Судом Узбекистана осужден правозащитник Юлдаш Расулов
Узбекский правозащитник Юлдаш Расулов был осужден во вторник 17 сентября к 7 годам лишения свободы в колонии строго режима на очередном политическом процессе, состоявшемся в Юнус-Абадском районном суде города Ташкента.
Судья Толиб Обидов признал Юлдаша Расулова, члена Общества по правам человека Узбекистана (ОПЧУ), виновным в антиконституционной деятельности, в принадлежности к ваххабитскому течению Ислама.
Осуждение Юлдаша Расулова, независимые правозащитники расценили как продолжающуюся государственную кампанию против верующих мусульман, а также преследование представителей негосударственных правозащитных организаций.
"Все обвинения против Расула - это несусветная чушь, ни одно из них не нашло подтверждения во время суда, осуждение Расула - активного правозащитника - это политический заказ", - сказал IWPR Толиб Якубов генеральный секретарь ОПЧУ.
"Расулов должен быть освобожден сегодня, - заявила Элизабет Андерсен (Elizabeth Andersen), исполнительный директор отделения Human Rights Watch по странам Европы и Центральной Азии, - доказательства его вины не были представлены на этом абсолютно политическом процессе".
35 летний Юлдаш Расулов, отец 2-х малолетних детей, уроженец южной Кашкадарьинской области, член (ОПЧУ), невысокий, худощавый, светлоглазый мужчина, был признан судом виновным по статьям - Посягательство на конституционный строй Узбекистана, Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности, идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма.
Согласно приговору суда Юлдаш Расулов с 1995 года состоял в членстве в вахабитском движении, имел контакты с духовными лидерами ваххабитского учения, которые бесследно исчезли несколько лет назад - имамами Обид-кори Назаровым (Obid-kori Nazarov), Абдували-кори Мирзаевым (Abduvali-kori Mirzaev).
А также имел непрямые контакты с лидерами Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Тахир Юлдашем (Takhir Uldash) и Джумой Намангани (Juma Namangani), обвиняемых Ташкентом в организации взрывов в столице в феврале 1999 года, а также в вооруженных вылазках на территории Узбекистана в течении 1999-2001 годов.
Кроме того, по обвинению суда, в течении 2001 года Юлдаш Расулов организовывал переправку людей из Узбекистана в Таджикистан и Афганистан, где в то время находились лагеря Исламского движения Узбекистана.
Также, как сказал судья Толиб Обидов, в обязанности Юлдаша Расулова входило распространение идей ваххабизма на юге Узбекистана, в Кашкадарье и Сурхандарье, на что он летом 2001 года получил $100 США и 25 000 узбекских сумов (около $30).
По словам коллег Юлдаша Расулова из ОПЧУ, а также членов его семьи, он был арестован в мае этого года, а взят на учет правоохранительных органов еще в 1999 году, после февральских взрывов в Ташкенте.
"Мой брат Расул читал 5 раз в день намаз, это и бросилось в глаза милиционеров в 1999 году, когда после ташкентских взрывов начали проверять всех религиозных, на предмет их связи с ИДУ, другими исламскими организациями, но тогда у них не было доказательств причастности Расула к религиозным экстремистам", - рассказала сестра осужденного правозащитника Хакима Расулова.
В 2002 году, по данным международной правозащитной организации Human Rights Watch, Министерство внутренних дел (МВД) Узбекистана арестовало Мохаммаджона Халилова, уроженца Ташкента, который дал показания против Расула Юлдашева, согласно которым Расул имел отношения к вербовке молодых людей в Узбекистане для переправки их в лагеря ИДУ в Таджикистан и Афганистан.
Но во время судебного процесса главный свидетель обвинения Мохаммаджон Халилов отказался от своих показаний, сказав, что оговорил Расула Юлдашева под пытками.
О применении пыток заявлял на суде и Юлдаш Расулов и также полностью отказался от прежних показаний, категорически заявив, что он не ваххабит, не имеет отношения к ИДУ, признав лишь факт, что он действительно является религиозным человеком и соблюдает все требования Ислама, а также убежденным правозащитником.
Однако отсутствие прямых доказательств вины Юлдаша Расулова, отказ главного свидетеля от прежних показаний не повлияли на решение суда, более того день последнего судебного процесса явно продемонстрировал, что карательное решение по Расулову было вынесено заранее.
Судья Толиб Обидов не разрешил присутствовать журналистам на последнем слове Юлдаша Расулова, корреспондентов агентств Ассошиэтед Пресс, Франс Пресс, радио "Свободы", IWPR милиционеры по приказу судьи грубо вытолкали из зала суда под окрики самого судьи Обидова: "убирайтесь из зала суда, милиция, быстро уберите их с моих глаз".
Заслушав последнее слово Юлдаша Расулова, судья Обидов удалился в совещательную комнату и уже через 15 минут вернулся с готовым приговором, отпечатанном как минимум на 10 страницах.
На вопрос зачем осуждать человека на длительный срок заключения без видимых причин, не представив реальных доказательств, генеральный секретарь ОПЧУ Талиб Якубов ответил, что во-первых, Узбекистан все еще болен преследованием "врагов народа", террористов, экстремистов".
"Узбекистан получил финансовую помощь от США в 2002 году на борьбу с терроризмом, вот эти деньги и отрабатываются, только зачем Америке финансировать эти репрессии против невинных людей", - сказал Талиб Якубов.
Во-вторых, по мнению Талиба Якубова, власти осудив Юлдаша Расулова нейтрализовали смелого правозащитника, который занимался мониторингом нарушений прав человека, оказывал юридическую помощь жертвам правонарушений.
По мнению Human Rights Watch, узбекские власти попытались представить Юлдаша Расулова как террориста, по словам Элизабет Андерсен с определенными целями:
"Это ясно, что это попытка препятствовать ему вмешиваться во многие дела, изолировать его, и эксплуатировать угрозы терроризма. Узбекские власти осудили Расулова, чтобы остановить документирование им случаев нарушения прав человека, и заставить молчать других правозащитников".
По данным Талиба Якубова, в настоящее время в местах лишения свободы находятся вместе с Юлдашем Расуловым уже 7 членов ОПЧУ, летом 2001 года в подвале МВД Узбекистана был убит под пытками председатель Кашкадарьинского отделения ОПЧУ Шаврук Рузимурадов.
Но с момента трагической смерти Рузимурадова прошло больше года, но по словам Талиба Якубова, не изменилось отношение властей к правозащитникам, не изменилась судебная система, принципы работы правоохранительных органов.
Галима Бухарбаева - директор проекта IWPR в Узбекистане.
ИНСТИТУТ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ВОЙНЫ И МИРА, представительство в Узбекистане.