Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Почему тема дефицита бензина стала взрывоопасной в нефтедобывающем Казахстане

10.10.2017 12:40 msk, Вячеслав Половинко

Политика Экономика Казахстан Россия Общество
Почему тема дефицита бензина стала взрывоопасной в нефтедобывающем Казахстане

К акимату (администрации) Западно-Казахстанской области подъехал молодой человек на джипе. Он подогнал машину к самому входу, остановился и вышел. Подбежавшим охранникам он показал нарисованную на заднем стекле надпись «Бензина нет!». Приехали полицейские, начали составлять протокол, а потом пришел чиновник из акимата, который долго и объяснял и водителю, и набежавшим журналистам, что бензин скоро будет – и не надо тут устраивать всякие перфомансы. «Я связывался с компанией «Казмунайгаз Онемдерi», они закупили достаточно большое количество топлива в России, - заявил заместитель начальника управления энергетики и ЖКХ по ЗКО Мурат Байменов. – Я думаю, к концу недели уже заработают заправки «Казмунайгаз». Они имеют наиболее крупную сеть по городу. До конца недели бензин обеспечим. Цена остается прежней». После этого машину погрузили на эвакуатор и увезли. Бензин и вправду появился через несколько дней, хотя до этого его не было неделю с лишним.

Эта история произошла в августе 2014 года. Спустя три с небольшим года последовать примеру автолюбителя из Западно-Казахстанской области готовы, похоже, едва ли не по всей стране. Бензина снова нет – и на этот раз апокалиптичные прогнозы строят даже чиновники. В Алматы представители акимата на прошлой неделе заявили, что бензина хватит дней на десять. Местные жители сбились с ног (иногда в буквальном смысле: заправки, на которых давали бы бензин не по талонам, порой приходилось искать пешим ходом) в поисках топлива. В других областях ситуация не лучше: бензин или дают строго дозированно, или не дают вообще, или – на крайний случай – по тем же талонам. Дело дошло до публичного призыва на всеказахстанскую акцию протеста, и после этого, надо признать, действия властей стали оперативнее. Бензина сильно больше не стало, но, по крайней мере, его начали обещать.

Перманентная топливная проблема в стране, которая плотно сидит на нефтяной игле, - оксюморон постсоветского авторитаризма. Власти, тем не менее, ничтоже сумняшеся признают, что, да, Казахстан не может себя обеспечить полностью бензином – и это при том, что до 2019 года в республике действует запрет на экспорт (зато потом – очевидно, за счет многострадального Кашагана, - бензином собираются залить даже Россию). По официальным данным, Казахстан зависим от той же России в топливном вопросе на 30%, по неофициальным – минимум на 40%. Перед исчезновением бензин обычно дорожает – владельцы автозаправок уверены, что потом можно будет поднять цены еще, и нередко просто прячут оставшееся топливо, что только провоцирует дефицит. Последнее обстоятельство особенно беспокоит местных депутатов, видящих повсюду сговор продавцов бензина: мажилисмен Маулен Ашимбаев, например, уже официально пригрозил разбирательством тем владельцам АЗС, которые держат бензин до последнего.

Такое было и в 2011 году, и в 2014-м, и в 2015-м, и вот теперь в 2017-м. И дело тут, конечно, не в дилерах, которые лишь следуют законам рынка. Пока Казахстан настолько зависит от внешних рынков, подобных скачков цен не избежать. В начале года портал 365info выяснил, что бензин составляет 3,3% от всего импорта в республику, и больше завозится только нефти, медикаментов и удобрений. Бензин завозится из России – и если он дорожает (а он дорожает), автоматически дорожает и топливо на заправках в Казахстане. Ну, а дальше вы знаете – бензина нет, машины к акимату.

Может ли Казахстан избавиться от российской зависимости? Теоретически – да. Если сложить все мощности перерабатывающих заводов, получится примерно столько, сколько и нужно (ежемесячное потребление бензина в республике оценивается в 270 тысяч тонн). Но беда в том, что три главных завода – Павлодарский, Атырауский и Шымкентский, - постоянно закрываются на ремонт (в Павлодаре как раз сейчас решили планово провести реконструкцию, а Атырауский НПЗ до сих пор не вышел на полную мощность), четвертый обещаемый все никак не достроят, а минимум 90 мелких заводиков, которые с лихвой бы покрыли всю необходимость в переработке, сегодня элементарно простаивают. Оно и понятно, на самом деле: торговые отношения со стратегическим партнером всегда важнее интересов собственного народа, в том числе и частных предпринимателей.

Очевидно, опасаясь народного гнева, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев утром 10 октября уволил вице-министра энергетики Асета Магауова и внес на представление президенту выговор в отношении министра Каната Бозумбаева. Сам министр покорно склонил голову: «Моя судьба в руках президента»(2017 год на дворе, если что). А акции автомобилистов, назначенные на сегодня, оказались не очень многочисленными и были больше похожи на флешмоб с включением аварийного света, нежели на какое-то акцентированное выражение недовольства.
Другое дело, что Казахстан, признавая правила ценообразования своего северного соседа, принимает на себя и все его прихоти и проблемы. Вот и сейчас, например, повышение цен на бензин – это прямое следствие так называемого «налога на Крым», то есть истории с введением в России дополнительного акциза на бензин для ремонта дорог в Крыму. Его еще не ввели, но бензин уже подорожал. Казахстан, загнав себя в импортную кабалу, получается, тоже зависит от состояния крымских дорог. Но вслух об этом, конечно, не скажут. В республике все списывают на ремонт завода и на курс тенге к рублю – повышался он давно, но цены почему-то скакнули только сейчас. А в планах у властей увеличение объемов импорта бензина из России, то есть цены увеличатся еще не раз. Замкнутый круг.

Народ это, разумеется, злит, но до акций протеста пока не доходило. Если что-то подобное и произойдет в стране, вряд ли проявление недовольства будет массовым: скорее всего, автовладельцы просто выпустят пар и побредут искать новую заправку, где можно приобрести хотя бы 10 литров в одни руки. Но сбрасывать со счетов бензиновую тему как потенциально взрывоопасную рановато: подорожание бензина ведет к росту цен практически на все виды услуг и товаров, в том числе и на продовольствие. И если подобное произойдет, недовольство населения выйдет на другой уровень. В таком случае властям придется забыть про разговоры о взаимовыгодном сотрудничестве с РФ и стремительно искать иные способы привести к спокойствию собственных граждан.

Вячеслав Половинко, специально для «Ферганы»

Международное информационное агентство «Фергана»