Выборы в парламент Узбекистана: Очередной спектакль для иностранных наблюдателей
11 сентября Центральная Избирательная комиссия Узбекистана дала политическим партиям отмашку на начало предвыборной кампании, каковая, по идее, должна была начаться 15 сентября. Сами же выборы в Законодательную Палату Олий Мажлиса (парламента страны) назначены на 21 декабря 2014 года.
В большинстве демократических стран мира начало предвыборной кампании сопровождается существенным оживлением общественной жизни. Но не в Узбекистане. По прошествии двух недель с начала избирательного процесса ничто, в общем, не предвещает приближения этого главного политического события года.
ЦИК страны отрапортовал пока лишь о том, что это событие «вызывает повышенный интерес и становится объектом пристального внимания видных представителей общественно-политических, экспертно-аналитических кругов, а также средств массовой информации зарубежных стран». Наверное, именно на создание видимости многопартийной демократии в глазах зарубежья и направлены эти выборы. «Дипломатическими миссиями Республики Узбекистан за рубежом проводится широкая разъяснительная работа с целью доведения информации о предстоящих парламентских выборах, а также созданной в стране избирательной системе, отвечающей самым высоким демократическим требованиям», - пишет официальный веб-сайт узбекского ЦИКа.
Лишь несколькими официальными сообщениями ограничились пока и веб-сайты парламентских политических партий. Избирателю, появись у него такое желание, даже не удастся ознакомиться с новыми предвыборными платформами партий. На сайтах партий УзЛиДеП и НДПУ до сих пор висят программы, датируемые 2005-м или 2009-м годами, на сайте Миллий Тикланиш висит программа от 2011 года, а сайт партии Адолат вообще недоступен. Возможно, платформы партий и не будут обновляться, потому что и так написаны просто прекрасно? И действительно, что еще можно добавить к программам политиков, которые ратуют за технологическую модернизацию экономики и процветание под руководством «Узбекбаши», за развитие демократии под тем же руководством, за уважение к национальным ценностям и традициям, за развитие малого и среднего бизнеса и сельского хозяйства - и опять под мудрым руководством все того же президента?..
На заседании парламента Узбекистана. Фото «Uzreport.Com».
Впрочем, избирательное законодательство Узбекистана не предписывает партиям торопиться. Прежде чем начать кампанию, каждая партия должна собрать подписи не менее сорока тысяч избирателей, поддерживающих ее участие в выборах, и сдать их до 12 октября. После этого партии смогут составлять списки своих кандидатов. Бланки списков избирателей ЦИК выдала выдала партиям только 17 сентября. Как и где сегодня проходит сбор подписей, нам доподлинно не известно: никаких сборщиков подписей на улицах и площадях Ташкента пока не видно.
В принципе, сбор подписей не должен составить для партий проблем, так как количество членов каждого из этих политических образований - согласно распространяемыми ими данным - легко превосходит цифру, требуемую для участия в выборах. Например, партия «Миллий Тикланиш» заявляет о наличии у нее 176.676 членов, у НДПУ их 368.214, у УзЛиДеПа – около 230 тысяч. О партии «Адолат» мы пока судить не можем: в силу бездействия ее сайта сведения взять неоткуда.
Как же будет проходить процесс сбора подписей? «Бывает, в основном, так, - делится с нами житель Ташкента, - что, скажем, главврач больницы – член какой-либо партии. Вот он и заставляет своих врачей подписать такой лист. А начальник цеха на предприятии - активист или депутат от другой партии. Вот он и соберет подписи у своих подчиненных».
К сожалению, очевидно, что в условиях абсолютной деполитизированности узбекского населения (к примеру, см. импровизированный опрос общественного мнения, проведенный ташкентским веб-изданием Uzmetronom) и сбор подписей, и само голосование как обычно будут проходить в «добровольно-принудительном порядке» с использованием административного ресурса. Даже не приходится сомневаться в том, что разрешенные партии получат необходимое число подписей, и подписи эти будут признаны действительными.
Списки подписантов со всей территории страны должны быть доставлены в Ташкент не позднее 12 октября сего года. Тогда ЦИК проверит подлинность подписей, и уже 17 октября партии смогут начать выдвижение своих кандидатов. Этот процесс продлится вплоть до 6-го ноября. Затем законом отведено десять дней для того, чтобы Центризбирком мог рассмотреть и обсудить имена кандидатов, и только после 16 ноября, то есть, практически за один месяц до выборов, начнется официальный период агитации.
Но кажется, жители Узбекистана пока вовсе и не догадываются о надвигающемся важном событии. Кандидатам и партиям, роли которых распределены верховной властью, как в хорошем кукольном театре, не к чему бороться за голоса депутатов. А избирателям, в общем-то, все равно за кого голосовать: их повседневность от решений парламента никак не зависит. О текущей парламентской жизни избиратели тоже не очень информированы: куцые и стандартные сообщения о круглых столах или сессиях навевают на электорат сон. Да и то сказать, даже самые правильные и демократические законы, принимаемые «всенародно» избранным парламентом, затем нивелируются нигде не публикуемыми подзаконными актами.
«Придешь на участок в день выборов и не знаешь, за кого голосовать. Я обычно голосую за женщин, потому что их мало. А если в списке женщин нет, голосую вслепую», - делится жительница Ташкента.
Это «слепое» голосование проходит в Узбекистане уже последние двадцать лет - с той поры, как в начале девяностых годов прошлого века в стране сформировалась авторитарная власть Ислама Каримова, а все его политические оппоненты со временем либо были осуждены по уголовным статьям, либо изгнаны за пределы страны.
И все прошедшие годы, и сегодня выборы в Узбекистане в самом деле очень похожи на спектакль для иностранцев, для Европы, для США, для того самого пресловутого «Запада», настаивающего на проведении демократических реформ. Хотите демократии? Вот вам: и партии есть, и целых пять штук представлено в парламенте, и конкуренция среди них ожесточенная.
«Многопартийность нынешнего узбекского парламента - фальшивка и видимость в угоду постороннему. Борьба между партиями за влияние - лукавство и бутафория. Независимость законодательной власти - ложь, не имеющая ничего общего с реальностью. Ведь парламент принимает те законы, которые написаны и одобрены в правительстве и окружении президента. Впрочем, какими бы прекрасными эти законы иногда и не были, способ их исполнения зависит от капризов начальства самого разного ранга», - говорит ташкентский политолог, пожелавший остаться анонимным.
Через три месяца после парламентских в Узбекистане пройдут выборы президента. Хотя вопрос о будущих кандидатах на этот пост - реальных или же бутафорских - остается открытым, не приходится сомневаться в том, что победу в любом случае одержит все тот же полновластный хозяин страны Ислам Каримов - член Коммунистической Партии Советского Союза с 1964 года, в настоящее время беспартийный, занимающий пост главы узбекского государства уже двадцать пять лет.