Легкая добыча. Кто такой «хизбутчик» Дилёр Джумабаев, который голодал из-за отключения электричества
На фотографии слева - человек, которого несколько дней назад арестовали на юге Кыргызстана. Человек это непростой, да и арест его удостоился целого пресс-релиза Государственного комитета национальной безопасности республики. И этот пресс-релиз утверждает: пойман опасный преступник, за которым давно охотились, который «оказал активное сопротивление сотрудникам спецслужб и правоохранительным органам, используя холодное оружие», который является активистом запрещенной религиозной партии, экстремистом и исламским радикалом.
У этого человека - классическая «хизбутская» борода, достойный, но немного диковатый взгляд. Что же это за негодяй, до вчерашнего дня безнаказанно разгуливавший на свободе? В чем именно заключается его «экстремизм» и «радикализм»?..
Выборы, беспорядки, законы
«На прошедших 27 февраля 2005 года парламентских выборах в Кыргызстане большинство членов запрещенной религиозной партии «Хизб ут-Тахрир» проголосовали против всех кандидатов. Однако, по словам активиста южной ячейки этой организации Дилёра Джумабаева, часть приверженцев [партии] поддержала тех кандидатов, которые были согласны с требованиями Хизб-ут-Тахрир».
С этого сообщения, опубликованного девять с половиной лет назад, началась история присутствия Дилёра Джумабаева (в другом написании - Диляра Джумабоева) на страницах «Ферганы». Не сказать, чтобы мы уделяли этому человеку слишком много внимания — у нас опубликовано десять-пятнадцать его комментариев или сюжетов о нем. Просто имя Джумабаева то и дело «вылезало» само по себе: то он высказывался о выборах, то становился источником новостей о мятежном Андижане, то комментировал новые законы, принятые парламентом страны, то не платил за свет, из-за чего попадал под арест и затем даже объявлял голодовку.
Все эти высказывания и комментарии можно прочитать и сегодня. В них есть и религиозная пропаганда, и резкая критика в адрес властей, и, кажется, даже восхваление халифата как «идеальной модели исламского общества». Но напрочь отсутствуют какие-то призывы к насильственному свержению законной власти, в чем всегда обвиняли и обвиняют последователей партии «Хизб ут-Тахрир» - «Исламской партии освобождения», запрещенной в России и некоторых странах СНГ, но легально действующей в десятках других стран мира.
Споры вокруг деятельности этой религиозной партии не утихают уже много лет. Правительства постсоветских среднеазиатских стран уверены в их антигосударственной и антиобщественной направленности. Правозащитники, в свою очередь, заявляют, что никаких доказательств причастности «хизбутчиков» к террористической деятельности нет.
Так Дилёр Джумабаев выглядел в 2004-2005 годах. Уже тогда он не скрывал, что является активным членом партии «Хизб ут-Тахрир». Фото © «Фергана.Ру»
Голодовка за свет
16 марта 2006 года Дилёр Жумабаев объявил голодовку на площади возле здания районной администрации. За что или против чего он протестовал? За халифат и против ущемления свободы совести? Ни за то, ни за другое. На крайние меры он пошел, потому что устал бороться с местными властями за свое право получать качественные коммунальные услуги. «По заявлению Дилёра Жумабаева, в осенне-зимний период 2005-2006 года энергетики снабжали его некачественной электроэнергией. При этом всего за три месяца у него перегорел компьютер, испортилась электрическая печка и другая бытовая техника на сумму в 300 тысяч сомов (около 8 тысяч долларов США)», - писало тогда наше издание.
Проблемы с электро- и газоснабжением были и остаются на юге Кыргызстана самыми острыми. Вот и сейчас, к примеру, Ошская область уже несколько месяцев живет без централизованной подачи газа. Однако редко когда местные жители вступают в открытое противостояние с властями, предпочитая молча терпеть дискомфорт.
Разумеется, подавая голос против местных администраций, Дилёр Джумабаев был заинтересован и в пропаганде идей своей партии. В беседах с местными жителями он открыто пропагандировал «новый халифат» и власть шариата (исламского закона). Вот смотрите, твердил он, светские власти не боятся Аллаха, поэтому творят с нами все, что хотят, а мы даже не можем призвать их к ответу; мол, только мусульманское политическое руководство может создать для мусульман приемлемые условия жизни.
Тем не менее даже в родном Кара-Суу он был больше популярен не как «хизбутчик», а как критик местных властей, которым он все время предъявлял претензии по социальным проблемам: требовал от администрации неукоснительного исполнения принятых государственных (а вовсе не шариатских) законов.
