Узбекистан: Бесплатная медицина приказала долго жить?
Согласно Конституции Республики Узбекистан, каждый ее гражданин имеет право на бесплатное квалифицированное медицинское обслуживание. Однако в действительности дело обстоит иначе. О том, как, в частности, обстоят дела в медицине узбекской части Ферганской долины, рассказывает наш добровольный корреспондент, имеющий непосредственное профессиональное отношение к освещаемой проблеме.
Во всех регионах Узбекистана созданы Центры экстренной медицинской помощи (сокращенно – ЦЭМП), которые в течение семи дней (а на самом деле, сейчас уже – пяти дней) должны бесплатно помогать обратившимся к ним людям. Согласно законам, больному обязаны оказать экстренную помощь, стабилизировать состояние, а уже затем отправить долечиваться в другое лечебное заведение. Если больной не сможет передвигаться самостоятельно, его отвезут на карете «скорой помощи». Но эта услуга уже платная.
|
Между тем, в системе ЦЭМП работают врачи довольно высокой квалификации, их зарплата значительно отличается от той, что получают их коллеги, работающие в других лечебных учреждениях, и составляет от 150 до 250 долларов США, что по меркам Узбекистана – очень хорошо.
В настоящее время в Ферганской долине практически все медицинские услуги предоставляются за плату. Правда, пока еще действует ряд льгот для определенных категорий населения – подростков, беременных женщин, пенсионеров, воинов-«афганцев», «чернобыльцев», воинов-миротворцев, инвалидов. Существует также и утвержденный Минздравом Узбекистана список особо тяжелых заболеваний, который дает право пораженным ими людям на бесплатное медобслуживание. Но опять-таки это действует только на бумаге. Без «живых» денег даже с оплаченной квитанцией на прием к врачу можно и не пытаться заходить. Нет, врач вас не выгонит, он просто скажет, что ваш случай - не по его профилю, и отправит к другому специалисту, тот к третьему, и так далее - по кругу, пока не поймете, что нужно предпринять, чтобы получить необходимую вам консультацию.
Получается, что больному приходится платить дважды: госпошлину в размере от одного до двух долларов (в государственной больнице) и не менее трех-четырех долларов – на «подогрев» непосредственно врача. А затем, следуя рекомендациям медиков, оплачивать различные анализы и другие процедуры, цены на которые в государственных больницах варьируются, в среднем, от 0,5 до 10 долларов.
Что касается хирургического вмешательства, то здесь цены уже гораздо серьезнее. Ведь за любую операцию необходимо заплатить как хирургу, так и его команде. И отдельно платить за медикаменты, за больничную койку, питание. В среднем, стоимость несложной операции составляет от 50 до 150 долларов. Конечно, это на порядок ниже, чем в том же Казахстане или России, но прошу не забывать о нищенском уровне жизни в Ферганской долине. Заплатить даже такие деньги пятьдесят процентов населения долины позволить себе не может.
Гораздо дороже обойдется лечение в частных клиниках, которых в Ферганской долине сегодня насчитывается более тридцати. Местное законодательство в этом плане довольно лояльное: предъяви диплом, доказывающий, что ты врач, заплати налоги, получи лицензию и – пожалуйста, веди частную практику, занимайся коммерческой медициной, тарифы за свои услуги устанавливаешь сам. При этом девяносто процентов врачей, ведущих частную коммерческую практику в Ферганской долине, работают в качестве совместителей и в государственных медучреждениях. И это не всегда на пользу: у большинства врачей рабочие графики расписаны по минутам, что связано с желанием успеть побольше заработать, а это, конечно, не может не отразиться на качестве предоставляемых больным услуг.
Коммерческие клиники, чтобы привлечь посетителей, активно используют рекламу своей деятельности в различных средствах массовой информации. Поскольку местное население по старой советской привычке пока еще верит в то, что, к примеру, говорят по ТВ, то своей цели рекламодатели достигают. Однако хочется предостеречь, прежде всего, приезжих и туристов от безоглядной веры в рекламные обещания, поскольку есть медицинские центры, в которых количество неудачных операций составляет шестьдесят пять процентов от общего числа, а наиболее скандальным и недовольным пациентам платят отступные в обмен за неразглашение информации о неудачах. Между тем, благодаря рекламе в СМИ в такие клиники продолжают обращаться больные со всей Ферганской долины, и даже с ее киргизской и таджикской частей. Кстати, для сведения, государственные лечебные заведения долины имеют право принимать иностранцев – граждан соседних Таджикистана и Кыргызстана, но за двойную плату.
