Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Российская пресса о визите Ислама Каримова в Москву

30.06.2005 08:33 msk, Агентство ВПС

Анализ

Если встреча Ислама Каримова с Владимиром Путиным носила относительно публичный характер, то беседа узбекского президента с министром обороны России Сергеем Ивановым осталась в тайне от журналистов. Однако московские газеты все же пытаются догадаться, к каким соглашениям пришли стороны, и чем эта новая дружба с Узбекистаном "грозит" России. Вот несколько публикаций сегодняшней столичной российской прессы.

АЗИАТ КАРИМОВ

Аркадий Дубнов

Время новостей, 30.06.2005, с. 5

Закончившийся вчера визит в Москву узбекского президента Ислама Каримова оставил неловкое ощущение недоговоренности

Хотя Каримов говорил, как всегда, много, эмоционально, а иногда даже убедительно. Во всяком случае когда он пытался объяснить, почему он против международного расследования событий в Андижане. По его словам, "любая международная комиссия сделала бы упор на том, что чем бы ни мотивировало правительство Узбекистана свои действия в борьбе против экстремистов, мирные люди оказались бы жертвами, и правительство должно за это ответить". Развивая мысль, Каримов даже сказал "невинные жертвы". И добавил, что их невозможно было избежать в городе, где было захвачено большое количество оружия и "отпущены 600 преступников из тюрьмы".

Значит, "невинные жертвы" все-таки были...

Но помнит ли г-н Каримов, что он говорил 17 мая? Через три дня после кровавых событий в Андижане он утверждал, что там "не был убит ни один мирный житель... может ли кто-нибудь назвать имена женщин, стариков, детей, которые были убиты?". Что в Андижане "были убиты только бандиты"...

Так что же произошло с тех пор? А вот что: имена эти, женщин, детей и стариков, были названы. И опровергнуть это Каримову было невозможно. Слишком много свидетелей осталось в живых - как среди родственников жертв, так и среди журналистов, которые, как утверждает Каримов, "еще 10 мая прибыли в Андижан, устроились в гостинице, выбирали удобные места, с которых просматривалась площадь, чтобы затем направлять информацию в те центры, откуда она тиражировалась". Бог ты мой, да помнит ли г-н Каримов, как он рассказывал 17 мая об "уважении", которое "вызывает у него деятельность" западных журналистов, работавших в те дни в Андижане!? Кстати, недоволен тогда Каримов был только российскими телеканалами.

Узбекский президент обвиняет журналистов в том, что они заранее знали о готовящейся операции и приняли участие в "информационной атаке против Узбекистана". Но вот ведь что интересно, в Москве тоже "знали, как готовились эти события, или знали отдельные элементы этого плана". Об этом, вслед за Владимиром Путиным, заявил вчера на встрече с Каримовым российский министр обороны Сергей Иванов. Но почему-то эта информация так и не дошла до Ташкента, на что откровенно намекал 28 июня президент Путин. Не хочется по этому поводу иронизировать - но не издевательством ли над здравым смыслом звучат сказанные вчера Каримовым слова про российского коллегу, мол, "с такими людьми можно ходить в разведку".

Вот откуда неловкое ощущение недоговоренности от московского визита Ислама Каримова. А ведь еще были его слова про "непонимание, почему НАТО уделяет такое внимание ситуации в Андижане". Помилуйте, а разве Узбекистан не был участником программы сотрудничества с НАТО "Партнерство во имя мира", по которой получал содействие в обучении и оснащении своих вооруженных сил? Почему-то тогда г-н Каримов не возражал против участия в ней. "Мы не члены НАТО, мы живем в Азии", - многословно объяснял он в эти дни в Москве. Другое дело, что циничным отчасти выглядит интерес натовцев к Андижану только потому, что там могли быть задействованы специально обученные ими командос либо поставленное странами НАТО снаряжение.

А как в Москве в действительности относятся к андижанской трагедии, остается только догадываться. Для меня в этой связи было показательным, что Владимир Путин до позавчерашней встречи с Каримовым вообще ни разу не произнес название этого узбекского города, предоставив это делать своим министрам обороны и иностранных дел. Кстати, именно глава МИДа Сергей Лавров позавчера попытался сгладить неприятное впечатление, что российское руководство всецело поддерживает Ташкент в его стремлении скрыть обстоятельства андижанской трагедии. Выступая в Гааге, он заявил, что "Россия считает важным, чтобы внутреннее расследование андижанских событий было транспарентным и всесторонним". Но кто же в это серьезно может поверить, если все оценки уже сделаны г-ном Каримовым, в том числе во время визита в Москву?

