Самаркандская старина: новодел вместо древних развалин
В погоне за туристами узбекские строители реставрируют и отстраивают заново древние архитектурные здания, выдавая их за сохранившиеся памятники средневековья.
К началу нового туристического сезона, начавшегося в Самарканде в мае, городские власти с гордостью сдавали новый строительный объект – архитектурный комплекс 14 века, состоящий из 4-х соборных мечетей – «Биби-ханум».
Еще недавно на месте комплекса «Биби-ханум» гости Самарканда могли увидеть древние развалины, но умелые руки узбекских архитекторов и строителей, использовавших все возможности современной техники и строительных материалов, вновь создали знаменитое здание.
Целью этой реставрации, по мнению экспертов, является привлечение иностранных туристов. Однако многие из далеких гостей, побывав у «Биби-ханум» и узнав, что более 60% здания построено в наши дни разочаровываются и говорят о том, что чувствуют себя обманутыми.
«Мы потратили огромные деньги на то, чтобы почувствовать атмосферу древнего Востока, эпохи Тимура, а нам показывают современные кирпичи и глазурь», - говорили в интервью IWPR туристы из Франции.
Французский архитектор Жан Рота был более критичен. «Я бывал во многих странах и видел разную архитектуру. Ваши памятники поразили меня своей красотой, но то, что сделали ваши архитекторы – это варварство. Это можно сравнить с действиями талибов по отношению к буддийским памятникам».
Архитектурный комплекс «Биби-ханум» построил в честь своей жены Биби-ханум средневековый завоеватель 14-века Амир Тимур, сделавшим Самарканд столицей своей империей.
Согласно сохранившимся историческим данным, «Биби-ханум» строили по приказу Тимура пленные мастера из разных стран мира. 500 камнетесов в горах Пенджикента, современный Таджикистан, обтесывали камни и доставляли их в Самарканд на 95 слонах.
Испанский посол Клавихо в своих письмах писал о том, что для поощрения работавших на постройке, Тимур бросал им в яму варенное мясо, как собакам. Через 5 лет упорного труда комплекс в честь Биби-хонум, состоящий из четырех мечетей был построен.
О строительстве «Биби-ханум» сохранилась красивая легенда, которую рассказывают всем туристам. Согласно ей, мечеть начала строить жена Тимура Биби-ханум, когда муж был в походе. Молодой зодчий, строивший комплекс, влюбился в царицу и сказал ей, что завершит строительство только в том случае, если поцелует ее.
Царица долго колебалась и согласилась. Она подставила щеку и от поцелуя осталось пятно. Когда вернулся Тимур и узнал об этом, приказал схватить зодчего. Однако мастер успел сделать крылья, взобрался на мечеть «Биби-ханум» и улетел.
Начиная с 19 века начались первые разрушения комплекса «Биби-ханум», когда в Самарканде произошло сильное землетрясение, и верхние части мечетей разрушились, в дальнейшем здание продолжало разрушаться, и в конце концов сохранилось лишь около 50% строений комплекса «Биби-ханум».
Но это не единственный архитектурный памятник в Самарканде, который подвергся тотальной реконструкции.
Благодаря современным архитекторам и строителям, в комплексе Гур-эмир – усыпальнице тимуридов, построенном в 14 веке, были достроены два разрушившихся минарета. Многие древние мечети города обрели новые купола.
А недавно в Самарканде был открыт новый архитектурный комплекс - медресе Улугбека, который стал новой достопримечательностью не только для гостей города, но и для его жителей, который также выдается за памятник средневековой архитектуры.
«Дело в том, что мы его никогда не видели медресе Улугбека, оно было разрушено на 70% и поэтому законсервировано, а теперь снова восстановлено», - сказал один из жителей Самарканда.
Среди ученых Узбекистана продолжаются жаркие споры на тему: нужно ли реставрировать древние памятники и возвращать им первоначальный вид или же будет честнее консервировать их в том виде в котором они дошли до нас, а дальше прикладывать все усилия, чтобы сохранить их возможных разрушений.
Главный инженер реставрационных мастерских Ходихон Акобиров считает, если бы например памятник «Биби-Ханум» не восстановили бы полностью, они мог бы со временем разрушиться и быть навсегда потерянным.
«Спасибо правительству, что после независимости Узбекистана они стали больше уделять внимания нашей истории и памятникам. По этому поводу было много споров, собраний с членами ЮНЕСКО и зарубежными учеными, которые выступали за консервацию, но спасибо нашему президенту, это прежде всего его идея вновь восстановить памятник», - сказал Одихон Акобилов.
Профессор и архитектор из Самарканда Мухаммад Ахмедов является противником восстановления памятников.
«Когда речь зашла о реставрации «Биби-Ханум» я сказал, что если это произойдет, то это будет не исторический памятник, а макет, к тому же, никто не знает как «Биби-ханум» выглядел изначально», - говорит Мухаммад Ахмедов.
По словам Ахмедова, многие ученные также выступают против стопроцентного восстановления памятников с и использованием бетона и арматуры.
«Это противоречить международным правилам реставрации. С годами метал ржавеет, бетон теряет устойчивость. Кто знает, как поведет эта бетонная глыба весом 50 000 тонн на высоте 40 метров и что тогда произойдет с «Биби-ханум»?», - возмущено сказал Мухаммад Ахмедов.
Но несмотря на то, что сторонников консервации было значительно больше и среди них были известные местные и зарубежные ученые, узбекских власти решили этот вопрос по своему.
Желание привлечь туристов было превыше исторической правды. В Узбекистане хорошо понимают, что уникальные памятники Самарканда могут принести большие доходы от туризма, и потому спешно восстанавливают и другие памятники.
Историк из Самарканда Ташпулат Рахматуллаев по этому поводу не раз писал критические статьи и в интервью IWPR сказал: «Реставрация старых памятников происходит от того, что у представителей власти не было исторического подхода к этой проблеме. Они не понимают, что не все блестящее и красивое имеет историческую ценность».
Есть еще другая сторона у этой проблемы, о которой не любят говорить. Реставраторы были заинтересованы в полном восстановлении памятников – этот большой заказ обеспечит их работой на несколько лет. Каждый год из государственной казны выделяется около 400 тыс. долларов на реставрацию памятников в Самарканде.
«Я не в первый раз в вашем городе и видел, как ваши реставраторы выбрасывают отвалившуюся старинную плитку и на ее место лепят современную глазурь», - качая головой сказал французский архитектор Жан Рота.
Посмотреть Биби-ханум приезжают и местные туристы. Однако многих из них не смущают эти проблемы. Их впечатляет огромные размеры памятников, яркие цвета и неважно, что в этих стенах же нет духа предков.
«О том, что испортили памятник зарубежные туристы будут рассказывать у себя на родине. Это никак не будет способствовать тому, что желающих приехать в Самарканд будет больше. Особо чувствительны к этому французы, - сказал один из гидов, не пожелавший назваться».
«Со временем, возможно, власти Узбекистана осознают свою ошибку, но исправить памятник уже невозможно. Современный Биби-ханум останется памятником, который будет олицетворять лишь бескультурье наших современников их неумение ценить и беречь наше великое культурное наследие», - сказал руководитель Центра правозащитных инициатив Самарканда (ЦПИС) Комил Ашуров.
Артур Самари – корреспондент IWPR в Самарканде