Письма читателей: Личный стоматолог президента Каримова - «Бич божий» Ташкентской медицинской академии?
Ташкентская медицинская академия (ТМА) известна в Узбекистане больше под старым названием «ТашМИ». Все ташкентцы - да что ташкентцы, все жители Узбекистана - с большим почтением относятся к этому учреждению, где не только готовят хороших специалистов, но и успешно лечат самые разные заболевания. А врачи, которые здесь работают, являются одними из лучших в Центральной Азии.
Поэтому редакция «Ферганы» с недоумением прочитала пришедшее на ее адрес письмо, в котором рассказывается, как заведующий кафедрой стоматологической терапии профессор Хайдар Камилов, спекулируя тем, что он «лечит зубы самому президенту», ухитрился установить в ТМА свои порядки, основанные на мздоимстве и вымогательстве. Авторы письма по понятным причинам скрывают свои имена, но редакции они известны: это люди вполне уважаемые и порядочные.
Мы публикуем это письмо почти без сокращений и правок, предоставляя его авторам право высказаться в условиях тотальной цензуры в Узбекистане. Мы также предлагаем и профессору Камилову возможность ответить на эту исповедь его коллег. Кроме того, мы надеемся, что данной информацией заинтересуется прокуратура и другие компетентные структуры Узбекистана.
«В отличии от частных клиник, где правила диктуются владельцем, государственные медицинские учреждения должны безоговорочно следовать букве закона. В Ташкентской медицинской академии существует кафедра и отделение стоматологической терапии, «приватизированные» одним должностным лицом - профессором Хайдаром Камиловым. Беззаконие в данном учреждении подкреплено статусом заведующего кафедрой, имеющего своеобразную должность «Врач Президента».
Ответственные за здоровье Президента врачи всем известны, их имена не являются государственной тайной. Но ни один из них не спекулирует своим положением в целях личного обогащения. Это ведущие специалисты Республики, уважаемые профессора, скромные люди.
А вот Камилов не стесняется афишировать свою близость к семье первого лица государства. По этой причине «личному стоматологу Президента» прощается многое. Мздоимство со всех сотрудников кафедры и клиники, студентов, докторантов является основным источником его дохода.
Печальным является тот факт, что в большинстве случаях это делается в принудительном порядке. Когда «недовольные» начинают выяснять почему данный человек злоупотребляет служебным положением, все в один голос заявляют - он врач Президента и ему ничего не сделаешь, его «отмажут». Различные оппозиционные силы стараются дестабилизировать ситуацию в стране, подорвать доверие к Президенту, правительству и государства в целом. Но высокопарные слова многим не понятны. Народ руководствуется обычными понятиями: раз человека допустили к Президенту, то соответственно обеспечат и должную защиту. Даже если «ответственный» человек нарушит закон. Это подрывает репутацию не только органов здравоохранения, но и структур, отвечающих за безопасность страны.
Студенты
Промежуточные и итоговые экзаменационные опросы принимаются лично заведующим кафедрой. «Старший куратор» кафедры Дадамова А.Д. располагает подробной информацией о всех студентах: место работы родителей, финансовое состояние и родственные связи. Данная информация собирается на начальных курсах. Куратор поит чаем и угощает студентов на практическом занятии, располагает к себе. Не довериться пожилой даме невозможно. На экзамене «нужных» студентов «топят». Исхода два: вмешательство родителей имеющих высокую должность, что делает их должниками, или материальное вознаграждение по причине «неудовлетворительной учебы ребенка».
Состоятельные старшекурсники имеют возможность лично "внести оплату" за плохую учебу. Студентам точная цифра в слух не озвучивается, все делается иисключительно посредством жестов.
Средняя «стоимость» опроса составляет 50-200 у.е. Дети «нужных» родителей опекаются по особенному. Привлекаются к различного рода мероприятиям, на которых повсеместно озвучивается единственное правило: молись на завкафедрой. Дети, а с ними их родители оказываются «обязанными». При нашем менталитете «наставника» нужно почитать не хуже отца.
