Экспертиза в деталях. Возвращаясь к вопросу о надежности Рогунской плотины
В Душанбе 26 августа начала свою работу трехдневная Международная научно-практическая конференция «Сейсмическая безопасность Центральной Азии», на которой ученые из 16 стран обсуждают вопросы изучения трансграничных сейсмических рисков, сейсмостойкого строительства и безопасности крупных сооружений, в том числе плотин гидроэлектростанций.
Безопасность ГЭС в горных регионах является жизненно важным вопросом, и он станет одним из ключевых в ходе диалога между учеными стран Центральной Азии, сказал на открытии конференции президент Академии наук Таджикистана Фарход Рахими. Участники конференции рассматривают опыт строительства больших плотин и создания крупных водохранилищ и вопросы оценки их сейсмической безопасности.
Для Таджикистана эта конференция имеет не только научное, но и политическое значение – таджикские специалисты намерены доказать безопасность высоких плотин, как уже существующих, так и возводимых на реках республики.
В начале июля власти страны сообщили о выборе подрядчика для строительства крупнейшей в Центральной Азии Рогунской ГЭС, которая позволит вывести республику из энергетического кризиса. Тендер выиграла итальянская компания Salini Impregilo S.p.A – с ней уже подписано соответствующее соглашение. На эту новость вскоре отреагировал соседний Узбекистан, который выступает против строительства гидроузла. Узбекский МИД сделал заявление, в котором в очередной раз выразил обеспокоенность сейсмичностью района строительства ГЭС и предупредил об «опасных и непоправимых последствиях» для региона.
Уже много лет, а именно – с тех пор, как Таджикистан объявил о намерении продолжить строительство Рогуна, Узбекистан всячески пытается воспрепятствовать реализации планов таджикского правительства, муссируя вопрос о гипотетической опасности этого масштабного проекта. Но разве проблема безопасности Рогунской ГЭС, которой так озабочен Узбекистан, не волнует и таджикскую сторону? Конечно же, волнует, и она является ключевой для Таджикистана – республики, в которой ежегодно фиксируется несколько тысяч колебаний земной коры. Поэтому с целью выявления возможных рисков при строительстве Рогуна, а также эффективности и целесообразность возведения ГЭС, Таджикистан обратился к Всемирному банку (ВБ) с просьбой помочь организовать комплексную международную экспертизу проекта, которая и была проведена в 2011-2014 годах. По результатам экспертизы строительство Рогунской ГЭС было признано безопасным и экономически выгодным.
Однако соседняя страна продолжает настаивать на угрозе Рогуна при том, что результаты экспертизы, проведенной под эгидой ВБ, имеются в открытом доступе в интернете, и любой желающий может с ними ознакомиться. Разумеется, никто не может гарантировать, что природа всегда будет милостива. Но, по заверению компетентных гидроэнергетиков Таджикистана (в том числе участвовавших в экспертизе Рогунской ГЭС), с которыми удалось пообщаться автору этих строк, в пересмотренном и актуализированном проекте Рогуна учтены самые серьезные угрозы, которые могут возникнуть в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации станции. Именно на этих рисках и доводах экспертов и хотелось бы остановиться подробнее.
Из истории Рогуна
Мало кто знает, что Рогун был обозначен на карте гидроэнергетики Таджикской ССР еще в 1930-е годы. Но вплотную заниматься им стали в середине 1960-х годов. В архивах «Таджикфильма» есть небольшая лента, в которой запечатлено заседание Госплана СССР, посвященное Рогуну. Тогда Академия наук и руководство республики приложили очень много сил для разворота другой стройки века – Нурекской ГЭС. В то время строительство Нурека было развернуто на полную мощность. В 1972 году были введены два его первых агрегата. Параллельно был поднят вопрос строительства Рогунской ГЭС. В 1968 году «Таджикглавэнерго» заказал ташкентскому «Гидропроекту» разработку технико-экономического обоснования Рогуна. Уже в 1974 году ТЭО было утверждено, и с 1975 года началось выделение капитальных вложений на временные сооружения. В те годы Ташкент ратовал за строительство станции, поскольку Узбекистану летом нужно было больше воды для полива хлопчатника.
Однако позже министерством энергетики и электрификации СССР была допущена одна ошибка, которая могла привести к большой аварии. В 1987 году тогдашний министр Анатолий Иванович Майорец по согласованию с первым секретарем ЦК Компартии Таджикистана Каххором Махкамовым дал разрешение строить Рогун под ключ. Дирекцию, которая следила за качеством выполнения работ, и в которую входили десятки высококвалифицированных работников «Таджикглавэнерго», отстранили. Поскольку уже не было этой дирекции, строители позволили себе в декабре 1987 года перекрыть реку Вахш, сделать перемычку и направить воду в неготовые для пропуска паводка тоннели. И когда в 1993 году в результате сильного паводка водоводные тоннели затопило глиной, и перемычка была смыта, Рогунскую ГЭС передали обратно в ведение «Таджикглавэнерго». Поэтому сегодня международные эксперты, проводившие экспертизу проекта Рогунской ГЭС, нашли в нем серьезные недостатки и вынесли рекомендации по их устранению.
