Кыргызстан-Белоруссия: Бакиевы поставили Лукашенко перед сложной дилеммой
Тема дня в Кыргызстане сегодня - сенсационное убийство криминального авторитета юга страны Алманбета Анапияева, труп которого был обнаружен 18 февраля в Минске, в багажнике автомашины «Мерседес». Реакция кыргызстанского общества была очень бурной. Но, надо полагать, что и власти Республики Беларусь находятся в замешательстве: похоже, их крепко подставили те, кому они дали убежище, а именно - представители клана Бакиевых.
Выясняющиеся после показаний охранника Анапияева - некого Гулжигита Абилазизова - подробности смерти его босса указывают на виновность младшего брата экс-президента Кыргызстана Жаныша Бакиева и его телохранителей (в том числе некого Сайдуева, представителя чеченской диаспоры, который охранял бывшего всесильного директора Службы госохраны Кыргызстана еще в Бишкеке). В этом деле много странного – но только на первый взгляд. Для тех, кто хорошо осведомлен о делах клана Бакиевых, все как раз очень логично.
Во-первых, мог ли быть у Жаныша Бакиева мотив для убийства? Если он действительно причастен к этому преступлению, то самый очевидный мотив – деньги. Анапияев, что ни для кого уже не секрет, вел дела с кланом Бакиевых еще до 2010 года. Вполне вероятно, что у этого клана осталась на юге Кыргызстана значительная собственность, приносящая доход, и не попавшая под конфискацию по приговору суда – поскольку власти о ней просто не знали.
Мог Алманбет Алайский (такова воровская кличка Анапияева), чьи интересы простирались от организации нелегальной добычи угля до наркотрафика, поставить эту собственность под свой контроль? Делился ли он доходами с семьей Бакиевых и насколько честно? Это, возможно, теперь выяснится в ходе начавшегося расследования. Могли ли у Жаныша Бакиева, которого, как и Анапияева, обвиняли в причастности к героиновому наркотрафику, разойтись с покойным интересы на этом поле? Или Бакиевым не хотелось отдавать ему долги по старым совместным делам? Этого мы пока не знаем.
Однако же хорошо известно другое. Анапияев был вынужден скрываться в Арабских Эмиратах после того, как его обвинили в причастности к убийству в 2009 году Медета Садыркулова, тогдашнего главы аппарата президентской администрации. Оно, как теперь установил суд, было совершено по заказу клана Бакиевых. Алманбет Анапияев тяжело переживал эмиграцию и предпринимал различные шаги для того, чтобы обеспечить себе возвращение домой. В частности, организовывал в свою защиту письма авторитетных спортсменов, выступления депутатов парламента, устраивал пирушки для не особенно разборчивых журналистов в Кыргызстане. Ему нужно было очиститься от прошлых связей, «закрыть» все старые дела. Пример у него был перед глазами: деловой партнер Анапияева, вор в законе Камчи Кольбаев недавно вернулся на родину и после символического тюремного срока спокойно вышел на свободу. Может быть, Жаныш Бакиев не простил Анапияеву, что тот решил прекратить с ним все отношения?
У Жаныбека Бакиева еще до апрельских событий были большие проблемы с алкоголем, и психической уравновешенностью он никогда не отличался (чего стоило хотя бы то, что он самолично пытал похищенного Садыркулова перед убийством?) Вряд ли эмиграция пошла ему в этом плане на пользу и излечила от внезапных срывов и приступов гнева.
Жаныш Бакиев в 2010 году. Фото © «Фергана.Ру»
Тот факт, что в этот раз Жаныбек Салиевич и его люди совершили оплошность и отпустили живым свидетеля, тоже вполне в его духе. В конце концов, «зачистка» в деле Садыркулова тоже была организована им крайне неумело, можно сказать, дилетантски. Дорожное происшествие, в котором якобы погибли Садыркулов, его водитель и директор международного института стратегических исследований Сергей Слепченко, инсценировали так, что сразу вызвали подозрения. Все немедленно догадались: никакой аварии на самом деле не было. Главного свидетеля, на которого «повесили» вину за ДТП, убили только через год, уже после апрельских событий (причем, кстати, руками приближенных Анапияева, как утверждают следователи). К участию в похищении Садыркулова, совершенно не понятно зачем, привлекли множество силовиков, которые позднее дали следствию показания, и так далее. То есть все, что произошло на днях в Минске, вполне в русле modus operandi бывшего главы СГО Кыргызстана.