МЕНЯЮ ВАШИНГТОН НА МОСКВУ

Виктория Панфилова, Владимир Мухин

Независимая газета, N131, 30.06.2005, с. 5

Узбекистан предоставит свою территорию для дислокации российских военных в случае дестабилизации ситуации в Центральной Азии. Таков основной итог завершившегося вчера визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву.

Встретившись с российским президентом, узбекский лидер прежде всего выразил ему признательность за помощь и поддержку во время трагических событий в Андижане: "Я хочу высказать свое уважение к этому человеку, который имеет высокие личные качества - и как человек, и как президент". "С такими людьми можно ходить в разведку", - отметил Ислам Каримов по завершении переговоров с российским коллегой.

Президент Узбекистана не скрывал своего удовлетворения от встречи с высшим российским руководством. Похоже, что он не рассчитывал на столь радушный прием. "Такой открытой, обстоятельной и доверительной беседы у меня еще никогда не было", - сказал на встрече с журналистами узбекский президент.

Визит Ислама Каримова в Москву прошел в полуофициальной обстановке. Владимир Путин встречал своего узбекского коллегу не в Кремле, а на даче в Ново-Огарево. При этом все обошлось без громких политических заявлений и подписания документов.

Но, как удалось узнать "НГ", один особо важный документ стороны все-таки подписали. В ходе встречи Каримова с министром обороны Сергеем Ивановым по инициативе российской стороны обсуждался вопрос размещения собственной военной базы на территории Узбекистана. Москва заинтересована в более тесном военном сотрудничестве с Ташкентом, чем просто оснащение и модернизация оружия и военной техники для Узбекистана. Вопрос российского военного присутствия поставил Ислама Каримова, мягко говоря, в тупик. Он уклонился от прямого ответа, сказав лишь, что Узбекистан пока не готов на постоянное российское военное присутствие. Тем не менее, как сообщил военный источник "НГ", Узбекистан, в случае кризисных ситуаций в Центральной Азии, готов предоставить около 10 аэродромов. Среди них - Чирчик (на границе с Казахстаном), Когайты (Сурхандарьинская область, на границе с Таджикистаном), Бухара, Тузель (под Ташкентом), Фергана, Андижан, Нукус и Ханабад. Вчера стороны должны были подписать об этом соглашение.

При этом официальный Ташкент, по некоторым данным, готов пересмотреть 25-летнее соглашение, подписанное с США об использовании военной базы "Ханабад". Тем самым Узбекистан окончательно принял решение о смене внешнеполитического вектора и повернулся в сторону России. Теперь именно Ташкент может стать главным оплотом России в Центральной Азии. К тому же вчера Палата представителей Конгресса США исключила Узбекистан из американской программы "зарубежного военного финансирования". Законопроект поддержали 393 конгрессмена, и 32 голосовали "против". Теперь Ташкенту придется в основном полагаться на экономическую и военную помощь Москвы.

Кроме того, над Узбекистаном нависла угроза международной изоляции в связи с андижанскими событиями. Ведущие мировые державы пытаются инициировать рассмотрение этого вопроса на заседании Совбеза ООН. И поддержка Москвы оказалась для Ислама Каримова как нельзя кстати. В отличие от Запада, считающего, что беспорядки в Андижане были вызваны социальными причинами, Москва с первых дней заявила о "внешнем факторе" и "происках международного терроризма".

Так, Владимир Путин заявил, что Россия располагала информацией об инфильтрации боевиков из Афганистана на территорию Узбекистана перед событиями в Андижане. "Мы не знаем, насколько эта информация была вовремя доведена до вашего сведения", - подчеркнул Путин на встрече.

Как сказал Каримов, мятеж был подготовлен заранее: "У нас достаточно фактов, которые подтверждают, что эта операция готовилась несколько месяцев, может быть, лет". Более того, у Узбекистана есть доказательства, что боевики, задействованные в Андижане, готовились за пределами страны. Каримов пообещал, что суд над участниками беспорядков будет открытым. Причем представители Конгресса США и правозащитники смогут на нем присутствовать.

Эту же информацию подтвердил вчера на встрече и министр обороны Сергей Иванов: "Мы знали, как готовились эти события, или знали отдельные элементы этого плана". Кроме того, Иванов назвал абсурдными утверждения о том, что в Андижане была расстреляна "мирная демонстрация": "Мирные граждане в Андижане, которые участвовали в беспорядках, были вооружены не хуже мотострелкового батальона. Они захватили воинскую часть, тюрьму. И это мирная демонстрация?"

На встрече стороны также обсудили ситуацию в Центральной Азии в целом. "Ситуация в этом регионе взрывоопасная", - считает Сергей Иванов. Чтобы эффективно бороться с угрозой терроризма, по его мнению, необходимо всесторонне углублять военное сотрудничество двух стран.