Магистры
Работа в магистратуре организована по принципу «свободного посещения». За условную оплату магистры имеют возможность не посещать занятия, работать в частных клиниках. Руководителями магистерских диссертаций назначаются люди из «своих». Причина: написание диссертации - платное мероприятие, которое может обернуться тратой нескольких тысяч долларов.
Это касается и хлопковой кампании. При внесении оплаты магистр получает разрешение не ездить на поле, а заведующий апеллирует словами ректора «магистров нельзя привлекать к хлопкоуборочной кампании».
Клинические ординаторы
Клинических ординаторов поступивших на учебу, но не прошедших предварительное «собеседование» с заведующим кафедрой, ожидает учесть изгоев. Не заплатившие клинические ординаторы находятся «на балансе кафедры», но не имеют возможность обучаться на своей кафедре. На претензии прикрепления их к определенному врачу звучит единственный ответ - я вас не приглашал, договоритесь сами. В итоге «изгои» проходят обучение в соседних - дружественных отделениях.
Докторанты
Возможность обучения в аспирантуре или докторантуре имеют лишь те люди, чьи родители или родственники обладают крупным финансовым состоянием, занимают руководящие или ведущие должности в различных учреждениях. Это обеспечивает приток денег и надежную защиту. Что позволяет Камилову бесцеремонно нарушать законы.
За период руководства кафедрой Камиловым на учебу в аспирантуру или докторантуру ТМА не поступил ни один «простой» человек. Разрешение на учебу выдается лично заведующим кафедрой. Получение разрешения на обучение, даже при наличии нужных связей, оценивается в 3000 у.е. плюс обязательство покровительства.
Финансовое состояние родителей позволяет закрывать глаза на неспособность человека к научной работе. Поступившие в аспирантуру «одаренные» дети не справляются с научной работой. для которой требуется ум, знания, терпение, и добровольно уходят. Но ведь на их месте мог бы оказаться достойный человек со всеми необходимыми параметрами.
Человек, желающий заняться научной работой, но не имеющий «крутых» или состоятельных родителей, обречен быть просто хорошим специалистом. Оплата должна вноситься всеми, кто хочет делать научную работу. Без оплаты работа будет оценена как «неудовлетворительная», «требующая кардинального пересмотра», «не являющаяся актуальной». Впрочем, последующая «оплата» может в корне изменить ситуацию.
Помимо этого, завкафедрой состоит в своеобразном научном «братстве». Являясь членом, а, в некоторых случаях, и председателем различных Советов и обществ, совместно с «подельниками» инициирует провалы научных работ. Или доводит соискателей на научную степень до состояния «добровольной» дачи взятки.
Врачи
Каждый врач поликлиники стоматологической терапии имеет обязательство ежемесячного внесения «дани» в пару сотен долларов за возможность работы. Отделение юридически не руководится заведующим кафедрой. Но трудоустройство, выбор кабинета (общая комната или отдельный кабинет), перечень оказываемых услуг (отделение терапевтическое, при «желании» можно оказывать ортопедические, ортодонтические и хирургические услуги), продолжительность рабочего дня - решается заведующим кафедрой лично. Не оплатившие вовремя «мзду» караются внеплановой проверкой деятельности или закрытием кабинета на неопределенный период.
Привилегии
Ряд сотрудников кафедры имеют особые привилегии. Врачи отделения – а это на 80 процентов молодежь, не имеющая ученой степени - не обременены повышением квалификации и участием в научных исследованиях. Хотя, учитывая статус клиники и отделения, это обязательное условие.
Любое осложнение с пациентом разбирается под «покровительством» завкафедрой. Виновником неизбежно признается пациент из-за своей неинформированности и небрежного отношения к своему здоровью.
Отдельной привилегией обладает сын завкафедры – Эркин Камилов. В последнее время отец с сыном часто ездят на прием к супруге Президента. Ведут лечение. Причем, каждый выезд афишируется среди сотрудников отделения, где работает сын. Дескать он удостоен чести лечить супругу Президента. Причем, лечение заключается в протезировании зубов, что не является его специализацией. Сын как и отец - терапевты-стоматологи. Удручает другой факт, как сын - не имеющий достаточных знаний и опыта допущен к Государственному лицу? Это снова бросает тень сомнения на ответственные структуры».