Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Один день из жизни водителя бишкекской маршрутки

Кыргызстан: Один день из жизни водителя бишкекской маршрутки

Водители маршруток что в Кыргызстане, что в России давно стали героями многочисленных анекдотов и объектами критики. Над ними смеются, их ругают, в салонах «бусов» (так в Киргизии называют микроавтобусы. – Прим. «Ферганы») вечно звучит шансон, а стены украшены смешными наклейками: «Остановок типа "тута", "здеся", "тама" на нашем маршруте нет!», «Хлопнешь дверью – умрешь от монтировки», «10 минут страха – и вы дома», «Убедительная просьба не хлопать дверьми. Это ваш единственный выход». Кстати, правдивость шутки про «единственный выход» на прошлой неделе была подтверждена на одной из бишкекских трасс. Легковушка врезалась аккурат в бок маршрутного «буса», заблокировав пассажирскую дверь. Водитель маршрутки устроил разборки с виновником ДТП, забыв про пассажиров, которые вынужденно томились в духоте, не имея возможности выйти из машины. Всё это, так сказать, преамбула к истории о транспортной инфраструктуре столицы независимого Кыргызстана, который в конце августа отмечает 25-летие своего суверенитета. «Фергана» предлагает посмотреть на работу транспортников не глазами пассажиров, а с точки зрения водителя маршрутного такси. Поехали?

«Не говори мне, как ехать, а я не скажу тебе, куда идти»

В Бишкеке функционируют около 40 фирм-перевозчиков, ежедневно на маршрутные линии выезжают около трех тысяч микроавтобусов. Кто-то из юмористов тонко описал работу «маршруточников»: они рискуют жизнью, гоняя по встречной полосе, рискуют лицензией, объезжая пробки дворами, рискуют рассудком, работая с 6 утра до полуночи, и все ради того, чтобы вы могли вовремя попасть на работу и домой! Водители маршруток - самые скромные супергерои нашего времени.

С одним из таких «супергероев» я выехал на маршрутную линию незадолго до рассвета: Бакыт, водитель, согласился взять меня к себе в машину кассиром и нам надо было успеть приехать на конечную, точнее начальную остановку нашего маршрута, куда уже начали стекаться первые пассажиры. Первым делом Бакыт заехал на АЗС, где залил в машину 20 литров дизельного топлива.

- Обычно я работаю до 11 вечера, - предупредил меня водитель, – так что ты устанешь кататься.


На остановках маршрутки останавливаются в два ряда. Фото «Фергана»

- Наверное, надо пройти медосмотр? Проверить давление, пульс и прочие параметры здоровья. Всё-таки людей повезем.

- Со мной всё в порядке, не волнуйся, - подмигнул Бакыт. – Я уже передал наркологу денежку, и он поставил свою отметку.

Задать вопрос, когда он успел встретиться с врачом и поставить отметку, я не успел. Бакыт перебил меня, указывая на женщину на остановке.

- А это наш диспетчер, ей надо дать 30 сомов ($0.25). Она следит за очередностью и временем выезда машин на рейс. На другой «конечке» тоже есть диспетчер, надо будет и ему заплатить.

- Кому еще приходится платить?

— В начале каждого месяца плачу в бухгалтерию фирмы около 4500 сомов - за маршрутный лист, патент, отчисления в Соцфонд и прочее. И все водители нашей фирмы платят столько же.


В ожидании маршрутки. Фото «Фергана»

Отдельного внимания заслуживает тема технического осмотра машин, которые в народе иначе как «душегубками» и «скотовозами» не зовут.

— Насчет техосмотра… Это чистая формальность, - признался Бакыт. - Два раза в год вся бригада сдает техталоны и деньги (400–500 сомов) старшему маршрута, который везет документы в ДПС, где ставят печать о прохождении осмотра. Однажды, помню, был такой случай: бригадир с талонами уехал в ДПС, а кто-то из «дэпээсников» шепнул своим коллегам, что на таком-то маршруте водители ездят без техталонов. Ох и «подоили» нас тогда инспекторы на дорогах! Останавливали водителей и с каждого требовали по 500 сомов, а «бусики» тех, кто отказался «башлять», отправляли на штрафстоянку.

— Представляю, какой «навар» был у проверяющих.

