Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Долина Бартанг в Таджикистане: Много перспектив, но мало надежды

16.12.2016 13:12 msk, Улфат Масум

Политика Экономика Таджикистан Общество
Долина Бартанг в Таджикистане: Много перспектив, но мало надежды

Долина Бартанг, расположенная в Рушанском районе Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана, находится в стороне от прямой дороги, добраться до неё нелегко. Расстояние от Хорога до центра Бартанга составляет 105 километров. Маршрутных такси нет. Можно сначала доехать до кишлаков, расположенных в низине, а оттуда на перекладных добраться до бартангских посёлков Рошорв и Гудара.

Торговцы на рынке Хорога посоветовали мне обратиться за помощью к женщинам из Бартанга, продававшим насвай. Одна из них, Гулбахор, помогла найти машину. Назар, владелец Ландкрузера, приехавший в Хорог по делам, обещал довезти меня до кишлака Разуч, который находится в 14 километрах от Сипонча, центра Бартанга.

В Разуч мы приехали поздно вечером.

Люди. История

Гостеприимство - одно из главных качеств жителей Бартанга. Здесь радушно принимают всех, кто вошёл в селение. По мнению знатока Бартанга, журналиста Гулоса Мамадлоикова, такова природа здешних людей, их сущность.

Бартангцы необыкновенно доброжелательны и просты, такими их сделали горы. Неспешность, отсутствие суеты. Аскетизм полный. Поражает сочетание бедности и величия. Откуда в них это?


Природа Бартанга. Фото «Фергана»

- Они еще не избалованы нынешней цивилизацией, которая губит в человеке всё человеческое, - пояснил мне Гулос. - Это потомки людей, которые бежали в горы в VII-IX веках, а затем и в XI веке, когда преследовалось всякое инакомыслие. Это были люди, обладающие знанием. Они пришли из развитых земледельческих стран и научили аборигенов проводить ирригационные системы. Они не были миссионерами, они искали защиту. И горы их защитили.


Бартанг вечерний. Фото «Фергана»

В Бартанге есть святые места, связанные с шейхами – суфиями.

- Если в другие места Бадахшана приходили исмаилитские миссионеры, то здесь всё связано с шейхами, которые прибывали вместе со своими мюридами. В их философии в центре мира стоит человек. И в философии жизни жителей каждый человек уникален. Поэтому всех, кто к ним приходит, они привечают, считая, что пришел человек со своим миром, со своим космосом, – рассказывает мне Имомгуй, местный житель.


Бартанг. Фото «Фергана»

- Жители Бартанга живут в гармонии с природой, и у них всё переплетено. Они глубоко верят в Бога, при этом уверены в существовании злых и добрых духов и космических пришельцев, - говорит Гулос Мамадлоиков. - Я много ездил по Бартангу еще в советские времена, когда во многих кишлаках и дорог-то не было. По сравнению с тем, что я видел раньше, кишлаки чуть-чуть изменились, но люди сберегли свою историческую и генетическую память. У них сохранились даже вещи святых. Не в музеях, а в святых местах. Например, в старом доме, стоящем в одном из селений Бартанга, находятся вещи святого Нуриддина Парвози (Прилетевший). Местные уверены, что он прилетел из космоса.


Бартанг. Фото «Фергана»

Природа

Природа накладывает отпечаток на философию горцев. Она удивительна даже зимой. Красота и величие Бартанга поражает не только иностранцев, но и жителей Таджикистана. Ночью прямо над головой светит несметное количество малых и больших звезд. Такого удивительного неба я не видела нигде, даже в Мургабе.

Бартангская долина изумляет яркой природой. Здесь много деревьев. Горы неповторимы и незабываемы. И они разные. Ощущение покоя, умиротворения и какого-то полёта. Природа удивляет строгостью, лаконичностью. Спокойно, тихо, молчаливо.


Бартанг. Фото «Фергана»

Но это мнимое спокойствие, иногда природа бунтует: в Бартанге случаются сели, снежные лавины, камнепады. Я не смогла проехать дальше кишлака Басид, потому что дорога была закрыта из-за спустившихся селевых потоков.