НАШ ЧЕЛОВЕК В ТАШКЕНТЕ

Александр Собина

Трибуна, 30.06.2005, с. 7

Поддержав власти Узбекистана, Россия укрепила свои позиции в Азии и приобрела союзника

Вчера закончился рабочий визит в Москву президента Республики Узбекистан Ислама Каримова. Его итоги оказались более чем успешными для России и не менее выгодными для Узбекистана. Это несмотря на то, что в печати крайне двояко рассматривают моральную составляющую тесного взаимодействия Ташкента и Москвы.

Безусловно, эта встреча не могла не привлечь пристального внимания мирового сообщества. Еще бы! Узбекистан был очередным объектом волны "цветных революций", катящейся по пространству СНГ, и, по сути, стал первым серьезным препятствием, об которое эта волна не то что бы разбилась, но споткнулась - это точно. Создан прецедент противодействия подобным явлениям, которые на постсоветском пространстве воспринимаются далеко не всеми как истинное благо. Уже есть как минимум два примера, наглядно показывающих, что "цветная революция" - это всего лишь новый способ насильственной смены власти, который вовсе не гарантирует изменения жизни общества к лучшему, как это пропагандируется в лозунгах на "революционных" площадях. Правительства, объявленные следующими целями "революционной волны", теперь знают, какого результата можно добиться, если проявить твердость.

Другим важным итогом произошедших событий стала кардинальная переориентация внешней политики Ташкента на Россию. Не секрет, что Узбекистан является лакомым куском геополитического пирога, за который готова бороться и Москва. Богатая сырьевая база и выгодное стратегическое положение делают его объектом вожделений крупнейших политических игроков на мировой арене. Ранее Узбекистан был ориентирован на тесное сотрудничество с США. Но некоторое время назад официальный Ташкент начал отход от ранее взятого курса. То, что политика Ташкента стала "слишком независимой", по словам Каримова, и послужило причиной попытки смены власти в Узбекистане. О том, что в Ферганской долине действовали именно внешние силы, а не "доведенный до отчаяния народ", как это преподносилось в западных СМИ, заявил на встрече с Путиным сам Каримов. Его слова были подтверждены заявлением и министра обороны России Сергеем Ивановым, который сказал, что российские спецслужбы располагали данными о подготовке вооруженного мятежа в Андижане еще задолго до произошедших событий. Каримов заявил также о том, что "информационная атака западных СМИ готовилась заранее". Он указал на тот факт, что иностранные журналисты начали прибывать в Узбекистан большими группами за несколько дней до начала событий. Не получая аккредитации в МИД республики, они селились в Оше и заранее готовились к освещению "горячих событий". Таким образом, получается, что Андижан стал полем битвы за отстаивание все тех же глобальных экономических и геополитических интересов, а вовсе не отчаянным криком "возмущенного народа".

Президент Каримов привел еще много фактов того, что "мирные, стихийные демонстрации вовсе не были стихийными, а планировались заранее". Таким образом, суть его заявлений сводилась к следующему: официальный Ташкент стал объектом тщательно спланированной акции по смене государственной власти.

Россия в числе немногих оказалась на стороне узбекских властей. Теперь за такую моральную поддержку Ислам Каримов готов предоставить российскому бизнесу самые выгодные позиции в топливно-энергетическом комплексе и некоторых других "лакомых" сферах экономики, недоставшиеся бывшим "стратегическим партнерам". Поддерживая отношения с Каримовым, Россия, кажется, не боится испортить их с кем-то еще. С Бушем Путин проблему Андижана еще открыто не обсуждал и не ссорился. Правда, российский МИД и Минобороны уже недвусмысленно заявляли о том, что они знают, где находятся лагеря подготовки боевиков, стремящихся нарушить покой в Ферганской долине. Как бы там ни было, геополитический вакуум в нашем тесном мире заполняется очень быстро. Не получилось у одной стороны - получится у другой. В любом случае России сотрудничество с Узбекистаном только на руку, а победителей, как известно, не судят...

ВЛАДИМИР ПУТИН ОПРАВДАЛ ДОВЕРИЕ ИСЛАМА КАРИМОВА

Александр Габуев

Коммерсантъ, 30.06.2005, с. 10

Вчера весь день представители российской власти и находящийся в Москве президент Узбекистана Ислам Каримов рассказывали, что же на самом деле произошло в Андижане

Господин Каримов уверен, что события в Андижане - это месть Запада Узбекистану за независимую внешнюю политику. По версии же российского руководства - это происки международного терроризма. В итоге лидеры России и Узбекистана согласились, что действия Ислама Каримова в Андижане в любом случае заслуживают горячего одобрения и поддержки.

