В понедельник в Узбекистане начались военные учения в рамках антитеррористического сотрудничества государств Содружества
Отработка взаимодействия спецподразделений российской армии и армии Узбекистана проходит в Фаришском районе Джизакской области, непосредственно граничащем с соседним Таджикистаном. Эта местность по своим географическим и рельефным параметрам считается наиболее подходящей для проведения операций подобного рода. Достаточно вспомнить переход границы и последовавший затем рейд вооруженных формирований ИДУ в Сурхандарьинской области, а чуть позже аналогичный, но уже в ста двадцати километрах от Ташкента.
Горы и предгорья всегда и везде, где они есть, традиционно используются для нелегального перехода государственной границы различными группами террористов и наркоторговцев, как максимально удобные для переброски людей и груза и, в силу естественных географических условий, минимально защищенные подразделениями пограничных войск.
Вот и сейчас, согласно легенде учений, на территорию Узбекистана из сопредельного государства проникла банда вооруженных террористов, намеренная совершить здесь ряд диверсионных актов, нейтрализовать деятельность исполнительных органов власти, включая подразделения силовых ведомств. Задача спецподразделений - совместными усилиями с применением наземной боевой техники и авиации выйти на след террористической группы и уничтожить ее, не дав возможности реализовать намеченные планы.
Единственное, что смущает или настораживает в выработанной легенде, это то, что обе участвующие в учениях стороны, как бы априори, то есть изначально, предполагают проникновение боевиков с территории Таджикистана. Тем самым, констатируя не только эту возможность, но и неспособность официального Душанбе взять ситуацию в собственной стране под полный контроль. Если бы это было не так, то учения логичнее было бы провести где-нибудь в аналогичной местности, но вблизи Афганистана. Благо гор и ущелий там в избытке.
Российские и узбекские военнослужащие представлены на учениях в равном количестве – по двести человек с каждой стороны. И те, и другие уже имеют опыт проведения подобных операций в условиях горной местности, а потому самой главной задачей является детальная отработка совместных боевых действий.
Курируют нынешние учения лично министр обороны России Сергей Иванов (ориентировочно прилетит в Ташкент в среду) и его узбекский коллега Кадыр Гулямов. Впрочем, роль последнего, в силу его сугубо гражданской принадлежности, сведется, скорее всего, к элементарно-почетной, нежели профессионально-конструктивной. Профессионалы по большей части представлены высокопоставленными российскими военными. Достаточно заметить, к примеру, что чуть ранее, то есть, в период подготовки учений, в Ташкент с инспекцией готовности авиапарка транспортной и штурмовой авиации прилетал главком ВВС России Владимир Михайлов.
Нынешние военные учения, судя по тенденции реанимации взаимоотношений между двумя государствами, при определенном стечении обстоятельств, вполне могут стать прологом для более тесного сотрудничества в рамках так называемой «антитеррористической программы», основы которой вроде бы разработаны обеими сторонами. И это закономерно, поскольку постоянная опасность террористических действий и для России, и для Узбекистана - одна из немногих точек, допускающих политическое соприкосновение, делающее его позитивным и достаточно длительным во времени.
Можно вспомнить майские события в Андижанской области республики, когда группа вооруженных людей, проникших сюда, предположительно, с территории Кыргызстана, совершила дерзкое нападение на ряд подразделений силового блока и, захватив здание областной администрации, попыталась насильственными методами свергнуть существующую в Узбекистане власть. Россия, в отличие от ряда западных государств, сразу же поддержала действия узбекских властей по силовому разрешению проблемы, принимая неизбежные в подобных случаях жертвы среди мирного населения.
Впрочем, не будем лукавить: поддерживая Ислама Каримова, его российский партнер из несостоявшихся чекистов автоматически оправдывал крайне непрофессиональные действия своих силовых структур по уничтожению террористов в Беслане и менее всего задумывался о соразмерности опасности и действий, предпринимаемых для ее ликвидации. Причем, именно потому, что в Беслане, похоже, этот вопрос вообще не обсуждался.
В этом контексте объясним и показателен уровень представительства на учениях российской стороны. Более того, пребывание Сергея Иванова в Узбекистане не ограничится наблюдением за действиями спецподразделений вооруженных сил двух государств. Судя по имеющейся в нашем распоряжении информации, сразу же после завершения совместных антитеррористических учений, у него запланирована встреча с президентом этой страны Исламом Каримовым, руководителями ряда влиятельных силовых ведомств республики, включая Министерство иностранных дел.
Однако и этим пребывание в Узбекистане вельможных россиян в военной форме не ограничится. Ближе к концу недели в Ташкент, вот уже во второй раз за последние полтора месяца, прилетит председатель ФСБ России Николай Патрушев. Формально он примет участие в очередном саммите Шанхайской организации сотрудничества, который начнет работу в узбекской столице в предстоящий понедельник. А неформально, похоже, будет лоббировать интересы российских спецслужб в контексте взаимовыгодного сотрудничества на максимально длительную перспективу.
Возвращаясь к начавшимся в Джизакской области учениям, можно заранее и с абсолютной степенью достоверности предположить, что обе участвующие в них стороны отрапортуют об их проведении в самых радужных и оптимистичных красках. Все гипотетические бандиты будут быстро и успешно уничтожены, заложники освобождены, а стратегические объекты отбиты. Тем самым, доблестные защитники и той, и другой родины в очередной раз докажут высокий профессионализм и отличную боевую выучку.
По-другому ведь не бывает.
Ни в Узбекистане, ни в России…