Парк кошмаров и смеха в Ташкенте
В Учтепинском районе Ташкента, на пересечении улиц Фархадской и Фозилтепа, несколько лет назад ударными темпами строили зону отдыха. Сейчас пассажиры трамвая 17-го маршрута, проезжая через мост, могут видеть раскинувшийся на берегу речки зеленый парк, который манит величием грандиозных развлекательных объектов. Вход в этот парк находится непосредственно возле моста, однако зайти нельзя: ворота надежно закрыты сразу на два висячих замка.
Никто из местных жителей даже представления не имеет, что это за зона отдыха. О ней нет упоминания во всезнающем Интернете. Только от мардикоров, работавших на стройке, удалось узнать подробности. Оказалось – это парк с фантастическими скульптурными уродствами.
Так, один мардикор (рабочий, которого нанимают на выполнение разовых и кратковременных работ. – Прим. «Ферганы»), с которым удалось поговорить на тему загадочного парка, категорически просит не открывать в статье его настоящего имени и не упоминать, какие работы он выполнял. В детали, кто руководил стройкой, а также кто был заказчиком строительства, мардикоров не посвящали, но ходили слухи, что всем руководит некий высокопоставленный кореец, приближенный к первым лицам государства. И хотя сейчас этот человек находится в бегах, поденный рабочий почему-то уверен - у людей, кто много болтает о таинственном парке, обязательно возникнут неприятности.
Страх, непонятный для иностранца, но обычный для нынешнего Узбекистана. Поэтому отнесемся к ситуации с пониманием и назовем нашего собеседника условно Махмудом.
- Идея с парком была хорошей, однако все в итоге скатилось к явной халтуре, - рассказывает Махмуд. - Здесь огромное скопление скульптурных сооружений, но подавляющее большинство из них сляпано кое-как, с явным нарушением пропорций, что превратило их в настоящие карикатуры.
Зона смешных чудовищ
Рассказывая о «достижениях» скульпторов, строитель хохочет и не скупится на образные сравнения. По его словам, самая смешная – одновременно и самая большая скульптура в парке, - Нептун. «Огромная груда цемента, на ней стоит фигура. Плечи узкие, голова огромная, здоровенный нос. Вылитый Карен Аванесян из российской юмористической программы «Кривое зеркало»! Трезубец, который Нептун держит в руке, неестественной длины: минимум десять метров. Такая длина, наверняка, выбрана не из эстетических соображений, а для облегчения инженерной задачи: чтобы цементный трезубец не отвалился, он зубцами упирается в подножье скульптурного сооружения. Одним словом, удивительное уродство».
Нептун не слишком хорошо получился на этой фотографии, но ближе не подойти. Впрочем, он и в жизни не слишком получился.
По утверждению Махмуда, у подножья горы, где стоит карикатурный Нептун, примостилось две женских скульптуры с рыбьими хвостами. Видимо, это русалки, но Махмуд считает, что они «больше похожи на горгулий».
Рядом с группой морских чудовищ построен бассейн, возле которого громоздится огромный, метров двадцать длиной, цементный парусник. Его покрашенные в алый цвет паруса - тоже из цемента.
Самая удивительная и одновременно самая страшная монументальная скульптура - в глубине парка. Зона отдыха возведена на улице Фархадской, видимо, поэтому авторы проекта решили уделить внимание и герою поэмы «Фархад и Ширин». По замыслу скульпторов, Фархад должен был прорубать в скале проход, чтобы дать людям воду. Задумка хорошая, но вот как описывает Махмуд то, что получилось в итоге:
- Вместо скалы - маленькая кучка цемента, как будто верблюд нагадил. Фархад – прямая противоположность Нептуна: плечи у него неестественно огромные, а голова, наоборот, - невозможно маленькая. Такая маленькая, что кажется, и мозгам поместиться некуда. А вообще – ночью такое если увидишь, разрыв сердца от страха может случиться.
