Узбекистан: В Самарканде снесены памятники классикам восточной литературы
Так выглядел памятник Абу Абдулло Рудаки в Самарканде. Где он теперь?..
В рамках проводимой в узбекском городе Самарканде капитальной архитектурной перепланировки своих привычных мест лишились два памятника классикам восточной литературы.
В одном из древнейших городов мира вот уже несколько месяцев идет процесс капитальной реконструкции. Снесены сотни магазинов и точек бытового обслуживания, других объектов. Это не считая того, что в весенний период были ликвидированы все пристройки, прилегающие к первым этажам жилых многоэтажных домов. И вот настал черед памятников.
Несколько дней назад, в конце июня, была демонтирована монументальная скульптурная композиция, посвященная Алишеру Навои и Абдурахману Джами, выполненная из красного гранита. Памятник располагался у отеля «Афросиаб» и представлял собой две фигуры стоящих в полный рост поэтов.
Нет теперь на привычном месте у Государственного музея истории культуры народов Средней Азии и памятника классику таджикской литературы Абу Абдулло Рудаки.
Попытки выяснить судьбу этих памятников внятного результата не дают. Официальных комментариев не было. Представители интеллигенции в ответ на вопросы только разводят руками: мол, сами не понимаем, что происходит. Ходят только разговоры, что памятники будут установлены на новых местах.
В связи с этими событиями самаркандцы вспоминают о невероятных судьбах других монументов, установленных в городе. Слушая эти «мемуары», невольно приходишь к выводу о том, что Самарканд, вероятно, - один из редких городов мира, где располагаются самые «путешествующие» памятники.
Возьмем в качестве примера бронзовый памятник основоположнику узбекской литературы Алишеру Навои. В доперестроечное время он был установлен рядом с театром драмы и музыки имени Хамида Алимджана. Позднее, когда неподалеку был установлен величественный памятник восседающему на троне Амиру Темуру, скульптурный образ поэта перенесли на другой конец университетского бульвара. Видимо, архитекторы посчитали, что памятники двум великим людям не могут быть соседями.
«Переезд» поэта не обошелся без конфуза. Памятник Алишеру Навои установили лицом в ту же сторону, что и изваяние Амира Темура. Затем специалисты заявили, что это неправильно. Тогда через некоторое время образ поэта развернули на 180 градусов. Казалось, памятник наконец-то обрел долгожданный покой. Однако пять лет назад была проведена капитальная реконструкция центрального парка, и памятник Навои переехал на территорию городской зоны отдыха.
За последние годы пришлось помыкаться и бюсту другого литературного классика - Антона Чехова. В свое время он был установлен в скверике рядом с Русским драматическим театром, носящим его имя. Несколько лет назад писатель был вынужден переселиться непосредственно на площадку перед театром, так как на месте его первоначальной «прописки» началось строительство ресторана.
Но и на новом месте памятник простоял недолго. Архитекторы посчитали, что бюст Чехова, находящийся непосредственно перед зданием театра, не вписывается в панораму местности, и писателя подвинули к одной из боковых стен. Оттуда Антон Палыч и продолжает наблюдать за жизнью сквозь свое классическое пенсне.
Существовали в Самарканде и другие памятники, судьба которых до сих пор не совсем ясна. Так, в начале 1990-х годов прошлого столетия бесследно исчез памятник революционеру Миршарапову, скачущему в светлое будущее на лихом коне. Были даже разговоры, что скульптурная композиция была продана как лом цветного металла.
Уже давно нет в Самарканде памятника еще одному революционеру - Акмалю Икрамову. Недавно на том месте, где стоял герой прошлого, началось строительство супермаркета.
Неизвестна и судьба бюста Максима Горького, установленного когда-то в центральном парке Самарканда, носящего в советское время имя писателя. В последний раз бюст видели валявшимся на задворках парка. Максим Горький лежал на боку, прижавшись ухом к земле, будто вслушиваясь в далекое эхо грядущих перемен…
Любопытно, что через некоторое время в центре огромной цветочной клумбы, где когда-то стоял бюст Горького, посадили банановое (!) дерево. Существовал даже проект, согласно которому в центральном парке Самарканда намеревались выращивать экзотические растения. Однако после того как местные отдыхающие варварски сломали это самое банановое дерево, идея приказала долго жить.
Случались с самаркандскими памятниками и вовсе курьезные истории. Еще в советское время у театра имени Хамзы была установлена скульптура девушки, играющей на дутаре. В 1990-е годы, когда многие бедняки выживали благодаря тому, что сдавали цветные металлы в приемные пункты, произошла печальная история. Как-то утром сторож театра вышел на улицу и обнаружил, что дутар девушки отпилен и валяется в метрах пятидесяти от своей владелицы. О факте вандализма сообщили куда следует. Комиссия пришла к выводу, что дутар пытались стащить те, кто считал, что скульптура выполнена из металла. Только пробежав с украденным инструментом несколько десятков метров, вандалы сообразили, что умыкнули не бронзовый, а алебастровый фрагмент.
Таким образом, судьба многих самаркандских памятников довольно необычна. Но даже на этом фоне перенос с привычных мест памятников классикам восточной литературы выглядит не совсем понятно. Все-таки эти памятники национальной культуры и элементы городского пейзажа не должны суетливо бегать по городу в поисках лучшей доли - и лучшего места.
Максим Исаев