Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Произвол милиции в Узбекистане: Подробности о нападении рассказала «Фергане.Ру» сама жертва

19.07.2007 19:35 msk, Соб. инф.

Узбекистан Общество
Произвол милиции в Узбекистане: Подробности о нападении рассказала «Фергане.Ру» сама жертва

«Фергане.Ру» стали известны некоторые подробности вопиющей истории о том, как заместитель начальника милиции Пахтакорского района Джизакской области по имени Акмаль ударил ножом женщину, мать трех несовершеннолетних детей, а затем с помощью своих коллег попытался скрыть это преступление, вынеся ее с территории милицейского участка и бросив возле дороги без всякой медицинской помощи.

Сегодня Нилуфар Соттиева лечится в хирургическом отделении Ташкентской медицинской академии, ее жизнь вне опасности. О том, как всё это произошло, она рассказывает следующее.

По ее словам, еще в 2005 году к ней начал приставать ее знакомый, работавший бензозаправщиком. В ходе возникшей ссоры он резко направил машину, в которой ее подвозил, в сторону и устроил намеренную аварию. В итоге Нилуфар получила ранения, ушибы и сломала ребро. После выхода из больницы она подала заявление об этом в районную прокуратуру Пахтакорского района Джизакской области, жалуясь на домогательства со стороны этого человека и требуя привлечь его к ответственности за случившееся.

Но в течение целого года никакого ответа она так и не получила и в 2006 году подала новое заявление - уже в Генеральную прокуратуру Узбекистана. Через 15 дней оттуда пришел ответ, из которого следовало, что местной милиции предписано принять по данному поводу надлежащие меры. С тех пор она стала ходить в районное управление милиции, чтобы выяснить, какие меры они предпринимают для наказания виновного. Однако, по ее словам, сотрудники милиции просто смеялись над ней и ничего не делали. В результате всего этого в её семье начались нелады, и она разошлась с мужем. На руках у нее осталось трое маленьких детей.

А милиционеры так ничего и не предпринимали. Они тянули-тянули, и, в конце концов, объявили, что ранения, полученные ей во время аварии, не имеют серьезного характера, после чего закрыли дело. Тогда Нилуфар обратилась в областную прокуратуру.

Областная прокуратура, как водится, отправила ее заявление обратно в милицию, снабдив его указанием заново пересмотреть ее дело. После этого ей была сделана повторная экспертиза (через год после аварии), которая, по ее словам, подтвердила наличие переломов. Но милиционеры все равно не хотели давать делу ход, ссылаясь на необходимость очной ставки с бензозаправщиком. Однако организовать эту очную ставку у них почему-то никак не получалось.

Нилуфар много раз приходила в отделение милиции, но всякий раз слышала в свой адрес только смех. «Это продолжалось все время, - вспоминает она. - Прихожу утром, они говорят - придите после обеда, прихожу после обеда - зайдите попозже».

В конце концов, она обратилась к хокиму (глав администрации) Пахтакорского района области Эргашу Солиеву и рассказала, что милиционеры откровенно издеваются над ней, заставляя ее ожидать их ответа до 12 часов ночи, в то время как ее дети остаются дома без матери. Хоким обещал позвонить им, но неизвестно - позвонил или нет, потому что все это по-прежнему продолжалось.

Тогда Нилуфар решила обратиться к хокиму Джизакской области (губернатору). «Если у меня нет мужа, то значит надо мной можно издеваться?» - задала она вопрос принявшему ее представителю хокима. Тот постарался ее успокоить: «Не волнуйтесь, езжайте домой». Однако эта встреча тоже ничего не изменила.

Утром 5-го июля (уже нынешнего, 2007 года) Нилуфар вновь пришла в отделение милиции и спросила: «Вы будете что-то делать или нет?» Милиционеры сказали ей: «Придите после обеда, тогда поговорим, сейчас времени нет». Она пришла после обеда, но была встречена словами: «Мы же сказали вам придти позже, приходите вечером»".

Вечером она пришла в полдесятого. К ней вышел сотрудник милиции Бехзод Яллабаев, тот самый, что вел ее дело. Она сообщила ему, что начальник районного отделения милиции Саиб Мелибаев назначил ей встречу вечером, на что Яллабаев вдруг сказал: «Ты начальника уже достала, он тебя видеть не желает» и, по ее словам, начал ее словесно унижать. Обидевшись, она ответила: «Что я, дура? Что вы меня таскаете - у меня дети остаются без присмотра!» Во время этой полемики ей стало плохо с сердцем, и она потеряла сознание.

Все это происходило перед металлической оградой, которой окружено отделение милиции. Сотрудники отделения принесли воду, полили на неё и привели её в сознание. Она пришла в себя и заявила, что все равно будет ждать начальника, потому что он обещал с ней поговорить.