Однажды в Басиде произошло землетрясение, из-за которого гора на другой стороне реки Бартанг обвалилась и ее обломки долетели до кишлака и практически уничтожили его: на жителей обрушилось 30 тонн камней.


Бартанг, место, где сошла лавина. Фото «Фергана»

- В прошлом году землетрясение в Гударе уничтожило все дома, и по всей территории Бартанга были разрушения, - рассказывает мне Зеб, жительница Сипонча. - До сих пор не могу спать спокойно, даже шум трактора меня пугает.

На вопрос, не думают ли они переезжать из такой зоны, местные жители со свойственным им спокойствием отвечали, что лучшего места по красоте, чем Бартанг, не найти.


Зеб; Сипонч. Фото «Фергана»

Главные проблемы Бартанга

В Бартанге две проблемы: отсутствие дорог и электричества. Если их решить, Бартанг найдёт свой путь развития.

Во многих селениях есть маломощные ГЭС. За оборудованием на них следит Курбонали - инженер-энергетик на пенсии. Мини-электростанции построены, в основном, на субботниках, с оборудованием помогла Программы развития поддержки горных регионов (МСДСП, подразделение фонда Ага Хана).


Бартанг. Фото «Фергана»

Местные жители очень экономно расходуют электроэнергию, тратят её только на освещение и телевизор.

ГЭС в кишлаке Разуч в зимнее время даёт всего 60 кВт, в летнее - 350. Она обеспечивает электроэнергией три кишлака. В Сипонче есть еще старая ГЭС, построенная в советское время, в 1989 году, она находится в ведении компании Pamir Energy. Плата за свет уходит на содержание персонала, который обслуживает эти мини-ГЭС. Стоимость разная: в Разуче за 1кВт платят 18 дирамов, в Сипонче - 22 дирама (100 дирамов – это 1 сомони. $1 стоит 7,87 сомони).

- Иностранцы смеются: у вас так много воды и такой дорогой свет, - рассказывает мне житель Сипонча Курбончон.


Бартанг. Фото «Фергана»

Нехватка электроэнергии наиболее остра в трёх кишлаках – в Гударе, Рошорве, Рухче. Там есть солнечные батареи, но они не покрывают полностью потребности жителей. В Пасоре и Бопасоре благодаря Фонду Ага Хана построили ГЭС, но она пока не работает. В Рошорве воды мало, а в зимнее время, можно сказать, почти нет.

Дорога, соединяющая центр Рушанского района с Бартангом, – грунтовая, труднодоступная. Её построили в 1936 году, потом частично ремонтировали. В 2001-2006 годах по линии МЧС была построена дорога от села Япшорва до села Барчадив. Она облегчила людям путь - от 10 до 20 километров. В Бачевдара построили мост. Но в целом состояние дороги оставляет желать лучшего.


Бартанг, грунтовая дорога. Фото «Фергана»

- К нам уже приезжают туристы, но если бы дорога была хорошей, их было бы намного больше, - считает президент Village Organization (это крестьянское хозяйство в кишлаках, созданное структурами Фонда Ага Хана. – Прим. автора) кишлака Даржомч Улфатшо Тирандозов.

Образование

В каждом селении есть средняя школа. Директор школы №26 кишлака Разуч Саттор Абдусатторов рассказал, что в его учебном заведении работают 18 учителей, есть шесть компьютеров.


Школа в Разуче. Фото «Фергана»

В 2001 году Фонд Ага Хана построил здесь здание школы на грант Швейцарского агентства по развитию. Рядом стоит школьное здание, построенное государством. Здесь есть детский центр развития, который финансируется Фондом Ага Хана.


Урок английского языка. Фото «Фергана»

В кишлаке Даржомч школа старая, но власти обещали построить новую. Директор учебного заведения Икбол Наврузов сообщил нам, что в этом году его школа получила три тонны угля и пять кубометров дров. Зарплата учителей составляет от 500 до 600 сомони ($62-75), за работу на высокогорье им добавляют ещё 28 сомони (около $3,5).


Директор школы Икбол Наврузов, Даржомч. Фото «Фергана»

Население и безработица

Кишлаков в долине Бартанг мало, но расположены на большом расстоянии друг от друга. Население Бартанга составляет 9 тысяч человек. Самое большое селение – Рошорв, здесь три тысячи жителей, или 200 хозяйств.