Главный вопрос теперь в другом. Если обвинения в убийстве подтвердятся, что станет в этом случае делать Александр Лукашенко? В своем обращении по поводу инцидента в Минске президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев прямо заявил о том, что «людоедские» действия Жаныша Бакиева, если его не остановить, будут продолжаться. Кажется, и Александр Лукашенко, который в 2010 году приютил братьев Бакиевых, тоже начал понимать, что фактически впустил на свою территорию в их лице представителей крупной организованной преступной группировки. Как будто мало ему польских, российских и собственно белорусских ОПГ. Станет ли он и дальше в этой ситуации отвергать требования кыргызстанской стороны об экстрадиции беглых братьев на родину для суда?
Братья Бакиевы в своем родовом селе на юге Кыргызстана в апреле 2010 года, непосредственно перед побегом из страны. Первый справа (сидит) – Каныбек. Левее него – Абдывасит. В центре – Курманбек. Крайний слева (стоит) — Жаныш. Пятый брат — Ахмат Бакиев — остается за кадром.
Интересно отметить, что в распространенном сегодня заявлении МИД Кыргызстана не говорится о самом Курманбеке Бакиеве, экс-президенте, который в КР также находится в розыске, а лишь о «Ж.Бакиеве и других лицах из его окружения», которых вот уже пять лет Минск отказывается выдать, вопреки даже подписанной между двумя странами Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. То есть, о тех, кто непосредственно причастен к последнему убийству.
Не исключено, что выдать в качестве компромисса только Жаныша Бакиева и его головорезов Кыргызстану было бы самым оптимальным выходом для Александра Лукашенко из создавшегося положения. Этот выход не означал бы потерю лица для белорусского руководителя. Поскольку Ж.Бакиев явно нарушил все мыслимые законы гостеприимства, главный из которых – не гадить там, где живешь.
В этом же заявлении МИД КР идет речь о том, что Беларуси, которая стремится усилить свою роль в международных делах и особенно делах постсоветских государств, доказательством чего служит организованный недавно ею саммит «нормандской четверки», совершенно не к лицу давать убежище столь одиозным деятелям («изуверам» в терминологии президента Атамбаева). Правда, сомнительно, что Лукашенко, в прошлом не слишком разборчивый в методах борьбы с политическими конкурентами, станет руководствоваться столь высокими мотивами.
Однако же дело получило такой международный резонанс, что отмахнуться от него Александр Григорьевич уже, по всей видимости, не сможет. Тем более, нет никакой гарантии от того, что Жаныш Бакиев сменит в приютившем его государстве образ жизни на более законопослушный. А это чревато новыми, совершенно ненужными Александру Лукашенко скандалами.
Так что велика вероятность того, что брат экс-президента пойдет по делу об убийстве Алманбета Анапияева не только в качестве свидетеля. Даже суд над Жанышем Бакиевым в Минске в определенной степени удовлетворит, судя по всему, кыргызстанское руководство. Тем более, что законы Белоруссии достаточно суровы (и высшую меру Минск, в отличие от Москвы и Бишкека, кстати, никогда не отменял).
Пока же, судя по поступающим из Минска на новостные ленты сообщениям, МИД Беларуси больше волнуют такие факты, как «попытки дестабилизации обстановки в Венесуэле». Но на столь откровенный демарш, который предприняло руководство Кыргызстана, очевидно, придется как-то официально реагировать. По этой реакции станет понятно, какую позицию в деле об убийстве криминального босса из Кыргызстана займет президент этой страны. Тем более, что СМИ Беларуси, со ссылками на кыргызстанскую прессу, комментируют эту скандальную историю очень активно.
Александр Травников