— Кроме того, за каждый день простоя на штрафстоянке накидывается 120 сомов. Но тут есть еще такая фишка: большинство штрафстоянок - частные и принадлежат высокопоставленным чиновникам. Патрульные милиционеры с ними, бывает, договариваются и загоняют кучу маршруток на стоянку какого-нибудь «кровососа», а деньги делят… Наша очередь выезжать, устраивайся удобнее, ехать далеко.

«Водителя руками не трогать!»

Качество езды многих маршруточников оставляет желать лучшего. Многие водители лихачат на трассе, пассажиров везут как дрова, да и количество ДТП с участием маршрутных такси постоянно растет. По каким критериям водителей принимают на работу?


В ожидании маршрутки. Фото «Фергана»

Бакыт рассказал, что устраиваются водители на маршрут через фирму-перевозчика: человек приходит к руководителю и просит поставить его на линию. Тут уже играет роль прибыльность маршрута.

- Чем она выше, тем больше так называемые «входные», - говорит Бакыт. - Сумма варьируется от 300 до 1500 долларов. Договорившись с директором фирмы, водитель идет за лицензией в Госагентство пассажирского и водного транспорта.

- Вы лично сколько дали за то, чтобы вас взяли на этот маршрут?

- Я дал ставку – 300 долларов… Смотри, вон на остановке стоит сотрудник транспортного департамента мэрии. Сейчас он будет у нас деньги просить.

Мы подъехали к остановке. С водительской стороны подошел молодой человек и стал что-то говорить водителю. Последний успевал ему отвечать и одновременно рассчитывал пассажиров. Видимо, не придя к единому мнению, Бакыт вышел, подошел к впереди стоявшей легковушке и, наклонившись, стал о чем-то разговаривать с сидящими в салоне людьми.


Водитель беседует с сотрудниками муниципалитета. Фото «Фергана»

Через пару минут водитель вернулся, по его раскрасневшемуся и вспотевшему лицу было видно, что разговор был очень эмоциональный.

- Они знают только одно слово «дай», «дай», - возмущался Бакыт.

- Сколько ты «отстегнул» и за что?

- Нисколько не дал. Я же только вышел на работу после двухнедельного перерыва. А деньги требуют за то, что я поехал прямо по улице, хотя по маршрутной карте надо объезжать по другому кварталу. Только там ездить нет смысла: пассажиров на той улице всё равно не бывает, только горючку зря тратить. Сейчас предупрежу других ребят, что здесь транспортники стоят, – Бакыт на ходу стал говорить по мобильнику, умудряясь одновременно держать телефон, считать деньги и рулить машиной. – Предупредил. И вечно так: тому дай, этому дай… Все на нас, маршруточниках, наживаются.

- Кто ещё?

- Например, каждую неделю к бригадиру маршрута приезжает милиционер, который забирает заранее собранные деньги. Все водители нашего маршрута – это почти 40 машин - скидываются по 300 сомов, чтобы в дороге нас инспекторы не «кошмарили». Нет, бывает, конечно, что в дороге тормозят патрульные милиционеры, но это уже при очень грубом нарушении. Тогда лучше сразу отдать в руки 400 сомов, чем официально платить штраф 1030 сомов.

- А часто нарушать ПДД приходится?

- Да постоянно. Мы же всю дорогу нарушали правила: то на обгон неправильно выезжали, то пешехода не пропустили, сколько пассажиров в неположенных местах высадили…


Какой водитель не любит говорить по телефону во время езды! Фото «Фергана»

- Кстати, о пассажирах. Почему бы не сажать и высаживать их только на остановках?

- Да они же повесят меня, - Бакыт засмеялся. – Для того чтобы заставить людей выходить только на остановках, наказывать надо не водителей, а самих пассажиров… Эй, вы куда?.. Вот видишь, мы только остановились на красный свет светофора, а люди уже выскочили из машины. И попробуй им запретить, такой хай-вай поднимется…

«Это не МЕГАФОН - платят все входящие»

Пару лет назад законодатели предлагали увеличить сумму штрафа за перевозку пассажиров сверх нормы с одной тысячи до трех тысяч сомов. Водители радуются, что новшество не было внедрено в жизнь.

