Защита фундаментальных прав в трех странах Центральной Азии
Международное партнерство по правам человека (МППЧ) опубликовало отчет о защите фундаментальных прав человека в трех странах Центральной Азии: Казахстане, Таджикистане и Туркменистане. Отчет подготовлен в рамках совместного проекта Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, общественного фонда «Нота Бене» (Таджикистан) и Туркменской инициативы по правам человека. Организация «Международное партнерство по правам человека» содействовала в составлении и редактировании отчета, который резюмирует информацию о важных событиях и отдельных делах, касающихся прав на свободу слова, собраний и ассоциаций, на равенство перед законом и недискриминацию, а также права на доступ к правосудию уязвимых групп населения.
«Фергана» предлагает краткий пересказ основных тезисов отчета, который охватывает период с апреля по июнь 2014 года. Полный текст доклада можно прочитать здесь (.pdf, рус.).
Казахстан: ситуация стабильно тревожная
Ситуация с правами человека в Казахстане, как утверждается в отчете, «остается стабильно тревожной»: «в определенных областях наблюдается некоторый прогресс, однако другие изменения, скорее, свидетельствуют об ухудшении ситуации в области прав человека».
29 мая 2014 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), при этом в обществе есть опасения, что данный союз может трансформироваться в политический инструмент давления России на своих партнеров.
Ухудшения, проведенные законодательно
3 июля 2014 г. президент Нурсултан Назарбаев подписал новый Уголовный кодекс РК, который вызвал резкое неприятие у гражданского сектора. В новом УК прямо нарушается право граждан на свободу объединения, свободу выражения мнения и другие фундаментальные права. В новом УК расширены основания и сохранена санкция в виде трех лет лишения свободы за клевету, сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая наказание до десяти лет лишения свободы и не исключающая привлечение к ответственности за распространение мнений, взглядов, убеждений и предположений.
В УК добавлена новое дискриминационное понятие «лидер общественного объединения» как специальный субъект преступления, что может привести к преследованию членов общественных объединений. Также вызывает тревогу статья, запрещающая «незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов». Отсутствие ясного и недвусмысленного толкования понятий, содержащихся в этой статье, предоставит возможность для недобросовестных чиновников трактовать любое справедливое требование общественности в лице членов общественных объединений как незаконное вмешательство в их деятельность и сведет на нет общественный контроль в стране.
В начале июля также был подписан новый Кодекс об административных правонарушениях, который изобилует другими ограничениями в области свободы слова, мирных собраний и свободы совести. Так, там сохранены чрезмерные санкции в виде приостановления и закрытия СМИ за нарушения технического порядка. Статья КоАП «Нарушение законодательства об общественных объединениях» предусматривает возможность приостанавливать и даже прекращать деятельность общественного объединения за любое незначительное нарушение технического характера, и более того, позволяет наказывать общественные организации за любую законную деятельность, не определенную в уставе организации. Особенно это положение законодательства вызывает озабоченность в отношении религиозных объединений.
27 июня 2014 президент подписал новый Закон о профсоюзах, вызвавший критику со стороны независимых профсоюзных организаций, Всемирной федерации профсоюзов, Международной конфедерации профсоюзов и Международной организации труда. В новом законе поставлено под сомнение само существование независимых профсоюзов, поскольку новый закон подразумевает вхождение всех профсоюзов в отраслевые, республиканские и иные центры, которые будут находиться под контролем.
Согласно информации от правительства Казахстана, в настоящее время разрабатываются поправки в законодательство, касающиеся деятельности неправительственных организаций. Отмечается, что в рамках законопроекта будет учтен опыт зарубежных стран. Есть опасения, что это может привести к введению репрессивных поправок, подобных тем, которые уже были предложены и одобрены в других странах региона, в частности в России.
Преследование оппозиционных СМИ и журналистов
В Казахстане систематически проходят суды по закрытию немногочисленных независимых газет, в том числе за технические ошибки в выходных данных (закрытие оппозиционных «Правдивой газеты» и «Ассанди-Таймс» в апреле 2014 года).
С апреля по июль в Казахстане прошло несколько судебных процессов в отношении журналистов по обвинению в клевете, в том числе в уголовном порядке.
Подвергаются блокировке ряд оппозиционных интернет-сайтов при отсутствии судебных решений, в том числе respublika-kaz.info, socialismkz.info, Ablyazov.org. На непродолжительное время был заблокирован сайт газеты «Уральская неделя» (uralskweek.kz).
