Случай с Сергем Наумовым, или Реакция нейтрализации
«…В те самые годы, когда Узбекистан, благодаря исключительно самоотверженности и бесстрашию нашего Президента, только-только, наконец, обрёл долгожданную Независимость, перед страной во весь рост встала ужасная угроза. Как и на всём постсоветском пространстве в республике начала поднимать голову организованная преступность. Повсюду как грибы после дождя стали появляться банды каких-то «рэкетиров», которые нагло пытались взять под контроль весь нарождающийся частный бизнес. Простые люди, само собой, стали опасаться выходить на улицы по вечерам, чуть стемнеет. Милиция буквально сбивалась с ног, но ничего поделать не могла.
В эти тревожные дни наш Президент и пригласил к себе нас, наиболее видных юристов республики. Заслушав панические доклады силовиков, Ислам Абдуганиевич высказал простое, но очень даже мудрое предложение.
- Если вы точно уверены, что перед вами настоящий преступник, - резюмировал наш Президент, - то и не стоит с ним особо церемониться! Иначе вы никогда не справитесь с этой волной уголовщины. Возьмите и просто подложите ему в карман всего лишь один боевой патрон или пакетик с наркотиком. Неважно, за что конкретно вы его, этого бандита, потом осудите, а важно только то, что тем самым вы окажите неоценимую услугу нашему молодому государству. Считайте это моим распоряжением, я беру на себя всю ответственность. Но, повторяю, это можно делать только в том случае, если вы полностью уверены, что перед вами настоящий рецидивист.
С тех-то пор криминогенная обстановка у нас в стране резко улучшилась, оргпреступность пошла на убыль и мы бессменно в этом смысле являемся лучшим примером для всех соседей, в том деле, как органам полагается организовывать борьбу с ворами и бандитами».
Приблизительно так в 1998 году описывала автору этих строк методы оперативной работы узбекских правоохранителей одна дама, очень известный тогда ташкентский юрист.
Изменилось ли с тех пор хоть что-нибудь в милицейских приёмах? Привнесли ли узбекские судьи и прокуроры нечто новое в связи с изменившейся обстановкой на двадцать третьем году Мустакиллика?
Нет, ничего-то на самом деле не изменилось, и всё ныне творящееся называется одним простым словом – ПРОИЗВОЛ!
Сообщение о внезапном исчезновении Сергея Наумова, журналиста из Ургенча, меня основательно удручило и даже по-своему потрясло. Что это? Неужели начало массовой кампании по борьбе с инакомыслящими? Ведь как бы то ни было, но любой диктатор, в конце концов и всегда, приходит к мысли о необходимости внесудебного устранения всех своих политических противников.
Пришли тёмной ночью, увели куда-то и пропал человек, навсегда исчез, поминай потом, как звали…
Эскадроны, блин, смерти?
Конечно, в таких и подобных случаях наиболее действенным средством помощи потерпевшему является широкая огласка случившегося. Чем шире и выше «поднимется волна», тем больше шансов на то, что у властей что-то там внутри ёкнет и они будут вынуждены считаться с общественным мнением. Но, естественно, с мнением не внутри страны, клали они там на своих сограждан с прибором, а на возмущённую реакцию международного сообщества.
Но для того, чтобы эту «волну» поднимать, необходимы чёткие и конкретные представления о том, что же произошло на самом деле и не является ли этот «случай» всего лишь обычным недоразумением. В «недоразумение» верилось с трудом, но чем чёрт не шутит?
И тут ваш покорный слуга отважился-попытался получить информацию, если не из первых, то хотя бы из вторых или даже третьих рук. Решил я пообщаться при помощи «скайпа» с одним довольно крупным чиновником из узбекской провинции, с которым в прежние времена мы были очень дружны.
Поговорили мы с ним о том, о сём, не особенно затрагивая острые темы, больше касаясь погоды, здоровья родственников и общих знакомых. Под конец я, как бы невзначай, поинтересовался ходом нынешней хлопкоуборочной кампании, и никто ли, типа, не препятствует её проведению?
Друг мой быстренько прокачал всё у себя в голове и моментально догадался об истинной причине моих интересов, а потому ответил настолько прозрачно, насколько того позволяет наша с ним уверенность в то, что «скайп» не прослушивается бдительными тамошними чекистами.
Звучало это, приблизительно, а точнее почти дословно, так:
- Из Ташкента, а точнее с самого-самого верха, пришло инструктивное указание – провести текущую хлопкоуборочную кампанию на высоком организационном уровне. То есть обеспечить привлечённых сборщиков всем необходимым и таким образом решить вопрос того, чтобы «наверх» не пошла ни одна жалоба с мест и уж тем более куда-нибудь за границу. Насчёт зарубежных СМИ было особое предупреждение. Те же из областных руководителей, кто этого не сумеет добиться, лишатся не только своих мягких кресел, но ещё и кое-чего другого…
Я от души поблагодарил друга за ценную информацию, теперь всё стало на свои места. В переводе на обычный, людской язык, это звучало следующим образом:
«Из Ташкента, скорее всего, от самого премьера Мирзияева, поступила инструкция-угроза, обязывающая всех областных хокимов (глав администрации), под страхом увольнения и предания суду, обеспечить необходимое препятствование проникновения в зарубежную печать достоверной информации о всех нарушениях против прав личности, творящихся при проведении хлопкоуборочной кампании».