Необходимо отметить также деятельность пунктов скорой медицинской помощи Ферганской долины. Их работа оставляет желать лучшего. Во-первых, сами кареты «скорой помощи» представляют собой либо автомобили, доставшиеся в наследство от времен Советского Союза («РАФы»), которые, в силу возраста, часто ломаются, либо собранные на местном автозаводе по заказу Минздрава автомобили марки «Дамас», куда человека с ростом 180 сантиметров можно уложить на носилки, только согнув ему колени. Минздрав по этому поводу не печалится: здесь считают достаточным аргументом то, что рост в 180 сантиметров не является средним ростом для местного населения, это, скорее, исключение.
Во-вторых, время прибытия по вызову машин «скорой помощи» составляет от сорока минут до одного часа и более, а в сельской местности, учитывая отдаленность и качество дорог, «скорая» может доехать до больного не быстрее чем за два-три часа. Причем у пациента обязательно потребуют деньги на бензин, а если не получат, в следующий раз по данному адресу «скорая» вообще не приедет.
Но самой главной проблемой сферы здравоохранения Ферганской долины является нехватка квалифицированных кадров. «Утечка мозгов» в области медицины началась сразу после 1991 года. Сначала грамотные специалисты устремились в дальнее зарубежье: Израиль, США, ФРГ и страны Восточной Европы. С конца девяностых годов настала очередь миграции врачей в Россию. После 2003 года узбекские медработники стали уезжать на заработки в Казахстан, а после 2006 года - заключать контракты на три-пять лет и уезжать в Турцию, Египет, ОАЭ. И везде узбекских врачей принимают положительно, поскольку за их спиной - советская образовательная база и большая практика, а ряд медицинских вузов республики пока еще не растерял свой научный и практический потенциал.
Врачи уезжают, поскольку их не устраивают как оплата их труда, так и условия работы. Ведь в государственных клиниках по-прежнему применяются командно-административные методы управления, а медперсонал ежегодно в обязательном порядке привлекают к хлопкоуборочной кампании. И даже если некоторые врачи, не сумев подтвердить свою квалификацию за границей, меняют сферу своей деятельности и становятся водителями такси, сантехниками, охранниками, поварами, почти никто не жалеет о том, что уехал из страны.
Что касается современного медицинского оборудования и медикаментов, то здесь правительству Узбекистана надо отдать должное - на их приобретение выделяются значительные средства. Однако получается следующая картина: в сельских больницах районных центров Ферганской долины – Ходжаабаде, Риштане, Бозе, Шахрихане, - стоит и пылится дорогостоящее импортное медоборудование, на котором местные районные врачи работать не способны. А поехать повышать свою квалификацию, например, в Ташкент, не говоря уже о зарубежных учебных заведениях, зарплата не позволяет. Вот и получается, что государство сотни тысяч долларов попросту бросает на ветер.
В деле обеспечения населения медикаментами Минздраву Узбекистана можно поставить оценку «удовлетворительно». В республике работают собственные фармацевтические заводы, кроме того, в страну завозится большое количество лекарств российского производства, которые распространяются через широкую сеть коммерческих аптек. Естественно, стоимость местных препаратов ниже, чем их российских аналогов. А благодаря жесткой налоговой и таможенной политике в Ферганской долине практически пресечена деятельность по распространению фальшивых и просроченных препаратов, которые по более низким, чем в аптеках, ценам сбывают бабушки на базарах.
Начиная с 2005-2006 годов, фармацевтический рынок Ферганской долины стали активно завоевывать иностранные производители лекарств, каждый из которых разработал и использует определенную методику по закреплению своих позиций в данном регионе. Методика, в основном, включает в себя: подкуп руководящих сотрудников Минздрава с тем, чтобы их компании был отдан приоритет; широкая реклама своей деятельности в СМИ, а также выпуск плакатов, брошюр, агитационных листков с аннотацией к лекарствам данной компании, которые распространяются как через аптеки, так и через врачей; задабривание лечащих врачей всевозможными подарками – бесплатными блокнотами, ручками, кошельками, зубными щетками, фирменными врачебными халатами, недельными путевками за границу на отдых; прямые проценты врачам с продаж, то есть, врачи ежедневно предоставляют список, скольким больным они сегодня выписали лекарства данной компании, и с каждой упаковки они получают свои проценты. Поощряется, если врач продает непосредственно лекарство больному, естественно по завышенной цене.
Сегодня в долине не найти ни одного лечебного заведения, врачи которого не были бы охвачены такой своеобразной дилерской сетью фармацевтических компаний. Цены на лекарства этих компаний составляют, в среднем, от 15 до 45 долларов, а это весьма дорого для местного населения.
Вот и приходится больному выбирать, куда идти лечиться: в больницу к дипломированному врачу, или к знахарю – табибу, который лечит травами и за лечение берет меньше.
Корректор кфс - новая ветвь современной медицины. Подробнее на сайте kfs-koltsova.com