Нарушения права на свободу собраний
Инициативные группы в подавляющем большинстве получают отказы от городских администраций на их просьбу санкционировать мирное собрание (даже в специально отведенных местах). Большинство несанкционированных мирных собраний пресекается полицией, а инициаторы и активисты оказываются на скамье подсудимых. Продолжается тактика «превентивных задержаний», когда активистов задерживают еще до их участия в акции, и осуждают как за фактическое участие.
Неравенство перед законом
В докладе говорится о многочисленных нарушениях прав задержанных, обвиняемых и подсудимых практически на всех стадиях уголовного процесса в Казахстане. За отчетный период наиболее частыми были жалобы на отсутствие достаточного времени и возможности для подготовки своей защиты; невозможность консультироваться с самостоятельно выбранным защитником; нарушение права быть судимым без неоправданной задержки; нарушение права не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным и др.
Обращения граждан также показали, что при судебных разбирательствах не всегда обеспечивается равенство сторон, судьи игнорируют показания свидетелей со стороны защиты, не принимают во внимание эти показания. Более того, не все заявления граждан принимаются и регистрируются правоохранительными органами, что препятствует доступу к правосудию.
Другой проблемой является низкий уровень правовой грамотности у незащищенных слоев населения и отсутствие у них возможностей для обращения за квалифицированной помощью (в силу отсутствия денег; отсутствия необходимых организаций, оказывающих безвозмездную помощь). К таковым можно отнести жителей отдаленных поселков и депрессивных городов, бывших выпускников детских домов и интернатов, переселенцев.
Нарушения права на справедливое судебное разбирательство и равенство сторон особенно часто наблюдаются в судебных процессах, которые можно отнести к политическим - это касается дел в отношении журналистов или гражданских активистов.
Были зафиксированы негативные и оскорбительные публикации и сюжеты в СМИ в отношении представителей сексуальных меньшинств и нетрадиционных религий, и также другие случаи нетерпимости в отношении таких групп.
Также были выявлены факты дискриминации при публикации объявлений о приеме на работу, в частности по половому и возрастному признакам.
Таджикистан: Беспорядки в Хороге и давление на СМИ
23 апреля 2014 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон выступил с ежегодным посланием перед Парламентом страны, где поставил вопрос о новой программе судебно-правовой реформы страны на следующие три года. В данный момент эта программа находится на стадии разработки без доступа к нему со стороны гражданского общества.
21 мая 2014 года в городе Хорог Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) силовые структуры провели операцию по задержанию подозреваемых лиц, в ходе чего было убито два местных жителя. Этот инцидент привел к протестам и беспорядкам среди местных жителей, которые были недовольны действиями властей.
После событий в Хороге представители властей обвинили зарубежные страны в попытках дестабилизировать ситуацию в стране. На этом фоне был задержан ученый Александр Содиков по обвинению в шпионаже. Его задержание произошло, когда он занимался исследованием по урегулированию конфликтов в Хороге, и широко критиковалось представителями международного сообщества.
В мае 2014 г. Комитет ООН по социальным, экономическим и культурным правам провел пре-сессию по национальному докладу Таджикистана, после чего Комитет подготовил и отправил государству список вопросов, связанных с бедностью, коррупцией, вынужденными переселенцами, мигрантами и лицами с ограниченными возможностями.
Преследование оппозиционных СМИ, журналистов и цензура Интернета
Ситуация со свободой выражения остается одной из самых тревожных в стране. Так, за последний год (2013–2014) на журналистов и различные СМИ было подано более 45 различных исков в суды.
Одновременно с исками в отношении журналистов, существуют и случаи, когда частные компании применяют угрозы в отношении журналистов, а органы правопорядка не принимают мер для предотвращения или проведения расследования.
Одной из основных проблем, затронувших большее количество населения, стали блокировки различных интернет-сайтов, в основном, новостных и сайтов социальных сетей, по неофициальному приказу службы связи. В очередной раз интернет-провайдеры заблокировали несколько сайтов в июне 2014 г., и в этот раз в «список» попали YouTube со всеми продуктами Google, включая электронную почту Gmail. В течение последнего года, YouTube подвергался блокировке четыре раза.
