Киргизия: Парламентские выборы и конец эпохи уличного либерализма
На фото: один из участников массового оппозиционного митинга на центральной площади в Бишкеке в апреле 2007 года. Фото из архива ИА «Фергана.Ру»
Вопреки некоторым прогнозам, киргизский парламент не стал однопартийным, хотя президентский «Ак-Жол» получил здесь доминирующую роль. Несмотря на поражение главных оппозиционных сил, их недовольство на этот раз не переросло в массовые митинги и уличные шествия. Осень в Бишкеке так и не стала «горячей». Похоже, в истории Кыргызстана начинается новая эпоха.
Досрочные выборы в Жогорку Кенеш (парламент Киргизии) были назначены за пару месяцев, когда президент Бакиев распустил старый парламент. Новые выборы впервые прошли исключительно по партийным спискам. К участию в них были допущены двенадцать партий из ста существующих в стране. За выборами на более двух тысячах избирательных участках наблюдали около двух с половиной тысяч представителей партий и шестьсот международных наблюдателей.
Страна стала прогнозируемой
Еще полгода назад местные эксперты не раз отмечали, что «делать прогнозы в Киргизии - дело неблагодарное». Однако итоги досрочных парламентских выборов, прошедших 16 декабря 2007 года, свидетельствовали об обратном. Созданная президентом Бакиевым в канун выборов партия «Ак Жол» получила семьдесят один депутатский мандат из девяноста. Одиннадцать мандатов достались Социал-демократической партии, еще восемь – Партии коммунистов Кыргызстана.
Напомним, часть партий Киргизии, пожелавших идти на выборы, была отсеяна еще до регистрации кандидатов, еще восемь не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Шедшая второй по числу набранных голосов партия «Ата-Мекен», олицетворяющая объединенную оппозицию, не смогла преодолеть региональный барьер в полпроцента.
Таким образом, сбылись прогнозы многих экспертов, в том числе российских, которые предсказывали именно такой расклад сил в новом парламенте Киргизии.
|
Сбылись также и прогнозы об избрании спикером киргизского парламента экс-госсекретаря Адахана Мадумарова и назначении главой правительства Игоря Чудинова, ранее исполнявшего обязанности министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов. Не стали неожиданностью и другие кадровые решения. Для «полного счастья» большинства любителей прогнозов осталось только избрать нынешнего и.о. министра юстиции Киргизии Марата Каипова председателем Конституционного суда. Об этом в обществе заговорили сразу после того, как теперь уже бывший председатель КС Чолпон Баекова возглавила список президентской партии.
Развитие событий вокруг выборов дает основание предполагать, что «демократический либерализм», существовавший со времен экс-президента Аскара Акаева, и период уличных шествий при новой власти доживают свои последние дни. По крайней мере, очевидна решимость властей действовать именно в этом русле, опираясь на поддержку стран-партнеров по Шанхайской организации сотрудничества.
Каждый судит по мере своей заинтересованности?
Как и ожидалось, миссии наблюдателей ШОС и стран СНГ заявили, что досрочные выборы в парламент Кыргызстана прошли «свободно, открыто и прозрачно», согласно требованиям законодательства республики и ее обязательствам перед международным сообществом.
«Фальсифицировать итоги парламентских выборов в Кыргызстане было бы рискованно, потому что в голосовании приняло участие большое количество граждан», - заявил журналистам заместитель председателя Совета федерации России Александр Торшин, представляющий миссию независимых наблюдателей от стран СНГ. Напротив, местные наблюдатели заявили о низкой явке избирателей, напоминая, в частности, что примерно двадцать пять процентов граждан Киргизии находятся за пределами страны на заработках.
Располагая электронной системой подсчета итогов голосования, ЦИК Киргизии подводил итоги выборов в течение нескольких дней, ссылаясь на… плохую погоду. Мол, самолеты, которые должны были доставить протоколы комиссий в столицу, не могут вылететь из регионов. Однако это не помешало Центризбиркому заранее заявить, что в новый парламент проходит только Народная партия «Ак Жол».
Бывший мэр Бишкека Борис Силаев, представлявший в качестве международного наблюдателя правительство Москвы, высказался «по-свойски». «Те, кто говорит, что выборы пройдут нечестно и их результаты будут сфальсифицированы, просто глупы, - сказал он журналистам в канун выборов. - Ну не все же международные и местные наблюдатели, члены комиссий подкуплены, так что мне таких людей просто жаль». Между тем, некоторые независимые наблюдатели, работавшие на юге страны, заявили не только о фальсификациях, но и об услышанных ими угрозах применения к ним физической силы.
Главным сигналом поддержки итогов выборов стал телефонный звонок президенту Курманбеку Бакиеву от его российского коллеги Владимира Путина, который выразил надежду, что «после парламентских выборов в Киргизии наступит стабильность». По убеждению президента России, «стабильность окажет позитивное влияние на сотрудничество двух стран».