Кто и что изучал на ГЭС
Следует отметить, что Таджикистан сам инициировал проведение независимой экспертизы проекта Рогуна. Власти республики обратились к ВБ с просьбой помочь в поиске авторитетных международных экспертов и консультантов, которые бы не подчинялись ни ВБ, ни правительствам каких-либо стран. По рекомендации банка для проведения экспертизы были выбраны всемирно известная французская компания Coyne et Bellier, итальянская Electroconsult и английская Energy & Water Economics, которые рассматривали технико-экономическую сторону проекта. Экологическое и социальное воздействие ГЭС рассматривала швейцарская компания Poyry Energy Ltd. Вопросы безопасности ГЭС, а также ненанесения ущерба населению и сельскому хозяйству стран низовий Амударьи для экспертов были ключевыми. Все эти компании пришли к единому мнению, что никакого отрицательного влияния Рогунская ГЭС не окажет и не нанесет ущерб ни по воде, ни по экологии, ни по другим аспектам.
Но прежде чем одобрить проект, экспертная группа провела огромную работу по его корректировке и актуализации. То, что проект 1970-х годов устарел, не вызывало ни у кого сомнения. Эксперты полностью отказались от стандартов прошлого и рассматривали проект с позиции нынешних европейских стандартов, поэтому в проект внесено очень много физико-технических изменений в соответствии с современными требованиями. В него включены дополнительные водоводы, внесены изменения в профили и сечение тоннелей, крепления машинного зала. Например, в старом проекте было предусмотрено подковообразное сечение тоннеля, но эксперты рекомендовали в некоторых местах сделать сечение С-образным, потому что полуовал выдерживает большую нагрузку, чем подкова.
В ходе корректировки проекта изучались все мелкие ручейки в теле горы, разломы, породы, грунты. Над Рогуном работали огромное количество ученых, специалистов разного профиля и ранга, которые провели большой объем научных исследований, –горные механики, геологи, геофизики, гидротехники, биологи и многие другие.
Помимо упомянутых европейских компаний-консультантов, над актуализацией проекта Рогуна работали две панели экспертов из разных стран (около 70 человек) – людей, независимых от чьего-бы то ни было влияния. Кроме того, хода исследования проекта Рогуна обсуждался на 4 заседаниях в Алма-Ате. Пятая встреча была в Душанбе. В этих встречах участвовали представители правительств стран Центральной Азии и Афганистана, заинтересованных организаций и эксперты. Все встречи транслировались в режиме видеоконференций во всех столицах. Таким образом, добро на строительство Рогунской ГЭС Таджикистан получил после многочисленных дискуссий, обсуждений каждого аспекта и каждой детали.
О прочности рогунской плотины
По словам специалистов, место расположения плотины выбиралось и изучалось очень тщательно и при Союзе, и во время экспертизы ВБ. И недавняя экспертиза признала выбор места положения плотины единственно правильным как с точки зрения сейсмичности, так и с точки зрения геологического строения.
Много разговоров велось и ведется по поводу тектонического разлома, который проходит по реке Вахш. Еще в советские годы, когда обсуждался проект Рогуна, было предложено несколько мест для строительства ГЭС. И именно настоящее место было выбрано, как самое приемлемое по основным показателям. Одним из аргументов являлось как раз то, что ядро плотины будет расположено на цельной каменной плите, а не на разломе.
Что обеспечит надежность Рогунской плотины? Эксперты отвечают: сам тип плотины и метод ее строительства. Опыт Нурекской ГЭС с ее 300-метровой плотиной и Сарезского озера, которое держит 567-метровый Усойский завал, показывает надежность плотин каменно-земляного типа. Именно таким плотинам не страшно землетрясение самой высокой бальности, утверждают сейсмологи. Водохранилище ГЭС будет заполняться не после того, как плотина будет полностью построена, а по мере ее возведения. Возвели 30 метров – на 28 метров заполнили водой и так далее. При этом рассчитан максимальный уровень суточного поднятия воды в ходе строительства плотины. Это позволит максимально уплотнить ее и обеспечить устойчивость.