В Сипонче, центре Бартанга, живут 500-600 человек, это 95 хозяйств, остальные кишлаки заселены ещё слабее - по 250-300 жителей.


В детском саду. Фото «Фергана»

Размер пенсий колеблется в пределах 200-600 сомони. Очень низкие зарплаты у учителей. Все, что не растет, покупается в магазине. Мешок муки стоит 200 сомони.

Жители занимаются сезонными работами. Имеющих постоянную работу мало. В медпунктах, их еще называют Дом здоровья, сидят по две медсестры, в школах - по 18 сотрудников плюс несколько технических работников. В каждом кишлаке есть уехавшие в трудовую миграцию за рубеж – по 20-30 процентов жителей. Некоторые уже вернулись, есть и те, кого депортировали.


Дом здоровья. Фото «Фергана»

- В России уже делать нечего, там нет работы и, соответственно, нет денег, – считает Курбончон, один из вернувшихся.

Срок жизни, по мнению врачей, сравнительно высокий для гор Памира. Старики доживают, в среднем, до 70-75 лет, но много и 80-летних. Одному из жителей кишлака Савноб исполнилось 95 лет, в селении Хичез мужчина дожил до ста.

Смертность среди детей низкая. Мехри, бывшая жительница Кумсангира, уверена, что причина кроется в чистой воде и свежем воздухе.


Школьники. Фото «Фергана»

Кстати, в Бартанге много тех, кто в гражданскую войну 1992-1997 годов вернулся сюда из Кумсангирского района Курган-Тюбинской (сейчас Хатлонская) области, куда во времена Хрущёва бартангцев переселяли в рамках специальной программы. В Кумсангире детская смертность была очень высокой.

Развитие региона важно для жителей

В Бартанге растет много деревьев, в том числе и плодовые, так что абрикосами, яблоками, тутом (плоды шелковицы) и грецким орехом местное население обеспечено. Много и овощей – картофель, лук, морковь, помидоры огурцы, капуста. Единственное удобрение, которое здесь используют, – навоз. Никаких химикатов, заверяют местные жители.


Абрикосовый сад, селение Даржомч. Фото «Фергана»

Иногда помидоров так много, что их приходится скармливать скоту. Это обидно - как местным, так и жителям Хорога, которые нуждаются в качественных продуктах. Если создать нормальные условия для перевозок, бартангцы обеспечивали бы своими овощами и фруктами Хорог.

Яблоки у местного населения скупают перекупщики из Душанбе - по мизерной цене в 3 сомони, а в Душанбе продают по 12-16 сомони. Но и эти деньги обеспечивают существование бартангцев, по их же словам. Хотя директор магазина Имроншо утверждает, что все жители имеют долги. Люди живут в минус.


Магазин и его верный охранник Йолбарс. Фото «Фергана»

Но не унывают. Они считают, что перспективы для развития у них есть. Земли много, но нужны вложения, которые в будущем обязательно окупятся. Люди пытаются что-то предпринять. Например, построили парники в Сипонче, Рошорве и других кишлаках. Многие сеют зелень на своих маленьких участках.


Парнички с зеленью. Фото «Фергана»

По словам Имомгуя, жителя Бартанга, у реки в кишлаке Разуч есть около десяти гектаров земли, которая не используется. По его мнению, там можно создать рыбное хозяйство.

- На вопрос, сможем ли мы после освоения денег доноров перейти на самофинансирование, я могу ответить утвердительно. Большая надежда в этом на структуры Фонда Ага Хана. У государства таких средств нет, - считает Имомгуй.


Земля от Сипонча до Даржо, пригодная для выращивания картофеля или пшеницы. Фото «Фергана»

- У нас есть идеи развития наших кишлаков, но мы не можем найти доноров, - сетует Улфатшо, глава Village organization в селении Даржомч. - И это, к сожалению, наша беда. Мы можем создать конкуренцию по овощам, привозимым из Душанбе, качество которых хуже, чем у наших. Меня удивляет тот факт, что о том, как развивать Памир, спрашивают других экспертов, но никак не местных жителей. Я думаю, именно поэтому грантовой поддержкой обеспечиваются неэффективные проекты.


