Human Rights Watch - о милицейском насилии в отношении геев и бисексуалов в Кыргызстане
29 января на пресс-конференции в Бишкеке был презентован доклад Human Rights Watch «Милицейское насилие в отношении геев и бисексуальных мужчин в Кыргызстане». В 72-страничном докладе говорится о нарушениях, которые допускает милиция в отношении геев и бисексуальных мужчин: физическом, сексуальном и психологическом насилии, незаконных задержаниях и вымогательстве под угрозой насилия или раскрытия сексуальной ориентации жертв их знакомым и родственникам.
Директор по адвокатскому лоббированию по правам ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры) в Human Rights Watch Борис Диттрих рассказал: «Нарушения прав ЛГБТ были выявлены в разных странах, в частности, это касается злоупотреблений со стороны правоохранительных органов, работа которых, наоборот, состоит в том, чтобы защищать права своих граждан. Главное, что эта проблема решаема. Например, в Ливане, мусульманской стране, также был сделан подобный доклад. И - это самое важное! - после его публикации Министерство внутренних дел Ливана приняло решение провести реформу в рамках ведомства, чтобы решить именно те проблемы, на которые мы указали», - отметил Диттрих.
Исследовательница по правам ЛГБТ в Human Rights Watch Анна Кирей отметила, что в ходе подготовки доклада было проведено 40 интервью с геями и бисексуалами в четырех городах Кыргызстана.
«Найти этих людей действительно было проблемой, люди скрывали свою ориентацию, - призналась Кирей. - Доклад - это возможность рассказать общественности, что происходит с такими людьми. Мы разговариваем именно с тем, кто пострадал, потому что нам важно знать, какие были нарушения. Также мы встречаемся с теми госорганами, которые несут ответственность за эти нарушения. В случае данного исследования все нарушения были совершены сотрудниками МВД. В Кыргызстане даже на правительственном уровне признано, что милиция применяет пытки, но мы хотели бы поднять и эту тему, потому что именно эти люди находятся в наиболее уязвимом положении. Из 40 человек только двое нашли в себе силы написать заявление. Дело одного из них дошло до Верховного суда, но результата не было, применение пыток не было признано».
Журналистов интересовало, были ли использованы в докладе другие документы, подтверждающие нарушения прав ЛГБТ, кроме интервью. «Только в одном случае была проведена судмедэкспертиза и зафиксированы нарушения и при ее проведении, и в судах, - ответила А.Кирей. - Повторюсь, проблема в том, что эти люди боятся не только писать заявления, они даже со мной боялись разговаривать. Они не могут использовать существующие каналы защиты своих прав, люди боятся огласки, порой даже в собственной семье. Да, слова пострадавших для нас - основное свидетельство, тем более, что придумать описание таких издевательств со стороны милиционеров просто невозможно».
Ответом журналисты остались недовольны и задавали вопросы дальше, например, зачем столь пристальное внимание уделять пыткам в отношении ЛГБТ, когда пытают и других людей. «Никто не отрицает, что пытки – это проблема всего общества. Однако проблема с ЛГБТ в том, что именно их милиция специально выискивает и делает на них деньги. Люди страдают именно из-за своей сексуальной ориентации. Мы хотим показать, что эта проблема не менее важна, так как эта категория людей более уязвима. Их может выгнать собственная семья, избить милиционер, у них больше социальный риск, чем у других слоев общества», - раз за разом объясняла Кирей.
Выступил на мероприятии представитель ЛГБТ-сообщества Дастан: «Проблема в том, что нам не только отказывают в регистрации заявлений по применению пыток, нас снова насилуют. То есть нет никакой защиты. Мы не защищены даже тем, что гарантирует Конституция этой страны. К сожалению, отчет затрагивает только небольшую часть пострадавших, касается только геев и бисексуалов. Но есть еще лесбиянки, насилие в отношении которых - еще более закрытая тема. Есть еще корректирующее насилие, когда их насилуют знакомые и родственники, считая, что это их исправит. Насилия очень много, оно происходит систематически. У нас говорят , что Кыргызстан - страна прав человека, а в реальности получается, что это страна прав отдельных людей».
