Монголия: Почему в юрточных детских садах видят сохранение национального достоинства
Этим летом в Монголии широко отмечали 25-летие первых демократических выборов в стране. В Улан-Баторе прошла международная конференция высокого уровня, посвященная этому событию, и гостям постарались устроить «программу по интересам». Бывший президент Кыргызстана Роза Отунбаева спросила об устройстве детских садов в отдаленных уголках страны – и ей показали, как работает юрточный детский сад, расположенный более чем в ста километрах от Улан-Батора. Вице-президент EBI Institute Гунсэн Боркхуу, сопровождавшая делегацию, через некоторое время прислала «Фергане» статью о юрточных детских садах Монголии, и нам эта тема показалась интересной – в Центральной Азии, и особенно в Кыргызстане, юрточные детские сады на дальних пастбищах могут серьезно облегчить жизнь многодетным семьям скотоводов.
25 июля 2015 года Монголия отметила 25-летие первых демократических выборов, и мне выпала честь присутствовать на международном собрании, где представители многих стран отмечали этот день вместе с нами. Внимательно слушая речи многих выдающихся людей, мне невольно приходила мысль о том, как переход от тоталитарного режима к демократическому изменил жизнь многих, если не всех наших сограждан. Люди сами решают, что делать, как организовать собственное будущее, как себя выразить. Прошло 25 лет, и теперь каждый гражданин Монголии свободен в выборе собственного пути развития – и как хочет, может участвовать в развитии страны.
Хорошее образование – неважно, с какого возраста – серьезно влияет на формирование индивидума, а значит, и на развитие страны и всего человечества в целом. У людей, ведущих из поколения в поколение кочевой образ жизни, сформировалась собственная культура и свой способ познания мира. Эти жизненные навыки и особенная форма социализации развивались под влиянием природных условий и под давлением обстоятельств, с которыми люди вынуждены были столкнуться. Яркий пример такого взаимодействия - юрточные детсадики.
В этой юрте – детский сад
В ранние социалистические времена монгольские пастухи занимались коллективным скотоводством; естественно, в то время количество поголовья скота определялось партией. Рождаемость в те времена была выше, чем сегодня, и многодетная семья, где было, например, семь детей, ухаживала за стадом, насчитывающим не более ста овец, и это было не так трудно.
Сегодня ситуация изменилась. В стране рыночная экономика, рождаемость уменьшилась, кроме того, каждый гражданин Монголии может иметь в частной собственности неограниченное количество скота (по последним данным, в Монголии население 3 млн человек, а поголовье скота достигло 70 млн – ред.). Это приводит к нехватке трудовых ресурсов: понятно, что вся тяжесть работы ложится на взрослых членов семьи. А что делать, если в семье только двое взрослых, а еще два-три ребенка дошкольного возраста?
Скотоводы сами, а не по распоряжению президента или министра, решили этот вопрос, самостоятельно организовав юрточные детские сады по всей стране. Сегодня это явление широко распространено по всей Монголии: как минимум по два таких садика в каждом суме (районе) (Монголия административно делится на аймаки (области) и сумы (районы), всего в Монголии 315 сумов – ред.). Поначалу идею создания юрточных детсадов поддержал Всемирный банк, который финансировал проект. И только потом министерство образования Монголии взяло на себя расходы по зарплате учителей (они такие же, как в городах), а также оплачивает юрты и детское питание.
Родители помогают дровами и покупают школьно-письменные принадлежности, кроме того, они берут на себя и иногда возникающие дополнительные расходы. Собственно за содержание ребенка в саду родители не платят.
С госпожой Отунбаевой мы посетили юрточный детский сад в ста кимолетрах от Улан-Батора – самый ближний к столице.
Дети показывают, сколько кому лет. На пальцах
Юрточный детский сад в регионе Чулуут (сум (район) Эрдэне, аймак (область) Тов) существует более десяти лет. В него ходят восемнадцать детей в возрасте от двух до семи лет. Все они находятся в одной юрте, но для занятий детей разбивают на группы по возрасту. Вообще же садик занимает две юрты: в одной – кухня и «дом» для воспитательницы (главной учительницы) и ее помощницы, в другой - дети. Детей в саду учат читать, считать, у них есть музыкальные занятия и физкультура. Конечно, с ними постоянно играют.
Занятия в юрточном детсаду
Закрывается юрточный сад с 5 августа, но в зимний период двое учителей ходят по юртам, навещая детей, которые летом в сад не ходили.
Сад работает с девяти утра до пяти вечера. Кормят детей три раза в день (завтрак, обед и ужин), кроме того, в перерывах между основной едой дают чай с печеньем или хлебом с маслом. Полтора часа, с 13.00 до 14.30 дети спят днем.
Во время занятий
Директор детского сада, госпожа Өлзийсүрэн, встречала нас с открытым сердцем. Она рассказала, что юрточный детский сад не только помогает современным семьям скотоводов, но и способствует сохранению национального достоинства и культуры Монголии.
Неважно, если развитие страны или человека не идет «как по маслу». Важнее, что сегодня в Монголии демократия, и у нас есть возможность свободно выбирать, как строить наше будущее.
Гунсэн Боркхуу, исполнительный вице-президент EBI Institute, Улан-Батор, Монголия – специально для «Ферганы»