Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Дети мигрантов: На кого Бог пошлет

15.07.2009 15:05 msk, Мария Яновская

Миграция  Россия
Дети мигрантов: На кого Бог пошлет

Началось с того, что позвонили друзья из Европы. Они хотят усыновить ребенка из России и время от времени просматривают сайты, на которых опубликованы детские анкеты: фотографии, возраст, имена. «Почему у вас так много брошенных детей с мусульманскими именами и с азиатской внешностью?» - вдруг спросили они.

Ответа мы не знали. Первое объяснение, которое пришло в голову, было довольно банально: Россия – многонациональная страна, и потому ничего удивительного, если среди брошенных детей встречаются Мадины, Зульфии или Рустамы. Не только христиане бросают своих детей. Не только атеисты. Мусульманам тоже не чуждо ничто человеческое, а мусульман в России - море. Но потом мы вдруг поняли, что есть проблема, о которой стараются не говорить вслух и тем более – не писать. Эта проблема – дети мигрантов из Центральной Азии, которые рождаются в России – и которых не хотят увозить на родину. Вообще не хотят забирать.

Потому что для большинства женщин, представительниц центральноазиатских народов, это позор - уехать на заработки и вернуться с младенцем на руках. И тот, кто поднимает эту тему и называет вещи своими именами, становится чуть ли не врагом народа: зачем рассказал? Зачем опозорил наш народ на весь мир?

Можно подумать, что миру есть дело до этих детей – и добавим: до этого народа. А мы считаем, что молчать об этих детях позорно.

Откуда берутся дети

Откуда берутся брошенные дети? Уж точно не от хорошей жизни. Председатель межрегиональной общественной организации кыргызстанцев «Алатоо» Джамиля Бегиева рассказала, что рожают, в основном, женщины, которые сами еще, в сущности, дети: 1985-1991 годов рождения. Многих насилуют – живут-то по двадцать человек в квартире, а милицию не вызовешь… Кто-то рожает и оставляет ребенка в роддоме, потому что дома остались муж и дети, и привезти еще одного младенца домой невозможно, немыслимо. На ком-то обещали жениться – и не женились, а ребенок родился. Причин много, у каждой матери – свой список непреодолимых обстоятельств.

Брошенных детей в Москве становится все больше. Джамиля Бегиева рассказывает, что первый заместитель руководителя московского Департамента семейной и молодежной политики Татьяна Неверова показывала ей списки ребятишек – граждан Кыргызстана, которые находятся в московских Домах ребенка: «Уже около тысячи детей оставлены женщинами некоренных национальностей, но киргизских детей – шестьдесят, больше всех… Тридцать четыре брошенных киргизских ребенка вывезены усыновителями в США. И большинство «наших» детей – 2008 года рождения, есть и 2009-го… При этом таджикских детей – шестнадцать, узбекских – восемь…»

Официальная статистика

«Фергана.Ру» решила выяснить, сколько детей мигрантов из Центральной Азии находятся в российских детдомах и домах ребенка. Для этого мы подали официальный запрос в Министерство образования и науки Российской Федерации. Мы написали:

«Уважаемые коллеги! Российское информационное агентство «Фергана.Ру» готовит материал о детях, оставленных в России без попечения родителей (или брошенных приезжими) из стран Центральной Азии (Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Туркменистана). Наше агентство уже затрагивало эту проблему, и теперь мы готовим большую аналитическую статью на эту тему.

Мы знаем, что ваш Департамент воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей обладает информацией (и она открыта на сайте) о брошенных детях и детях-сиротах, но там нет данных о том, какое количество таких детей оставлено родителями из стран Центральной Азии».

И далее мы задали вопросы: сколько детей из стран Центральной Азии находятся сегодня на попечении российского государства? Увеличивается или уменьшается количество таких детей с каждым годом, сколько лет этим детям, из каких они стран. Нас интересовал и юридический статус этих детей: возможно ли получение ими российского гражданства, насколько это сложно и каковы перспективы усыновления таких детей? Нас интересовала и позиция посольств центральноазиатских государств - сотрудничают ли они в этом вопросе с российскими властями, или, может, хотя бы проявляют интерес к детям, брошенным соотечественниками?

Вот официальный ответ Министерства образования и науки РФ, который мы хотим привести полностью.

«По состоянию на 19 июня 2009 года по имеющимся анкетным данным в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – банк данных), имеются сведения о 39 детях из стран Центральной Азии. Поставлено таких детей на учет в банк данных по годам: в 2002 году – 2 человека, в 2005 году – 3 человека, в 2006 году – 4 человека, в 2007 году – 12 человек, в 2008 году – 12 человек, в 1 полугодии 2009 года – 6 человек.

В банке данных детей из Центральной Азии в возрасте 4-х лет – 1 человек, 6-ти лет – 1 человек, 9-ти лет - 3 человека, 10-ти лет – 2 человека, 11-ти лет - 2 человека, 12-ти лет - 1 человек, 13-ти лет – 3 человека, 14-ти лет - 6 человек, 15-ти лет – 5 человек, 16-ти лет – 7 человек, 17-ти лет – 5 человек, 18-ти лет – 3 человека.

По имеющимся анкетным данным, в банке данных содержатся сведения о детях из Казахстана (18 человек), Киргизии (3 человека), Таджикистана (7 человек), Туркменистана (1 человек), Узбекистана (10 человек).

Как правило, дети из стран Центральной Азии, находящиеся на попечении российского государства – это дети, рожденные на территории Российской Федерации одинокими матерями и оставленные в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо дети, прибывшие в Российскую Федерацию под опеку.

Российское гражданство детям из Центральной Азии предоставляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке при обращении опекунов (законных представителей).

В соответствии со статьей 165 Семейного кодекса Российской Федерации при усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания Российская Федерация в случае выявления ребенка с гражданством государств Центральной Азии направляет информацию о нем в компетентный орган соответствующего государства на предмет передачи такого ребенка в государство его происхождения.

В случае, если выявленного ребенка не удается вернуть в государство его происхождения, он остается в Российской Федерации и передается под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К сожалению, Посольства государств Центральной Азии и национальные диаспоры не проявляют системного интереса к проблеме возвращения детей, имеющих гражданство этих государств, в государства их происхождения.

Примечателен в этом отношении опыт сотрудничества Российской Федерации с Республикой Молдова, по инициативе которой прорабатывается вопрос о подписании двустороннего Соглашения о сотрудничестве в вопросах защиты и репатриации детей, жертв трафика, насилия, эксплуатации».

Конец цитаты.

Так сколько их?

Итак, Минобразования России дало исчерпывающую информацию, однако она противоречит московским данным. Может, дело в обычной ведомственной несогласованности, а может – в различных юридических статусах детей, о которых говорят в Московском департаменте семейной и молодежной политики, - и детей, чьи данные находятся в банке данных Минобразования.

«Фергана.Ру» планирует в сентябре, когда чиновники выйдут из отпусков, подробнее остановиться на этой теме, даже навестить «специальный» московский роддом, куда привозят рожать девушек из Центральной Азии, не имеющих регистрации.

А Джамиля Бегиева очень рассчитывает провести в сентябре круглые столы, посвященные проблемам женщин-мигранток и детей мигрантов, оставленных в России. Так что тему эту мы не оставим.

Пока же мы обращаемся к нашим читателям. Наверняка вам есть что вспомнить и рассказать. Напишите, что вы знаете и думаете об этой проблеме, прямо здесь – в комментариях к этой статье.

Мария Яновская