По словам нашего собеседника, причины повального скульптурного уродства очень просты: для ваяния цементной «нетленки» руководство стройки приглашало не профессионалов, а случайных людей, в основном, мардикоров. Те и старались, как могли. Тем более что платили мало, деньги если и выдавали, то с большой задержкой.
- Был, правда, один профессиональный скульптор, который вполне прилично сделал фигуры бегущих лошадей по бортам бассейна, - вспоминает Махмуд. - Так этот бедолага три месяца ездил на стройку, пытаясь получить деньги за свою работу.
Худосочные атланты и пузатый орел
Слова нашего собеседника по поводу обмана с деньгами проверить трудно, а вот насчет скульптурного уродства легко. И хотя в парк войти нельзя: вход закрыт на два замка, в будке охранника никого нет, - то можно выйти на середину находящегося рядом моста и приглядеться к раскинувшемуся внизу парку повнимательней.
Первым в глаза бросаются скульптурные изображения по краю площадки, которая, видимо, должна была стать теннисным кортом. На стене барельефы античных бойцов, между ними - несколько каменных нашлепок, которые подпирают бородатые атланты. У бойцов пухленькие ручки и ножки, как у детей. Зато атланты худосочны, их ручки, которые держат небесную твердь, не вызывают ничего, кроме жалости и ухмылки. И совершенно непонятно, отчего у некоторых из этих доходяг ноги по ступни ушли в землю.
Теннисный корт. Выжженная трава, атланты ушли ногами в землю, а пузатые борцы похожи на печеньки
За теннисным кортом - каменная гора-арка, на которой гордо восседает раскинувший крылья орел. Впрочем, приглядевшись, можно увидеть, что орел больше похож не на орла, а на пузатого попугая. Разжиревшее тело, непропорционально короткие крылья, вместо хищного клюва - загнутый крючком носик, напоминающий хоботок у бабочки.
Гордый орел ташкентского парка. Или голубь.
Скульптуры Нептуна с моста не видно - ее закрывает металлический навес над каким-то строением, скорее всего, спортивного назначения. Но голову бога морей и океанов увидеть можно.
При внимательном осмотре становится ясно, что парк так открыт и не был. Это видно и по заржавевшим верхушкам фонарей, и по пошедшим кое-где трещинам, и по траве на корте, которую просто выжгли вместо того, чтобы подстричь газонокосилкой, и теперь вместо корта - черный квадрат, напоминающий о знаменитой картине Малевича.
Хохот под фейерверк
По словам Махмуда, по поводу окончания строительства в парке устроили праздник. Он состоялся в самый разгар летней жары, поэтому его организовали вечером, когда нет горячего солнца. Комиссию по приемке парка встречал роскошный банкет, бравурная музыка и даже фейерверк. Как рассказали Махмуду его знакомые, бывшие на банкете, члены комиссии сначала скромно сидели за столом. Затем, немного расслабившись, начали приглядываться к скульптурам. А когда пригляделись – хохот заглушил даже музыку, которая на высоких децибелах неслась из динамиков.
Но культурный объект, скорее всего, не приняли в эксплуатацию не только по причине скульптурных уродств. Как вспоминают старейшие работники ташкентского зоопарка, еще в семидесятых годах прошлого века ставился вопрос о переносе зоосада на новое место. Выбрали участок вдоль берегов канала от улицы Есенина в районе площади Ак-тепа до улицы Фархадской. Для оценки проекта пригласили специалистов из Германии. Те высоко оценили идею, сказали, что место для зоопарка выбрано идеальное. Но при этом добавили, что строительство влетит в копеечку.
Вид на парк, открывающийся с моста. Кажется, в глубине там маленькая «сиднейская опера»
Причина - сложный ландшафт вдоль берегов канала. Укрепление этих берегов потребует дорогостоящих инженерных и строительных работ. В ином случае вода подмоет строения, и те «поплывут» в сторону канала. Подсчитав расходы, от переноса зоопарка решили отказаться.