Складывается ощущение, что Дилёр Джумабаев многие годы досаждал начальникам вовсе не тем, что призывал к джихаду против неверных или распространял листовки «за халифат». Сильнейшим раздражителем для местных властей, преимущественно, была его популярность, заработанная борьбой за гражданские и экономические права. Как мог, так и боролся.
При этом Дилёр Джумабоев не только никуда не скрывался от властей, а наоборот - все время попадался им на глаза, как бы провоцируя на контакт, на реакцию. Правозащитник из Московского центра «Мемориал» Виталий Пономарев, многократно бывавший в Ошской области Кыргызстана, утверждает, что Дилёр Джумабаев был совершенно открытой и публичной фигурой. «Я много раз встречался с ним в Кара-Суу, он никогда не прятался от спецслужб, да и все в городе знали о его принадлежности к «Хизб ут-Тахрир», - говорит В.Пономарев.
Найти и обезвредить
Зачем для захвата человека, который никуда не убегает, нужно было использовать спецназ? О том, как именно происходил захват Дилёра Джумабоева в его собственном доме, рассказал «Фергане.Ру» член информационного отдела партии «Хизб ут-Тахрир» Махамадаюбхон Машрапов.
«Сотрудники Госкомитета национальной безопасности в сопровождении спецназа в масках ворвались в дом Джумабаева 13 сентября в 06:30 часов утра. Когда они сначала постучали в ворота дома Дилёра, то он, не открывая двери, попросил предъявить санкцию на обыск. Они отказались. Дилер не открыл ворота. Тогда сотрудники спецслужб, перепрыгнув через забор, ворвались в дом Дилера, началась ругань. Дилера сильно избили несколько человек. Я сам видел. Только через полчаса он более или менее пришел в сознание. В это время они (сотрудники ГКНБ Ошской области – ред.) провели в доме обыск».
По словам Махамадаюбхона Машрапова, причиной для вторжения и обыска стало задержание в Бишкеке одного человека, подозреваемого в членстве в партии «Хизб ут-Тахрир». В тот день в Кара-Суу сотрудники спецслужб провели обыск в трех жилых домах.
Задержанного Дилёра Джумабаева защищает ошский адвокат Валериан Вахитов. «Когда 15-го сентября моему подзащитному предъявили обвинение в суде и затем взяли под стражу на два месяца до окончания следствия, он был в плохом состоянии. Мы подали заявление на проведение медицинской экспертизы. Его сильно били по голове, и мы подозреваем, что у Дилера сотрясение мозга».
По словам адвоката, Дилёра Джумабаева подозревают в хранении экстремистских материалов, но также могут и обвинить в оказании сопротивления сотрудникам правоохранительных органов. И еще неизвестно, наказание по какой из этих двух статей окажется для него более тяжким.
«Но это уже другое дело. Пока мы настаивали, чтобы прокуратура области провела проверку по обстоятельствам задержания и ареста Джумабаева, по факту злоупотребления со стороны правоохранительных органов. Мы написали заявление о том, что к нему ворвались незаконно, и наше заявление находится на рассмотрении в Ошской областной прокуратуре. Мы уверены: совсем не обязательно было врываться в дом. Сотрудники группы «Альфа» могли спокойно показать постановление и провести обыск. Ведь мой подзащитный и так добровольно выдал все материалы, что у него были», - рассказывает адвокат Вахитов.
По словам адвоката, с которым «Фергана» поговорила в четверг, 18 сентября, за пять дней, прошедших с момента задержания по делу Д.Джумабаева так и не была проведена медицинская экспертиза. Фото сделано вскоре после ареста Джумабаева.
Что не дозволено «бородачу»
Нам неизвестно, чем именно занимался в последнее время активист «Хизб ут-Тахрир» Диляр Джумабаев. Распространял ли он листовки, проводил ли агитацию среди верующих юга Кыргызстана, делал ли еще что-то противозаконное. Мы знаем только то, что местные жители ценят Дилёра за то, что он отстаивал их права перед администрацией и милицией.
Впрочем, ходил бы он в костюме и был бы гладко выбрит, его, в крайнем случае, считали бы излишне активным НПО-шником, «отрабатывающим западные гранты». Подобраться к такому и заткнуть ему рот довольно трудно. А «бородача» легче записать в «террористы» и радикалы, и независимая пресса, как и авторитетные правозащитные организации еще пятнадцать раз подумают, прежде чем поднимать шум в защиту задержанного. Особенно если он - член запрещенной организации.