Так строилась и плотина Нурека. На сегодняшний день эта плотина является самой высокой в мире из земляных плотин, и за почти полвека она доказала свою прочность. По проекту, фильтрация плотины Нурека составляет 80 литров в час. Но сейчас вода в Нуреке просачивается со скоростью 35-47 литров в час – фильтрация уменьшается. Причем, к настоящему времени плотина дала усадку, которая в некоторых местах достигает 3 метров. Это значит, что ее тело уплотнилось, то есть плотина сама себя улучшила. Плотина Рогуна абсолютно аналогична нурекской.
Примечательно, что экспертов волновала не столько возможность землетрясения на Рогуне, сколько риск возникновения катастрофического паводка. Все таджикские ГЭС, в том числе Нурекская, Байпазинская, Головная, рассчитаны на максимальный пропуск 5400 кубометров воды в секунду. Старый проект Рогуна тоже был рассчитан на такой пропуск воды. Но сегодня требования по снижению опасности паводков повысились. И в откорректированном проекте предусмотрен пропуск 8160 кубометров воды в секунду. При выведении этой цифры были учтены влияние солнца, процесс таяния ледников, рельеф и геологическое строение местности и другие факторы. Следует отметить, что речь идет о максимально возможном паводке, который может не случиться и в тысячи лет. Эксперты сошлись во мнении, что защиту от такого паводка обеспечит 335-метровая высота плотины Рогуна, благодаря которой ГЭС не только не станет угрозой, но еще и защитит нижние станции, которые не рассчитаны на пропуск большого объема воды.
Одним из самых сложных вопросов, который также был решен специалистами, стал соляной клин под плотиной, который тянется почти по всему Вахшу. Этот клин находится под руслом реки на глубине 20-30 метров и уходит вглубь земли. Убрать его невозможно, но можно нейтрализовать, приняв соответствующие меры. И такие меры были найдены: надеть на клин железобетонный колпак или сделать шурфы и нагнетать туда соленую воду, либо и то, и другое вместе. Международные эксперты пришли к выводу, что эти меры достаточны и вполне осуществимы.
Социально-экономическая сторона проекта
Мне не раз приходилось задавать специалистам-гидроэнергетикам в Таджикистане вопрос, которым обеспокоен соседний Узбекистан (судя по публикациям в узбекской прессе): не будут ли страдать страны низовий от нехватки воды в процессе заполнения водохранилища Рогунской ГЭС? На этот вопрос всегда получала схожие ответы. Во-первых, как уже было отмечено, водохранилище будет заполняться постепенно по мере строительства плотины – на это уйдет лет 15, как минимум. Во-вторых, заполнение будет происходить за счет излишков той доли воды, которая положена Таджикистану по лимиту вододеления, но которую республика не исчерпывает.
«Бывают годы многоводные, а бывают маловодные. Так вот мы будем делать упор на более интенсивное заполнение в годы многоводья. Поэтому никакого ущерба нижележащим странам заполнение водохранилища Рогуна не нанесет. Более того, смысл Рогуна как раз и заключается в том, чтобы в многоводные годы воду накопить и удержать, а в маловодные выдать. Например, сегодня в Сырдарье мало воды, ее не хватает для полива Узбекистану и Казахстану. Но это происходит не потому, что мы такие плохие – не даем им воду, а потому что сократился общий объем воды в реке и соответственно доли каждой из стран бассейна Сырдарьи. Есть пропорциональные нормы, которые мы соблюдаем. Но когда воды становится меньше, наши соседи начинают нас обвинять в том, что мы не даем им воду», - пояснил один из таджикских гидроэнергетиков.
Итак, Таджикистан имеет на руках прозрачную и объективную международную экспертизу, сделанную авторитетными специалистами из разных стран мира. Все возможные природные и техногенные риски (а они существуют на любом крупном промышленном объекте, будь то химзавод, тепловая, атомная или гидроэлектростанция) в ней учтены. Очевидно, что страна не будет расходовать миллиарды долларов на строительство заведомо небезопасной ГЭС. Ведь в случае чрезвычайной ситуации пострадает, в первую очередь, сама республика и ее жители.
Почему так необходима Таджикистану Рогунская ГЭС? Сейчас все таджикские ГЭС вместе взятые вырабатывают порядка 16-17 млрд киловатт-часов энергии в год. При этом в зимний период республика испытывает острый дефицит электричества. По данным международных экспертов, Рогун сможет вырабатывать до 14 млрд киловатт-часов электроэнергии. То есть с вводом в эксплуатацию гидроузла выработка энергии в стране удвоится. Это даст толчок развитию промышленности, сельского хозяйства в республике и позволит продавать излишки экологически чистой и сравнительно недорогой гидроэнергии на внешние рынки.
Но тогда Таджикистан станет серьезным конкурентом тем странам региона, которые вырабатывают электричество из газа и мазута.
Нигора Бухари-заде