Узбекистан: Пенсии задерживают даже летчикам, выжившим в авиакатастрофах
Начавшийся 2015 года был объявлен в Узбекистане Годом заботы и внимания к пожилым людям. Как это выглядит на практике? Наличных денег для выплат пенсий нет - несмотря на заверения руководства Минфина и Внебюджетного пенсионного фонда о «дальнейшем совершенствовании» работы. Ташкентские пенсионеры вынуждены смириться с опозданием выплат на две недели (раньше задерживали на 7-8 дней), в областях задержки пенсий могут длиться месяцами. Обращаться с жалобами бесполезно, даже к прокурору.
На все вопросы, связанные с задержкой пенсий, в почтовых отделениях связи заученно повторяют: «В банках нет наличности». Ажиотаж и скандалы в пенсионных очередях – типичная картина во всех одиннадцати районах Ташкента. Почти в каждом районе среди множества пенсионеров по возрасту есть ограниченная по численности категория лиц, кому государством определены сравнительно крупные пожизненные выплаты в связи с полученными ими увечьями при выполнении служебного долга.
Речь идет о бывших пилотах, многие из которых прикованы к постели. Сегодня их положение - катастрофично.
Деньги перечислены. Получить невозможно
Хуже всех пенсионные дела обстоят в одном из самых многочисленных районов - Мирабадском, относящемся, наряду с Сергелийским, Хамзинским и Бектемирским, к Сергелийскому межрайонному (распределительному) узлу связи, в составе которого - 46 почтовых отделений. Всего же в Ташкенте три таких узла - Чиланзарский, Сергелийский и Юнусабадский.
Большая часть пострадавших летчиков-пенсионеров живет на массиве «Авиагородок», который обслуживается почтовыми отделениями Мирабадского и Сергелийского районов, в остальных районах города их по пальцам сосчитать.
«Ежемесячно Летный комплекс НАК «Узбекистон хаво йуллари» перечисляет около 50 миллионов сумов (примерно $14.000) безналичным переводом для своих 42 пенсионеров-инвалидов, получающих пенсию в почтовых отделениях, относящихся к Сергелийскому межрайонному узлу, - комментирует ситуацию на условиях анонимности один из служащих Летного комплекса. – С нашей стороны никогда еще не было задержек в графике перевода денег. Все остальные вопросы, касающиеся этой темы, относятся к руководству распределительного узла и к банкам».
По словам сотрудников почтовых отделений Мирабадского района, переведенные суммы почта должна выплатить наличными, обналичивая переводы через банк (за эту услугу Летный комплекс ежемесячно перечисляет банку 10 процентов от всей суммы). Но как вытащить деньги из банка?
Пенсии по увечью, не превышающие миллиона сумов, как говорят сами получатели, им стараются выплачивать без особых задержек. Когда же речь идет о двух миллионах и выше на человека (максимальный размер выплат – свыше трех миллионов), у банков начинаются проблемы с нехваткой наличности. Во всяком случае, ни сами банки, ни межрайузлы, занимающиеся пенсионными выплатами, не опровергают эту информацию.
При этом никто из ответственных лиц, судя по всему, не думает о людях, которым удалось выжить в трагических авиакатастрофах и которые получили тяжелейшие увечья. Изредка пенсионеров-«авиационников» можно встретить даже в общих затяжных очередях за пенсиями, и их легко узнать…
Рассказывают, что после того, как некоторые из них обратились по факту несвоевременных выплат пенсий в прокуратуру, начальник Сергелийского межрайонного узла Исмоил Рахимов обрушился с обвинениями на почтальонов: «Для чего вы здесь сидите, если не можете даже уговорить людей подождать?! В конце концов, идите по дворам и соберите нужную сумму из коммунальных задолженностей (речь идет о десятках миллионов сумов – авт.)!»
Почтальон или стрелочник?
Разносчиков пенсий сегодня не хватает в любом районном почтовом отделении Ташкента, коих десятки в каждом районе. На зарплату в 320.000-350.000 сумов (около $100) желающих таскать громадные сумки-баулы с миллионами, отмахивая пешком до десяти и более километров за рабочий день, почему-то не находится. К тому же не каждому под силу выдержать ежедневные скандальные разборки, где во всех бедах «стрелочниками» оказываются простые почтальоны.
В почтовом отделении №167 Мирабадского района, к примеру, из шести почтальонов сначала двоих сократили, а одна уволилась сама, не выдержав чрезмерных нагрузок (на ее место недавно взяли новенькую). Хрупкие женщины просто физически не успевают обслуживать подопечные участки (порой на каждую приходится по 2-3 участка), где в среднем числится до 500-550 пенсионеров, а на одном вообще проживает почти 800 человек пожилого возраста.
«Почему никто не обращается с претензиями в Сергелийский межрайузел или «Ипотекабанк» того же района, а обрушивается с проклятиями на рядовых почтовиков, будто по нашей вине происходит то, что происходит? – говорит, чуть не плача, одна из работниц 167-го почтового отделения. - Знать бы им, что у нас нет ни одного выходного, вопреки закону, и мы вынуждены просиживать допоздна на работе, пока остается не рассчитанным хоть один пенсионер. Стало уже нормальным явлением, что в последний день выдачи приходится раздавать сразу двух-трехдневную норму. А утром снова на работу… Что же до летчиков-инвалидов, мы стараемся закрывать их ведомости в первую очередь. За редким исключением, конечно. Вы даже представить себе не можете, насколько сложна процедура обновления документов, в случае перехода «пилотных» выплат за рамки месяца».
Кстати, о деньгах. По инструкции, за один обход почтальон не имеет права брать с собой более трех миллионов сумов наличности, но не имеющим ни бесплатных проездных документов, ни велосипеда (а ведь «Главпочтамт» обещал снабдить их двухколесным транспортным средством еще год назад! Где закупленные на госсредства 1000 велосипедов?) работникам ничего не остается, как нарушать распоряжение начальства, таская с собой по десять и более миллионов сумов. Обслуживаемая территория большая, в махаллях много тупиков и проездов. Небезопасно, но выбора нет.
Послушаешь эти слезные откровения обычных почтальонов, и пропадает всякое желание жаловаться. Ведь их, если честно, «трясут» даже за каждый номер подписных изданий – за утерю платишь из кармана.
Но самое анекдотичное в том, что за любую жалобу на несвоевременную доставку пенсии наказывают – вплоть до увольнения! – тоже почтальонов. Их таскают по комиссиям, по многу раз заставляют писать унизительные объяснительные с клятвенным заверением «исправиться», в итоге многие не выдерживают и увольняются.
И на фоне этих увольнений и тяжелых условий работы «контролеры» из Минфина и Пенсионного фонда не устают повторять: будьте осторожнее, когда таскаете тяжелые сумки с деньгами, не берите денег более положенного, можете нарваться на проверочные рейды налоговиков, милиции или еще кого-нибудь.
Почтальонов от такой «заботы» только передергивает.