Сам глава киргизского государства Курманбек Бакиев на встрече с кандидатами от победившей партии назвал прошедшие 16 декабря выборы «одними из самых честных и чистых за время существования Кыргызстана». Он также отметил, что даже «в парламентах России и Казахстана нет такого количества оппозиционных партий». Открытой реакции на это заявление от лидеров названных стран, на поддержку которых Киргизия рассчитывает, пока не последовало.
Между тем, оценка лидеров оппозиции резко отличается от мнения главы государства. Лидер партии «Ак Шумкар» Кубатбек Байболов, решивший идти на выборы в рядах главной оппозиционной партии «Ата-Мекен», назвал итоги выборов «примером подлости». «Это были не выборы, а попытка назначить доверенных, желанных им [властям] людей», - заявил он журналистам.
Не менее резко высказался экс-председатель Совета безопасности Киргизии, генерал Мирослав Ниязов. «Это – итоги властей, которые не вынесет здоровый человек, - заявил он. - Думаю, это делается с намерением растоптать права народа и сделать из людей манкуртов».
По дипломатически и сравнительно мягко оценили итоги выборов международные организации. Отметив определенное «продвижение вперед в сравнении с выборами предыдущего созыва», наблюдатели ОБСЕ назвали эти выборы «упущенной возможностью».
Согласно заявлению главы делегации парламентской ассамблеи ОБСЕ Киммо Кильюнена, «досрочные выборы в парламент Кыргызстана не соответствуют многим обязательствам, взятым республикой в рамках ОБСЕ», и «на этот раз в Кыргызстане произошел существенный откат от демократических принципов, несмотря на существующий плюрализм мнений».
Представительство Евросоюза «с удовлетворением отметило, что плюралистические выборы прошли, в целом, в спокойной обстановке», но выразило сожаление, что «выборы не соответствовали ряду международных стандартов».
По мнению руководителя отдела Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексея Власова, такая либеральность европейских стран объясняется тем, что их «до предела запугали исламским фактором». «Европейцы напуганы афганской и иракской проблемой, - сказал Власов, отвечая на вопросы Газеты.Ру. - Они понимают, что стабильность – лучшая защита от распространения терроризма и исламского экстремизма».
Воздержались от традиционно громких заявлений и Соединенные Штаты Америки. Госдепартамент США ограничился констатацией того, что выборы в Кыргызстане прошли с использованием административного ресурса для достижения конкретных интересов. Но СМИ Киргизии обошли молчанием этот документ. Власти же отреагировали на это заявление на уровне мэра столицы Данияра Усенова. «Когда они выбирали Джорджа Буша в президенты, во Флориде пять дней подсчитывали голоса, и мы, киргизы, не делали никаких заявлений», - сказал он.
Митинги исключены. Диктатура тоже?
Еще до начала выборов стало ясно – на этот раз Киргизия обойдется без массовых акций протеста. Об отказе от массовых митингов «ради мира и согласия в обществе» задолго до выборов заявила партия «Родина», сумевшая доказать в суде, что она не допущена к выборам по вине Центризбиркома. Примерно такие же заявления сделали после выборов и другие проигравшие партии, хотя точки зрения лидеров оппозиции на возможность массовых акций протеста сильно разнятся.
Партия «Ар-Намыс» заявила, что «намерена доказывать нелигитимность парламента в суде». Лидер партии Феликс Кулов не исключил, что его сторонники выйдут на массовые митинги, но они будут носить мирный и краткосрочный характер, поскольку призваны «дать сигнал властям». Однако массовые акции протеста не произошли. Для сравнения: до и после мартовских событий 2005 года в день по стране иногда проходило по несколько сотен митингов.
Как ранее сообщала «Фергана.Ру», 25 декабря киргизская оппозиция заявила о создании нового движения «За Справедливость». В него вошли девять политических партий и десять общественных организаций, не согласных с итогами прошедших выборов. Среди них – ведущие оппозиционные партии «Ата-Мекен», «Ар-Намыс» и «Асаба», а также общественная организация «Интербилим».
То, что организацию возглавил взвешенный политик-дипломат, бывший министр иностранных дел Кыргызстана Аликбек Джекшенкулов, может свидетельствовать, что оппозиционное движение Киргизии переходит в более высокую в отношении уровня политической культуры плоскость. Действительно ли это так – станет очевидным в ближайшее время, когда новая организация заявит о своих конкретных планах.
В пользу утверждений о росте «протестной» культуры в обществе говорит и объявление правозащитным сектором «терминологической войны» новым парламентариям. Правозащитники намерены называть членов нового парламента «лицами, находящимися в здании Жогорку Кенеша» до тех пор, пока не завершатся все судебные слушания по итогам досрочных парламентских выборов.