В конце 2012 года судебные инстанции страны вынесли решение о ликвидации общественной организации «Ампаро». Конституционный суд страны рассмотрел жалобу «Ампаро» и вынес решение, в котором говорится, что нормы закона «Об общественных объединениях», на основании которого было принято решение о ликвидации организации, неясны, и парламенту страны необходимо пересмотреть их. Однако Конституционный суд не признал доводы истцов о несоответствии данных норм Конституции.
Туркменистан: двойные граждане, цензура и запреты
Согласно официальной информации, в мае 2014 года президент Гурбангулы Бердымухамедов постановил, что должна быть учреждена комиссия для разработки предложений по реформе Конституции, направленной на приведение ее в соответствие с международными стандартами. Президент призвал обратить особое внимание на усовершенствование законодательной защиты прав человека и подчеркнул, что реформа должна включать создание должности Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). Это будет вторая конституционная реформа со времени прихода к власти Бердымухамедова в 2007 году.
Комитет по Правам Ребенка ООН начал второе рассмотрение ситуации в Туркменистане в соответствии с Конвенцией о Правах Ребенка на своей сессии в Женеве 16-20 июня 2014 года. Комитет утвердил так называемый перечень вопросов, на которые туркменским властям будет предложено ответить в преддверии заключительного этапа рассмотрения, который намечено провести в январе 2015 года.
Туркменские власти продолжают использовать сомнительные методы в целях усиления чувства патриотизма среди населения. Так, к примеру, по сообщениям из республики, в мае месяце родители учеников школ должны были подписать обязательства, в соответствии с которыми они обязуются воспитывать своих детей «в духе служения традициям, обычаям, культуре туркменского народа». Согласно устоявшейся практике, школьники и студенты регулярно принуждаются к участию в массовых парадах и других мероприятиях, организуемых властями по случаю национальных праздников.
Свобода выражения мнений
В Туркменистане существует цензура в СМИ и интернете. Власти ограничивают доступ к информации о событиях внутри и вне страны, так как опасаются, что эта информация может способствовать возникновению недовольства и волнениям среди населения. Например, информация о стихийных бедствиях, вспышках эпидемий и несчастных случаях считается секретной и СМИ запрещено сообщать о ней.
Согласно полученной ТИПЧ информации, 6 июня 2014 года истребитель Туркменских ВВС упал на жилой дом на окраине города Мары. В результате авиакатастрофы погибли инструктор и стажер. Вскоре после инцидента власти потребовали от жителей близлежащих домов подписать расписки о том, что они не будут разглашать информацию об аварии.
В апреле 2014 года президент Туркменистана подписал указ, в соответствии с которым первоклассникам в начале учебного года будет выделено около 100.000 ноутбуков китайского производства. Тем не менее, на практике использование компьютеров было ограниченным: учителя не позволяли учащимся пользоваться компьютерами. Родители учащихся были обязаны оказать помощь при закупке оборудования и принять участие в финансировании мест хранения для компьютеров. В большинстве школ нет доступа к интернету.
2 июня 2014 года Международная Амнистия опубликовала обращение, в котором призвала туркменские власти пересмотреть дело Мансура Мингелова - правозащитника, несправедливо лишённого свободы, который 19 мая объявил голодовку в знак протеста против своего тюремного срока (22 года лишения свободы). 8 июня Мингелов, находясь в критическом состоянии, прекратил голодовку после того, как его посетили представители туркменской власти в исправительно-трудовой колонии Сейди, где он содержится, и обращение с ним улучшилось. В день опубликования обращения Международной Амнистии, президент страны также выступил с заявлением, в котором подчеркнул необходимость укрепления верховенства закона и потребовал внимательного рассмотрения каждого уголовного дела и тщательного изучения жалоб от граждан.
Свобода собраний и ассоциаций
Обстановка для НПО в Туркменистане остается репрессивной. 3 мая 2014 года президент подписал новый всеобъемлющий закон об общественных объединениях, который заменил предыдущий закон от 2003 года. Закон предоставляет гражданам право создавать и вступать в общественные объединения по их собственному выбору и позволяет иностранным организациям создавать представительства в Туркменистане. Законом также запрещено государству вмешиваться в деятельность объединений. Тем не менее, основные положения закона остаются проблематичными, например, требование обязательной регистрации объединений, жесткие правила регистрации и положения, предоставляющие широкие полномочия для мониторинга и надзора за деятельностью объединений. Есть опасения, что закон не приведет к каким-либо фактическим улучшениям, подобно закону о СМИ, принятому в 2013 году. Как известно, с момента принятия закона в Туркменистане не была зарегистрирована ни одна новая неправительственная организация.
