцией населения. Она отмечает, что в этих процессах участвует, в основном, население молодого и среднего возраста. Большинство мигрантов имеет семьи, а длительное отсутствие одного или нескольких членов семьи нарушает сложившиеся семейные отношения. По данным опросов, 35-40 процентов их редко общаются с оставшимися дома семьями, 10-15 процентов не общаются вовсе, а каждый четвертый отметил, что длительная разлука с семьей создает семейные проблемы, разрушая прежние хорошие отношения в семье. Массовая трудовая миграция влияет на семейный состав населения, в определенной мере на режим воспроизводства, а также на состояние здоровья мигрантов.
Докладчица указывает на то, что демографическое эхо от снижения рождаемости 1990-х годов уже через 7-8 лет приведет к значительному замедлению роста трудовых ресурсов и параметров смены поколений. По ее подсчетам, если сейчас соотношение между входящими в трудоспособный возраст и выходящими из него составляет 3,6:1, то к 2020 году оно может сократиться до 1,7:3.
С.Кононенко, кандидат экономических наук (Ташкентский Государственный институт Востоковедения) в докладе «Трансформация миграционных процессов в республике Узбекистан в контексте устойчивого экономического развития» тоже затронул тему трудовой миграции. Он отметил, что сегодня число трудовых мигрантов из Узбекистана, включая нелегалов, оценивается независимыми экспертами приблизительно в 1-1,5 млн. человек, с тенденцией прироста на 5-8 процентов в год (что это за эксперты, он не уточняет; согласно распространенному мнению, количество узбекских гастарбайтеров исчисляется миллионами).
«Происходит постоянное увеличение средней продолжительности пребывания мигрантов в странах СНГ, принимающих рабочую силу из Узбекистана», - сообщает автор (как тут не вспомнить прогноз Рано Убайдуллаевой о скором сокращении миграции!). Далее он отмечает, что внешняя трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные черты. К отрицательным сторонам массовой миграции, по мнению автора, относится упадок традиционных ценностей, распад семей.
В докладе «Динамика коэффициентов воспроизводства населения в Узбекистане» его авторы кандидат экономических наук М.Буриева (Национальный университет Узбекистана) и А.Абдурахманов (Ташкентский Государственный экономический университет) сообщают о том, что в 1979-2007 годах, то есть за последние 28 лет, суммарный коэффициент рождаемости в Узбекистане снизился почти в два раза, в том числе в городах – в 1,4, а в сельских районах – в 2,5 раза. Авторы отмечают, что в 1960-1980 годах суммарный коэффициент рождаемости в Узбекистане был высоким, а среднегодовой прирост населения составлял 3,2 процента (в городе – 4,18 процента, на селе – 2,61 процента). Смена поколений происходила на уровне расширенного типа воспроизводства населения.
С переходом Узбекистана на новые экономические отношения показатели рождаемости стали резко падать. В настоящее время, по мнению авторов, и у городского, и у сельского населения показатели рождаемости достигли уровня, обеспечивающего простой тип воспроизводства населения. Сегодня показатель суммарного коэффициента рождаемости свидетельствует о переходе воспроизводства населения из расширенного типа в простой, то есть Узбекистан становится государством со средней степенью рождаемости.
Соб. инф.