Эксперты отмечают, что обреченность оппонентов властей объясняется, в первую очередь, пассивностью электората, уставшего от политических интриг, которые длятся более двух лет. Так что рассчитывать на поддержку массами новых акций протеста не стоит. По мнению известного российского журналиста и политического обозревателя газеты «Время новостей» Аркадия Дубнова, «поскольку ни эмоционального подъема, ни финансовых ресурсов в таком количестве сегодня нет, то и повторения революционных событий ждать не приходится».
Достаточно свежий и горький опыт оппозиции доказывает очевидность этих утверждений. Напомним, в апреле 2007 года Объединенный фронт, возглавляемый экс-премьером Феликсом Куловым, заявил о намерении вывести на улицы более ста тысяч человек, но смог собрать на столичной площади лишь несколько тысяч. А спустя несколько дней митинг и вовсе был успешно разогнан властями с помощью шумовых гранат и слезоточивого газа.
В последнее время президенту Курманбеку Бакиеву удалось лишить оппозицию многих влиятельных лидеров. Так, один из самый ярых противников главы государства Мелис Эшимканов возглавил национальное телевидение – главный информационный ресурс страны. Бывший начальник штаба Объединенного фронта оппозиции генерал Омурбек Суваналиев занял пост секретаря Совбеза. Различные должности получили и другие оппоненты власти.
Вместе с Эшимкановым на сторону властей перешла также и самая влиятельная киргизскоязычная газета «Агым», учрежденная этим политиком. Под контролем властей оказались практически все электронные СМИ страны. Если не считать пару газет и зарубежных СМИ, сегодня оппозиция уже практически не имеет влияния на электорат через медиаресурсы.
Удачным для властей оказалось и время выборов. Осень и весну в Киргизии давно прозвали «политическим сезоном». Зимой политические страсти угасают и наступает затишье. К тому же сразу после выборов начался трехдневный мусульманский праздник Курбан байрам, что стало для оппозиции причиной для прекращения акций протеста. А тут подоспел и Новый год, так что людям просто не до митингов, считают местные наблюдатели.
И, наконец, нельзя не отметить, что жизнь населения Киргизии улучшается. В Бишкеке и других городах страны ускоренными темпами идет строительство, крупные населенные пункты задыхаются от избытка автомобилей. По официальным данным, за десять месяцев текущего года в страну было завезено более шестидесяти шести тысяч автомобилей, тогда как, к примеру, в 2001 году - всего семь тысяч.
Впрочем, по мнению экспертов, доходы местного населения растут, в основном, за счет денежных переводов гастарбайтеров, которые, по некоторым данным, отправляют домой из-за рубежа сумму, равную, в общей сложности, годовому бюджету Киргизии. Невозможность хорошо заработать дома по-прежнему способствует оттоку из страны трудоспособного населения.
Но параллельно растет и доходная часть бюджета, что позволило властям повысить зарплату бюджетников и базовые ставки пенсий. Правительство страны самостоятельно приступило к «замороженному» несколько лет назад строительству Камбаратинской ГЭС. Кроме того, практически покончено с организованными преступными группировками (ОПГ). Киргизские СМИ продолжают сообщать о поимках лидеров ОПГ, а также, пусть и не крупных, но взяточников во властных структурах. Руководству Киргизии удалось также стабилизировать цены на основные продукты питания.
Тем не менее, как считает исполнительный директор Ассоциации политологов Киргизии Токтогул Какчекеев, в стране «готова почва для очередной смены президента». В качестве причин политолог называет «внутреннюю и внешнюю политику Бакиева и усиливающийся раскол в местных диаспорах, незавидное экономическое положение, наличие большого долга и влияние мировых держав, недовольных нынешним главой республики».
В то же время, многие аналитики отмечают, что процесс противостояния с оппозицией лишь укрепил позиции президента страны Курманбека Бакиева. В настоящий момент все три ветви власти, согласно новой редакции конституции, фактически подчинены главе государства. Но возможность возникновения в стране диктатуры эксперты считают маловероятной.
Правозащитник Абдумалик Шарипов из Джалалабада, где начинались события марта 2005 года, завершившиеся сменой власти, ожидает усиления давления на гражданский сектор, но уверен, что «исторически свободолюбивый киргизский народ не допустит установления в стране какой-либо диктатуры». «Кроме того, в обществе сформировался целый пласт активных женщин-политиков, которые реально влияют на демократические процессы в обществе», - заключает Шарипов.
По мнению Аркадия Дубнова, Киргизия, как и Россия, в большей степени нуждается «в сохранении за собой права выражать альтернативную точку зрения». «Очень развитая сеть неправительственных организаций в маленькой Киргизии не позволит стране вернуться к ситуации, когда все определялось только одним человеком», - подчеркнул эксперт в интервью радио «Deutsche Welle».
То, как распорядится своей властью президент, и какова будет реакция на это оппозиционеров и простых граждан, - покажут события уже нового, 2008 года.