Постоянно присутствующая угроза репрессий практически препятствует общественным протестам в Туркменистане. Тем не менее, за последние несколько лет имели место спонтанные мелкие акции протеста населения в ответ на произвол действий со стороны властей. ТИПЧ описала пять таких акций с 2011 года. Об этих событиях не сообщалось в национальных средствах массовой информации. В большинстве случаев власти, в целях предотвращения более широких протестов, пошли на частичное удовлетворение требований протестующих.
23 июня 2014 года жители одного из микрорайонов Ашхабада отказались подчиниться требованиям чиновников местной администрации, которые, несмотря на летнюю жару, потребовали от жителей демонтировать кондиционеры. Администрация мотивировала свое заявление тем, что кондиционеры якобы портят внешний вид жилых зданий. Жители вышли на улицу и начали прогонять чиновников. На место происшествия были вызваны силы полиции, военных и спецслужб. Жители домов успокоились только после того, как их убедили в том, что кондиционеры не будут демонтированы. И вместе с тем, в течение нескольких дней спецслужбы пытались установить «зачинщиков» этой акции протеста.
Неравенство перед законом
В рамках политики «туркменизации», которая яростно насаждалась предыдущим президентом Ниязовым и подвергалась резкой критике со стороны международного сообщества, были закрыты все школы с обучением на языках национальных меньшинств и урезано образование на русском языке. Хотя обучение на русском все еще продолжается в отдельных классах в крупных городах, «Туркменская инициатива по правам человека» получила информацию о сокращении числа школ с обучением на русском языке. Например, в городе Дашогуз только две школы будут проводить набор учеников в первые классы с русским языком обучения (раньше в этом городе было четыре такие школы). Местный чиновник системы образования объяснил это решение тем, что количество детей из семей с российским гражданством или со статусом переселенцев сократилось. При этом лица, имеющие двойное туркмено–российское гражданство, долгое время подвергаются давлению: либо отказаться от российского гражданства, либо покинуть страну.
С середины 2008 года в Туркменистане введены новые биометрические загранпаспорта. Для того чтобы получить новый паспорт, граждане, имеющие двойное гражданство, обязаны были отказаться от второго гражданства. В ходе серии переговоров, в мае 2013 года Туркменистан и Россия договорились, что граждане с двойным российско-туркменским гражданством, получившие российское гражданство до июня 2003 года, смогут получить новые паспорта. Однако, по данным ТИПЧ, в апреле 2014 года туркменская Миграционная служба без предоставления каких-либо объяснений приостановила выдачу биометрических паспортов и этой категории граждан с двойным гражданством. Такое внезапное изменение политики коснулось, среди прочих, тех 12 граждан с двойным гражданством, которые проживают в России и приехали в Туркменистан для того, чтобы получить новые паспорта, но теперь остаются в стране на неопределенное время.
ТИПЧ сообщала о продолжающейся практике произвольного сноса жилых домов в Ашхабаде, с целью освобождения площадок под строительство государственных строительных объектов, таких как офисные здания, отели и памятники.
Жителям, как правило, предлагают освободить их дома в короткие сроки. Многим из них не предоставляют адекватную компенсацию. В результате сноса жилых домов более 300 семей проживают на окраине Ашхабада во временных бараках. Есть опасения, что строительство спортивных сооружений в ходе подготовки к Азиаде, запланированной на 2017 год, может привести к дальнейшим выселениям граждан.
Международное партнерство по правам человека (МППЧ) – некоммерческая неправительственная организация по защите прав человека (Брюссель), Задачей МППЧ является оказание поддержки местным общественным организациям и предоставление им помощи для привлечения внимания международного сообщества к проблемам соблюдения прав человека. МППЧ также имеет целью продвижение прав уязвимых групп лиц, таких как правозащитники, независимые журналисты и другие критики властей; политические заключенные; жертва пыток и несправедливых судебных разбирательств; меньшинства; мигранты; женщины; дети.
МППЧ работает с правозащитными организациями из разных стран над развитием и осуществлением проектов, мониторингом, исследованием, публикацией нарушений прав человека и продвижением прав человека на международном уровне.