— Это наступят золотые времена для патрульных, — откровенничает Бакыт. — Нас и так хорошо «доят»: водители стараются не спорить с милиционерами, когда те их останавливают, даже если ничего не нарушили. Лучше сунуть 200-300 сомов, чем тратить время на разборки, когда сзади поджимает едущий следом по графику «бус». Я уже не говорю про более крупные нарушения.


В жару маршрутка без окон становится душегубкой. Фото «Фергана»

— А что надо сделать, чтобы уменьшить количество ДТП с участием маршруток?

— Во-первых, отменить все незаконные выплаты, убрать «входные», повысить стоимость проезда…

— Да куда уж выше при мизерной зарплате наших бюджетников, которые и являются основными пассажирами микроавтобусов?!

— А что! В России, например, стоимость проезда равняется стоимости литра дизельного топлива. У нас же «горючка» стоит выше 30 сомов, а проезд — 10. Надо поднять стоимость проезда до 20–25 сомов.

— Помнится, когда повышали тариф с 5 до 10 сомов, говорили, что пассажиров будут набирать только на сидячие места. Этого, конечно, не произошло. А если за проезд надо будет платить 25 сомов, пассажиру гарантировано свободное кресло?


Обещания остались словами. Фото «Фергана»

— Вы ошибаетесь, тогда речь шла о повышении до 15 сомов, в итоге же остановились на компромиссных 10 сомах. Но в любом случае верить таким заявлениям не стоит. Число пассажиров не должно превышать количество мест для сидения только на междугородных маршрутах. Городской же транспорт, по закону, обеспечивает возможность проезда пассажиров сидя и стоя. Для этого и придуманы поручни в салонах. Так что за 25 сомов я могу обещать только, что не буду набивать салон битком.

«Просьба семечки, орешки и бананы есть вместе с кожурой»

Время обеда застало нас на начальной остановке.

- Кушать хочется, - Бакыт провел рукой по своему немаленькому животу. – Только столовая на той «конечке». Давай сейчас горячими лепешками перекусим, а на том конце маршрута пообедаем.

Мы так и сделали: взяли по горячей лепешке и, запивая водой, «схомячили» в ожидании своей очереди на выезд. Другие водители занимали себя игрой в шахматы.


Водители занимают себя игрой в шахматы. Фото «Фергана»

- Видишь того в полосатой футболке? – Бакыт показал на одного из шахматистов. – Он дает водителям деньги в долг, типа микрокредиты. Можно взять до тысячи долларов. У нас же как: бывает, пригласили в гости, или к тебе внезапно нагрянули гости, ну или машина сломалась, а на руках нет денег. Вот кому надо, тот может подойти к нему и взять нужную сумму, а потом каждый день понемногу рассчитывается – отдает по 500-700 сомов. В принципе, это удобно. Такие микрокредиторы есть практически на всех маршрутах.

- Наверное, его услуги пользуются спросом, если он здесь сидит?

- Безусловно. Деньги можно взять без каких-либо проволочек, да к тому же гарантированные выплаты: водитель каждый день выезжает на линию, плюс его коллеги за него ручаются. Так что теневой банковский бизнес неплохо процветает… Диспетчер показывает, что наша очередь выезжать.


Водительская столовая на конечной остановке. Фото «Фергана»

«Лучше ехать стоя, чем остаться жить на остановке»

Часов в восемь вечера Бакыт решил завершить свой рабочий день.

- Устал, - вздыхает водитель. – Думал, до 11 вечера дотяну, но трудно. Завтра надо в шесть утра выезжать, поеду сейчас отсыпаться. Давай подсчитаем сегодняшнюю выручку… 1700 сомов и еще монет на сотню наберется… Учитывая, что на 650 сомов залил топливо, в машине еще на пару кругов дизеля осталось… В целом - неплохо.

А я, поработав день кассиром, могу лишь констатировать, что хорошей и безопасной езды бишкекским пассажирам не видать ещё долго. Маршруточников «доят» все кому не лень: руководители фирм, сотрудники муниципалитета, патрульные милиционеры. А водители, чтобы окупить все эти «выплаты», набивают салон людьми под завязку, устраивают гонки, перехватывая друг у друга клиентов. В итоге же крайними остаемся мы, пассажиры «бусов». И вряд ли в ближайшее время стоит ожидать того, что проезд в маршрутках станет комфортным и безопасным.

Улугбек Бабакулов

Международное информационное агентство «Фергана»