Анна Кирей: «Проблема стоит очень остро»
В интервью «Фергане» Анна Кирей обратила внимание, что в Кыргызстане с 1998 года нет уголовной статьи за гомосексуальные отношения. Однако, особенно это касается юга страны, когда милиция задерживает геев, она предъявляет обвинение именно по этой статье. Причина либо в необразованности милиции и самих геев, либо в том, что это - самый легкий способ наживы.
«Главное, что в Кыргызстане, по сравнению с другими странами региона, есть больше шансов, что будет какой-то результат: возможно, что власть будет расследовать эту тему и примет меры. А проблему поднимать надо. Я 10 лет работала в Кыргызстане с ЛГБТ-организациями, и сама регулярно ходила забирать избитых людей из милицейских участков. Когда я начинала собирать информацию для отчета, была в шоке от изощренности пыток, произвола и безнаказанности милиции. Людей насилуют, часами заставляют стоять на коленях или на одной ноге, душат целлофановыми пакетами… Милиционеры специально выискивают геев, подкарауливают у клубов, ищут на сайтах знакомств. А люди бояться задержаний и готовы отдать любые деньги. Суммы, которые вымогали у наших респондентов, варьируются от 500 сомов до десяти тысяч долларов, а фактически они отдавали от 500 сомов до тысячи долларов».
Проблема, по мнению Кирей, не только в милиции, а в целом в уровне гомофобии в Кыргызстане. «Очень легко и практически безнаказанно унижать, вымогать деньги у тех, кого и так все ненавидят. И так же сложно их защищать. Например, когда мы обсуждали эту проблему с представителями госорганов, они выражали согласие встретиться с ЛГБТ, но только конфиденциально, чтобы их ни в коем случае не ассоциировали с ЛГБТ», - рассказала А.Кирей.
«Я понимаю, что надо начинать с привития обществу толерантности. Но проблема очень остро стоит. Все эти факты - преступления, и их надо расследовать. Сколько можно еще ждать, когда жертвы ночами звонят нам из участков и просят о помощи?!», - говорит автор доклада.
По словам Кирей, встречи с представителями МВД и Генпрокуратуры проходили очень быстро, «у них было мало времени, они куда-то спешили. Радует, что этот вопрос поднимался на заседании ООН о выполнении Кыргызстаном Конвенции против пыток в конце прошлого года. То есть проблему уже хотя-бы озвучивают. С другой стороны, милиционеры нам прямо сказали, что готовы расследовать эти дела, только если будут заявления. А жертвы готовы писать заявления, только если будет обеспечена конфиденциальность. Вот и получается замкнутый круг».
Пытки в милиции
В самом докладе отмечено, что все 40 проинтервьюированных геев и бисексуальных мужчин говорили, что милиция знает об их боязни огласки, и рассказывали, как сотрудники милиции пользуются этой уязвимостью для избирательного преследования мужчин, которых они подозревают в принадлежности к геям или бисексуалам. Большинство интервьюеров, в том числе двое, которым на момент нарушений было 17 лет, утверждали, что лично подвергались тому или иному физическому насилию, угрозам или вымогательству со стороны милиции, либо всем этим нарушениям, при однократных или неоднократных контактах с милиционерами.
Многие из проинтервьюированных для этого доклада геев и бисексуальных мужчин, в том числе правозащитники, говорили «Хьюман Райтс Вотч», что не видят для себя возможности обращаться с жалобами и пользоваться существующими каналами правовой защиты. Они не верят, что власти заинтересованы в реагировании на их заявления и обоснованно опасаются мести со стороны тех, кто допускал в отношении них жестокое обращение, или со стороны других сотрудников правоохранительных органов. Опрошенные также опасаются, что правоохранительные органы не смогут или не захотят уважать их частную жизнь и конфиденциальность или что их сексуальная ориентация станет известна широкому кругу лиц, в том числе родственникам.
«В этой связи у нас две основные рекомендации государству, - сказала Анна Кирей. - Во-первых, оно должно признать, что такие преступления имеют место, и на самом высоком уровне их осудить. Во-вторых, необходимо создание специального органа по расследованию подобных случаев с высоким уровнем конфиденциальности. Доступ к личным данным того, кто жалуется на нарушения, может получить только один человек. Так мы сможем дать людям возможность доверять системе, и такие преступления будут эффективнее расследоваться», - заключила Анна Кирей.
Полная версия доклада на русском языке - здесь
Екатерина Иващенко
Международное информационное агентство «Фергана»