Зона отдыха, которой можно любоваться с моста на улице Фархадской, построена как раз на том месте, где хотели строить зоопарк. Но Махмуд уверен: никаких работ по укреплению берегов проведено не было. Да это прекрасно видно и невооруженным взглядом. А значит, многотонный 20-метровый парусник вместе с гигантским Нептуном и прочими цементными «шедеврами» уже потихоньку дрейфуют в сторону своей бесславной кончины.
Тайна парка уродов
Возникает вопрос, что именно построили возле моста на улице Фархадской. В официальных источниках ответа нет. Махмуд тоже не знает. Кто строил, что строили – рабочим не сообщали.
Наш собеседник предполагает, что задумывали гостиничный комплекс для иностранцев. Предположение основано на том, что одновременно с парком, на возвышающемся над ним холме одновременно возвели два красивых двухэтажных домика с башенками. В одном из них жил хозяин стройки. А строительство домиков и парка было объединено общей территорией. И на холме тоже есть скульптура – кстати, вполне симпатичного бегемота.
Отправляемся на улицу, параллельную реке. Домики отделены от дороги бетонной стеной, украшенной двумя десятками лепных рельефов. Сделаны они довольно профессионально, и все – на тему караванов с верблюдами, что наводит на мысль о «Великом Шелковом Пути». Неужели скульптурное безобразие, что находится за забором, действительно, построили для иностранных туристов?
Однако в дом ведет дверь, которая больше напоминает вход в частный жилой дом, чем в отель. А с моста можно увидеть, что сама территория, где расположены домики, отделена от парка двумя оградами, между которыми вдобавок «мертвая» зона шириной в десяток метров. Значит, парк и домики теперь существуют отдельно друг от друга.
Главный вопрос – частная ли территория, на которой находится парк уродов? Если городская, то почему закрыто на замок? Если частная, то кто рискнул налепить для себя такие скульптуры? Для себя разве так строят?
Фонари ржавеют, атланты (под каменными козырьками) худеют. За парком никто не смотрит.
Такую халтуру делают не для себя, а исключительно под очень невзыскательного заказчика, причем не за свой, а за его счет. И таким невзыскательным заказчиком могут быть только государственные чиновники, да и то при хорошей заинтересованности.
В пользу гипотезы, что парк все же имеет отношение к государству, говорит и история о хохочущей комиссии, которая приезжала на открытие парка.
Так чей же парк?
Несколько проясняет ситуацию авторитетный ташкентский правозащитник Джахангир Шосалимов. Он специально интересовался этим вопросом и со ссылкой на своих знакомых рассказал нам, что все это: и домики на вершине, и парк на берегу - создано крупным бизнесменом, корейцем по национальности, которого зовут Дмитрий. Как рассказал правозащитник, создатель зоны отдыха строил за бесценок крупные рынки, вроде базара «Урикзор», потом втридорога их продавал, на чем фантастически разбогател. Парк и хоромы над этим парком построены на государственной земле, взятой в аренду на 49 лет, и за счет бюджетных денег. С тех пор, как бизнесмен, опережая свой арест, благоразумно скрылся за границей или, как выразился мардикор Махмуд, подался в бега, зона отдыха осталась бесхозной. Но что именно построил бизнесмен: гостиничный комплекс для туристов, районный парк культуры и отдыха или еще какой развлекательный объект - для знакомых правозащитника осталось загадкой. Одним словом, тайна, покрытая мраком…
Интересно, контролирует кто-нибудь в Узбекистане подобные стройки на начальном этапе? И почему государство ничего не делает с этой удивительной зоной отдыха, хотя после завершения строительства прошло минимум шесть лет? С одной стороны, нужно провести срочные работы по укреплению берегов канала, иначе все строения здесь, часть из которых вполне добротные, развалятся. С другой - парк можно было бы открыть для граждан. Сначала граждане, конечно, посмеются над здешними скульптурами, а потом к ним привыкнут. Может, через какое-то время даже полюбят. И самое главное - смогут в летнюю жару отдохнуть в тени и прохладе. Только сдается, что отдых простых людей как не интересовал никого во время строительства, так не интересует и сейчас.
Соб.инф.