Свобода, зовущая на трибуны. Что дал иранцам мундиаль
Болельщицы иранской сборной на стадионе в Казани. Фото с сайта Teammelli.com
В Иране основные СМИ – это социальные сети интернета. Обычная ситуация в условиях авторитарного режима в начале XXI века. Если вы хотите знать, что действительно происходит в Иране и волнует местных граждан, то надо просматривать тематические сообщества в социальных сетях. В легальных иранских медиа заезженная пластинка из войн в Сирии и в Йемене, «американцы во всем виноваты» и экономических успехов страны (что-то напоминает, да?). В иранских социальных сетях в преддверии чемпионата мира по футболу в России обсуждались, преимущественно, экономические проблемы. Теперь там делятся фотографиями иранок без хиджабов на российских стадионах, фотографиями иранок на тегеранском стадионе, но с закрытыми волосами, и братаниями между иранцами и израильтянами на фоне старинных русских церквей. Но начнем с другого. Перед первой игрой иранской сборной в России в сообществах бурно обсуждали поведение фирмы Nike в отношении иранских футболистов.
Санкционный Nike
За несколько дней до начала чемпионата, когда иранская команда готовилась к вылету в Россию, американская компания по производству спортивной одежды Nike заявила об отказе предоставить национальной футбольной команде Ирана экипировку. Связано это было, как говорилось в комментарии компании, с санкциями, наложенными США на Исламскую республику. Дело в том, что в начале мая президент США Дональд Трамп объявил о выходе его страны из соглашения, которое кроме Ирана и США подписали в 2015 году Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия. В соответствии с этим соглашением Исламская республика обязалась ограничить свою ядерную программу в обмен на отмену международных санкций, введенных против нее до подписания соглашения. После выхода из сделки американцы стали вводить в отношении Тегерана новые санкции. Их жертвами, в частности, стали игроки национальной сборной.
Главный тренер сборной Ирана по футболу, португальский специалист Карлуш Кейрош заявил, что Nike должна извиниться за отказ обеспечивать иранских спортсменов бутсами. «Комментарий Nike был, по моему личному мнению, лишним. Все знают о санкциях. Им следует извиниться, потому что их высокомерное поведение по отношению к 23 парням абсолютно смехотворно и ненужно», — сказал Кейрош.
Футболисты сборной Ирана на ЧМ-2018. Фото с сайта Teammelli.com
В социальных сетях иранцы комментировали произошедшее гораздо жестче. А после победы в первом матче Ирана над командой Марокко понеслись комментарии вроде «да чего нам ваши бутсы, когда наши парни отлично играют». Официальным медиа Исламской республики история с бутсами, конечно, добавила повод говорить о «подлости этих проклятых американцев». Правда, они никак не комментировали поведение собственных властей, которые 15 июня не пустили женщин на крупнейший стадион Тегерана «Азади» смотреть первую прямую трансляцию с чемпионата: матч Иран-Марокко.
Возможность, что женщин могут пустить, обсуждалась. Предполагалось, что иранок допустят в семейный сектор. Но за несколько часов до начала трансляции городские власти решили, что этого делать не стоит. В итоге на «Азади» болели только мужчины.
Зато на трибунах в Санкт-Петербурге, где играла иранская сборная, иранские женщины (без хиджабов, конечно) вели себя столь бурно, что их впоследствии различные СМИ обсуждали не меньше, чем игру их команды.
Иранская болельщица (на Fan ID видно ее фото в хиджабе). Фото из Twitter-аккаунта Zarak Khan
На трибунах иранские болельщики вывешивали плакаты с лозунгами на английском о том, что власти Исламской республики должны допускать женщин на стадионы. И власти сдались.
19 июня иранские информационные агентства Ирана сообщили, что женщинам будет разрешено смотреть 20 июня прямую трансляцию на стадионе «Азади» (матч Иран - Испания). Билеты стоили по два евро, их приобрели около 10 тысяч человек, однако 20 июня менее чем за три часа до начала мероприятие было отменено. Иранское агентство Tasnim передало, что матч не будет транслироваться «из-за проблем с инфраструктурой» и попросило не приходить на стадион. Тем не менее фанаты все равно пришли и принялись протестовать, и спустя час полиции пришлось открыть вход на стадион для всех — мужчин, женщин и детей. «Женщины на стадионе «Азади», первый раз после революции [1979 года]», — оперативно отреагировал на своей странице в Facebook иранский журналист Хамид Хушанги (Hamid Houshangi). Этот факт зафиксировали и многие мировые издания.
В официальном Twitter-аккаунте иранской команды тут же появилась фотография женщины на стадионе, держащей иранский флаг, и других женщин, делающих селфи на трибунах.
Исламская революция 1979 года в Иране привела к смене прозападной и светской политики, которую проводил 35-й и последний шах Мохаммед Реза Пехлеви, на исламский фундаментализм и верховенство законов шариата. Купальники и мини-юбки сменил строгий мусульманский дресс-код, бунт против которого стал нарастать в 2017 году, когда женщины начали серию одиночных протестов против обязательного ношения хиджабов. 38 лет женщинам в Иране запрещалось смотреть мужские спортивные соревнования. Поэтому попадание на «Азади» стало для иранских женщин важной вехой в борьбе за свои права.
Баннер в поддержку иранских женщин на стадионе в Санкт-Петербурге. Фото с сайта Rferl.org
Мусульмане и иудеи на фоне русского православия
Чемпионат мира в России стал возможностью для прямого общения между гражданами Ирана и Израиля. Правительства-то их друг к другу относятся крайне враждебно и регулярно грозят друг другу ракетными ударами и другими карами с небес. Но и те, и другие без особых проблем могут въезжать в Россию. Иранцев на чемпионат мира в Россию приехали, по меньшей мере, десятки тысяч. Приехало и множество граждан Израиля – хотя их сборная тут не выступает, но для них Россия является достаточно безопасной.
В сети Facebook, например, широко разошлось совместное фото иранцев и израильтян на Красной площади на фоне собора Василия Блаженного. После матча Ирана против Марокко один из израильских телеканалов интервьюировал радостную иранскую болельщицу, которая рассказывала, что иранцы вообще всех любят, в том числе и Израиль, а все беды от правительств.
Болельщики с флагами Израиля и Ирана на Красной площади в Москве. Фото из Facebook принцессы Иман Пехлеви
И, конечно, надо отметить еще одну веху для Ирана – там теперь, опять же судя по социальным сетям, новый национальный герой: вратарь футбольной сборной – Алиреза Бейранванд, который смог отразить 11-метровый одного из лучших футболистов в мире - португальца Криштиана Роналду.
В сети уже тиражируются фотографии Бейранванда: детские фото, подростковые и то, как он играл в предыдущих матчах за сборную Ирана. Из разных слухов сплетаются истории, как Бейранванд пришел в футбол: якобы сбежал от родителей, которые запрещали ему гонять мяч, ночевал на улицах, мыл машины, разносил пиццу. И все это ради того, чтобы играть в футбол и однажды попасть на чемпионат мира. Понятно, что его возвращение в Тегеран будет более чем триумфальным.
Не так уж и плохо, если он станет кумиром для миллионов иранских мальчишек, да и девчонок. Пусть уж лучше они играют в футбол, чем обмениваются ракетными ударами с соседями по континенту.
Александр Рыбин