Точка.
Как в таком случае должен поступить любой областной хоким? Естественно, он примет все меры к тому, чтобы никакие иностранцы не смогли попасть на хлопковые поля, а если они и попадут, то только на «показательные участки». Здесь их должны встретить радостные, всем довольные сборщики-добровольцы, которые с охотой расскажут гостям «под видеокамеру», что они здесь исключительно ради того, чтобы преумножить богатства Родины!
Но что же делать с местными, хотя и очень редко встречающимися, диссидентами? О, это самая больная проблема!
Эти «антипатриоты» не только проведут иностранцев по самым «нетипичным местам», но ещё и сами какую-нибудь чушь примутся распространять через Интернет.
И оценив все подобные невесёлые перспективы, каждый из областных хокимов, не мудрствуя при этом лукаво, нажимает на соответствующую кнопку и приказывает вызвать к себе на ковёр главного областного мента…
Вот под такой «каток», наверняка, на сей раз и угодил журналист-диссидент Сергей Наумов!
А что же тамошние, то бишь ургенчские менты, с их убогой и ограниченной фантазией? Что они, недалёкие, могут «изобрести» в качестве «реакции нейтрализации» местных вольнодумцев и возмутителей спокойствия?
Здесь, на мой взгляд, уже давно просматривается какая-то странная и необъяснимая закономерность: к русскоязычным диссидентам меры всегда отчего-то применяются менее жестокие. Можно сказать, что «лёгким испугом» в своё время отделались независимые журналисты Владимир Березовский и Елена Бондарь. Зато к их единомышленникам местной национальности отношение правоохранительных органов всегда было крайне строгим. Подбросить наркотик – пара пустяков, и иди, потом доказывай, что ты его отродясь и в глаза не видел.
С Сергеем Наумовым ментовская тупость просматривается особенно отчётливо. Это заметно хотя бы потому, что изначальная версия у них звучала как «сорвал золотую цепочку с шеи бедной женщины». Однако, когда сам «виновник» предстал перед глазами «следствия», то стало предельно ясно, что такой интеллигентный человек никак уж на «золотую цепочку» не позарится. В такое не поверит даже непритязательная узбекская публика, давно приученная ко всякому официальному вранью. Пришлось срочно менять версию…
О, Господи! Каким же извращённым и ограниченным мышлением нужно обладать, чтобы изобрести такое – «потрогал за грудь»! Дескать, Сергей догнал на улице незнакомую ему женщину и «потрогал»! А почему он заодно не ущипнул её и за задницу, а? Тьфу!
Я лично никогда не видел этой «пострадавшей (!) Д.Матякубовой», но глубоко убеждён в том, что Сергей не только бы «трогать» такую не стал, но и на смежных гектарах с ней бы не появился даже по самой крайней нужде!
И возникает сам собой сакраментальный вопрос, - а стоит ли узбекским правдоискателям подвергать себя, свои жизнь и здоровье, опасности быть жестоко репрессированными? Ради чего и ради кого? Ради того «трудолюбивого и миролюбивого» народа, который сам легко позволяет властям беззастенчиво гадить себе на голову?
Такого неприкрытого издевательства над гражданами, которое творится во время текущей кампании по сбору хлопка, по-видимому не случалось за всю историю человечества.
Нет, бывало порой и похлеще, но всегда под угрозой жесточайших репрессий (Сталин, Пол Пот…) или же под идеологическим прикрытием (Хрущёв, Фидель Кастро).
Отдельные коммунистические вожди призывали народы к самоотверженному, читай – бесплатному, труду, напирая при этом на то, что скоро-де наступит светлое будущее.
Каримовские идеологи на этом пути ушли гораздо дальше своих предшественников, они как бы дают понять, что обетованное «великое будущее» уже наступило! На дворе, убедитесь в этом сами, стоит «год благоденствия и процветания»!
Мы уже всего достигли! Нами и нашей «моделью» восхищается весь мир!
Нашими успехами под руководством, естественно, Ислам Каримова, очаровано всё человечество! Чего же вам ещё нужно? Ах вам уже ничего не нужно, тогда марш на поля и в позе «египетского мальчика» собирайте хлопок на потребу Нашему Президенту и его Честнейшему семейству!
Последнее, что буквально пронзило все излучины моей души ©, так это извещения в прессе, типа: «с 1 октября повышаются тарифы на электричество», «с 1 октября повышаются тарифы на отопление и горячее водоснабжение»…
Сообщают так обыденно, словно это сезонные изменения погоды! «С 1 октября температура воздуха в отдельных областях немного понизится…»
Ну, а про арест Сергея, конечно, ни слова.
Я желаю Сергею мужества, стойкости и скорейшего освобождения из проклятых каримовских застенков! А ещё рекомендую ему задуматься над тем, - а стоит ли всё это? Ради чего и ради кого? Не лучше ли... пока ещё не совсем поздно?
Ядгор Норбутаев
Международное информационное агентство «Фергана»