Ожидать начальника пришлось долго, но все-таки она его дождалась - начальник пришел уже после полуночи. По ее словам, он косо взглянул на нее и, не говоря ни слова, вошел в здание. Он даже не спросил ее, что она здесь делает в столь поздний час, и это очень её возмутило. Она стала громко выражать свое возмущение и Бехзод Яллабаев сказал: «Пойду, узнаю, примет он или нет» и побежал за начальником. Через некоторое время Бехзод вернулся и сказал, чтобы она приходила завтра утром, потому что у начальника нет времени разговаривать с ней. В ответ она объявила, что пробьется к нему любыми способами.

Милиционер, который стоял у ворот, закрыл эти ворота и сказал что-то вроде: «Вали отсюда», а также, по словам Нилуфар, добавил много различных оскорблений. В это время заместитель начальника по имени Акмаль, подравнивал изгородь садовым ножом (там было освещение). Как вспоминает Нилуфар, он тоже включился в скандал и обозвал ее шлюхой. Она возмутилась: «Вызываете по делу, а когда приходишь, еще оскорбляете?» Началась перебранка. Милиционер заявил: «Иди, жалуйся хоть своему Каримову, ничего он мне не сделает». И для пущей убедительности добавил матерное ругательство в адрес ее матери. Нилуфар разозлилась и заявила, что не позволит оскорблять покойную мать.

Когда данная статья уже вышла в свет, стало известно, что под давлением спецслужб дежурный врач хирургического отделения Третьей клиники Ташкентской медицинской академии З.А.Арсланов ночью 18 июля выгнал больную Соттиеву Нилуфар на улицу. Из-за слабости она несколько раз падала и в результате получила сотрясение мозга. 19 июля в 7 часов утра несколько узбекских правозащитников, принимающих участие в судьбе Соттиевой, вызвали скорую помощь, и врач Уринов Мамуржон с диагнозом «сотрясение головного мозга» отвез ее в Центр нейрохирургии Ташкента. Соттиеву Нилуфар обследовали, сделали рентгеновские снимки головы, и начали оформлять ее к госпитализации. Но приехал главный врач Кариев М, и потребовал, чтобы Соттиеву Нилуфар отправили обратно в Третью клинику Ташкентской медицинской академии, в хирургическое отделение. Ее снова повезли на скорой помощи, а по пути Нилуфар Соттиева исчезла.

Правозащитники Узбекистана обеспокоены за жизнь и здоровье Нилуфар Соттиевой и за судьбу ее трех малолетних детей. Паспортные данные Соттиевой Нилуфар Ахмедовны: 08.03.1977 года рождения, паспорт серия CG номер 0624166, выдан 17 августа 2002 года ИИБ Пахтакорского района Джизакской области Узбекистана. Проживала в городе Пахтакор, улица Самарканд, дом 16.

«Там была решетка, не помню, как я перелезла через нее и оказалась перед этим Акмалем», - вспоминает она. Оказавшись возле милиционера, она закричала: «Ты чего беспокоишь мою мать? Давай придем к ее могиле, там ты сможешь сказать все

это?». Что было дальше, по ее словам, она помнит плохо, вплоть до момента, когда он ударил ее ножом (можно предположить, что она на него набросилась, схватила за ворот и т.д.). В общем, этим ножом он ее и ударил – «воткнул в меня эту вещь». В эту минуту из здания вышел начальник районной милиции Мелибаев. Увидев его, Акмаль крепко сжал ей руку и заставил схватиться за нож.

«В порыве я даже не поняла, что он воткнул в меня этот нож. А когда пришла в себя, увидела, что в животе нож, а я держу за рукоятку этого ножа», - рассказывает Нилуфар. Она выдернула нож, хлынула кровь, и она упала. Это заметил начальник милиции, и она услышала, как он спрашивает, что здесь произошло. «Что-то она себя сама ножом ударила», - ответил Акмаль. Начальник спросил: "Кто-нибудь видел, как она себя ударила?» Милиционеры дружно сказали, что нет. Тогда он приказал: «Ну-ка уберите её за решетку, а кровь смойте». Ее вынесли на улицу и положили неподалеку, возле дороги. После чего стали наблюдать, что с ней будет дальше. Истекая кровью, Нилуфар лежала с закрытыми глазами, но была в сознании и слышала все эти разговоры.

Сотрудник милиции по имени Шовкат наклонился над ней, затем подошел к начальнику и сказал: «Шеф, кровь не останавливается, надо бы ее в больницу», на что тот ответил – «Пускай подыхает, одной бл…ю будет меньше». Никакой помощи милиционеры ей так и не оказали. Какие-то прохожие, обнаружив её, вызвали «скорую», после чего Нилуфар была доставлена в реанимацию районной больницы Пахтакорского района, а позже - в хирургическое отделение Ташкентской медицинской академии (старого ТАШМИ), где она сейчас и находится.

К сожалению, редакции ИА «Фергана.Ру» не удалось получить комментарии от официальных лиц из Джизакской области. Нам не известно, проводится ли в настоящее время какое-либо расследование случившегося. Мы считаем своим долгом просто рассказать о происшествии хотя бы со слов жертвы, и очень надеемся, что прокуратура Узбекистана обратит на него внимание.