Козочка. Фото «Фергана»

- Возьмем Рошорв, где построили канал. Незаконченный, можно сказать, смазанный проект. Потрачена большая сумма денег - 167 тысяч долларов США, в качестве зарплат выдано сотни тонн муки. Но проект не работает: как только открылись дороги, нужда в канале отпала и о нём благополучно забыли. Почему? Непонятно. Хотя Рошорв мог бы обеспечить мукой весь ГБАО, - уверен Имомгуй.


Река Бартанг, вытекающая из Сареза; Имомгуй. Фото «Фергана»

Красивая кошка

Ещё одна проблема населения Бартанга – дикие животные. Местный житель по имени Мали рассказал мне, что однажды в их кишлаке объявился снежный барс.

- От волков отбоя нет, они истребляют наш скот, а тут еще эта кошка повадилась. В селении Бижравдара, где у нас загон для скота, барс ночью уничтожил 70 овец и коз. В другом селении съел 17 овец и коз, - сообщил Мали. И со смехом рассказал небольшую историю.


Камень памяти, записи 1950 года. Фото «Фергана»

В одном селе муж и жена возвращались из гостей домой. Вдруг жена увидела барса. «Смотри, какая кошка красавица, и такая жирная», – сказала она. Муж посмотрел в ту сторону, куда кивнула жена, и остолбенел. «Эта красивая кошка наверняка уничтожила наших животных!» - вскричал он. Забежали они в загон и правда: барс погубил всю живность. А в углу жалобно мычал теленок. Странно, но кошка его не тронула.

- А что же не поймали её? - спрашиваю я.

- Так ведь штраф в размере 30 тысяч долларов, - засмеялся Мали. - Да и жалко, она такая красивая. Она, наверное, знает о штрафе, поэтому и хозяйничает в наших загонах. Волков тоже видимо-невидимо. Раньше, в советское время, их выборочно истребляли, а теперь, наверное, на это денег нет.


Бартанг. Фото «Фергана»

Поступь цивилизации

В век кибернетики, когда космические корабли бороздят космос, как говорил герой известного советского фильма, жители Таджикистана хвастаются, что у них во многих кишлаках есть водопровод. Почти во всех селениях есть мобильная связь, кроме Разуча. Там связь есть только за кишлаком. Жители в шутку называют это место почтой.


«Почта» кишлака Разуч. Фото «Фергана»

Жительница села Шоиста рассказала, что в прошлом году председатель области Шодихон Джамшед обещал провести связь в Разуч. «Наверное, он не забудет об этом», - надеется Шоиста.


Селение Даржомч, сыпучие горы; Шоиста. Фото «Фергана»

На всех домах стоят параболические антенны, чаще всего здесь смотрят афганские и иранские телеканалы. В доме, где я остановилась, предпочитали, в основном, персидскую службу новостей Евроньюс и Би-би-си. Женщинам иногда разрешалось смотреть турецкие сериалы в переводе на фарси.

План развития Бартанга фактически сорван

Уже после поездки мне стало известно о существовании трехлетнего плана мероприятий по социально-экономическому развитию долины Бартанг Рушанского района Горно-Бадахшанской автономной области. Он был утверждён правительством Таджикистана 27 февраля 2013 года на заседании под председательством президента Эмомали Рахмона.


Природа Бартанга. Фото «Фергана»

Документ предусматривает орошение 260 гектаров новых земель в долине Бартанг и посадку 50 гектаров новых садов. Кроме того, запланированы строительство трёх малых гидроэлектростанций общей мощностью полторы тысячи кВт, реконструкция двух действующих мини-ГЭС, установка линий электропередач (ЛЭП) протяженностью 54 километров, строительство пяти новых школ и двух медицинских пунктов. Реконструкции, согласно плану, подлежали семь школ, местная клиника, дороги и мосты от районного центра до кишлаков.

Срок выполнения этого утверждённого на высшем уровне плана истекает в феврале 2017 года…


Дети Бартанга достойны лучшей жизни. Фото «Фергана»

Улфат Масум

Международное информационное агентство «Фергана»