Ислам Каримов решил сам рассказать прессе всю правду об андижанских расстрелах и поспешил расставить, по его словам, "толстые и весомые точки". Поскольку пресс-конференция состоялась до закрытых переговоров двух президентов, то Владимир Путин также впервые слушал исповедь Ислама Каримова с глубоким вниманием. Ведь от того, как господин Каримов стал бы описывать события в Андижане, зависел успех их разговора, столь важного для планов Кремля по созданию треугольника Россия-Узбекистан-Китай (см. вчерашний номер Ъ).

Судя по одобрительной реакции российского президента, господин Каримов рассказал журналистам о расстрелах в Андижане именно так, как ожидал от него Владимир Путин, и даже жестче. Для начала президент Узбекистана заявил, что события в Андижане - это заранее спланированная месть Запада Узбекистану за его "самостоятельную политику". При этом он недвусмысленно намекнул на ведущую роль США в организации выступлений: "Сценаристы и режиссеры использовали те экстремистские силы, которые когда-то сами называли террористами, с которыми так боролись в Афганистане и так успешно борются сейчас в Ираке". По словам Ислама Каримова, в заговоре также участвовали СМИ - западные журналисты прибыли в Андижан еще 10 мая, устроились в гостинице и "выбирали удобные места, с которых просматривалась площадь".

Затем Ислам Каримов обрушился на сенаторов США, Евросоюз и НАТО, которые "так бесцеремонно говорили о трагедии в Андижане". "Во всех резолюциях и решениях, которые пытались проводить на европейском континенте, нет никакого материала. Все они руководствуются шифровками, сообщениями агентств, правозащитников",- возмущался узбекский президент. Именно поэтому господин Каримов высказался против любых международных расследований: "Любая международная комиссия сделала бы упор на том, что мирные люди оказались жертвами и руководство Узбекистана должно за это ответить - вот вам готовая резолюция, готовая пища для информагентств".

Доводам правозащитников господин Каримов намерен противопоставить "открытую работу квалифицированных узбекских судей". По словам президента Узбекистана, суд над участниками андижанских событий состоится уже через несколько месяцев, причем в руках правоохранительных органов "есть люди, которых готовили за пределами Узбекистана". "Они готовились на полигонах очень серьезно: умеют носить оружие, гранатометы",- пугал журналистов Ислам Каримов.

Затем Ислам Каримов стал рассказывать о связи расстрелов в Андижане с "цветными революциями". Он мог бы говорить еще долго, но вдруг прервался и вопросительно поглядел на президента Путина. Владимир Путин попросил журналистов задавать вопросы, однако после выступления Ислама Каримова все ошарашенно молчали. Тогда слово взял российский президент. "Мы очень сопереживали тому, что происходило в Узбекистане, и удовлетворены, что удалось взять ситуацию под контроль",- многозначительно сказал Владимир Путин. Он подтвердил факт участия внешних сил, однако не стал развивать тезис Ислама Каримова о влиянии Запада и США, а пошел в другую сторону: "У нас была информация об инфильтрации боевиков из Афганистана, это наши спецслужбы подтверждают". После этого оба президента удалились на закрытые переговоры.

Вчера стало окончательно ясно, что Москва поддерживает действия Ислама Каримова в Андижане. Встречаясь с Исламом Каримовым, министр обороны России Сергей Иванов еще более настойчиво говорил о "руках заграницы": "Внешний след здесь явно присутствует. Это позволило нам занять объективную позицию по событиям в Андижане". Ислам Каримов тотчас подхватил мысль Сергея Иванова и принялся благодарить его: "Нашлось мало стран, которые проявили объективность при оценке обстановки в Андижане. Лишь президент Владимир Путин, вы, Сергей Борисович, и глава МИД России господин Лавров давали верную оценку происходящим событиям, и мы ее доводили до своего населения".

Затем Ислам Каримов поделился своим впечатлением от встречи с Владимиром Путиным: "Такой открытой, обстоятельной и доверительной беседы, как с президентом России, у меня еще никогда не было, и я хочу высказать свое уважение к этому человеку, который имеет высокие личные качества как человек и президент". "С такими людьми можно ходить в разведку",- заключил свою характеристику Владимира Путина Ислам Каримов.

Однако разведкой стороны явно решили не ограничиваться. Сергей Иванов рассказал, что этим летом пройдут первые совместные российско-узбекские учения, а потому Россия займется перевооружением узбекской армии и рассмотрит возможность создания совместных военных предприятий. Чуть позже на сайте российского МИДа появилось заявление Сергея Лаврова о том, что с точки зрения России деятельность спецкомиссии узбекского парламента вполне заменит международное расследование расстрелов в Андижане.