Кыргызстан: Врачи Оша против гепатита
Одной из самых острых проблем здоровья, а точнее – нездоровья среди населения некоторых районов южного региона Кыргызстана ошский врач Рахманбек Тойчуев считает гепатит. Кажется, он знает о чем говорит, ведь вплотную патологиями печени кандидат медицинских наук, директор Института медицинских проблем Южного отделения Национальной академии наук республики вместе со своими коллегами занимается с 2005 года.
Все прошедшие годы сотрудники института проводили исследования в табако-и хлопкосеющих зонах юга страны – Ноокатском, Араванском, Узгенском районах Ошской области. Для этого были созданы группы из табаководов и хлопкоробов. Все данные медицинских обследований в этих группах сопоставлялись с данными контрольной группы из чистой горной зоны, где не возделывают табак и хлопок.
Именно в Институте медицинских проблем впервые было установлено влияние табачных токсинов на развитие табачного гепатита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки у табаководов.
«В последние три года на постоянном контроле у нас находится 351 человек. Почти все они – жители Ноокатского района, где традиционно занимаются выращиваем табака. Около 90 процентов из них – женщины, есть и дети. Узгенцы перешли на возделывание риса, который выращивали здесь и раньше, но это не означает, что у них нет проблем со здоровьем, там свои риски. А у всех наших табаководов имеются нарушения в работе печени. И с годами они усугубляются, перерастают в хронические гепатиты, изменяют микрофлору организма человека, адаптируются к антибиотикам», – рассказывает Рахманбек Тойчуев.
Табак сам по себе токсичен, кроме того, он, как и многие другие культуры, обрабатывается ядохимикатами. При этом сельчане зачастую не соблюдают необходимых мер личной безопасности и подвергаются прямому воздействию вредных химических веществ. Кроме того, медик подозревает, что табаководы покупают дешевые ядохимикаты неизвестного производства, в составе которых может быть дуст – давно запрещенное во всем мире вещество.
В институте также изучается влияние на человека новых видов пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве (узмаит, тагмаит, пагистр, омаит, таластр). Установлено, что при начальном контакте с ними в крови происходит повышение АЛТ и АСТ (трансаминазы – особые белки, которые участвуют в обмене веществ), затем повышается тимоловая проба (нарушается белковый обмен), а в конце уборочного периода изменяется соотношение альбумина и глобулина: первый понижается, второй повышается – показатель того, что нарушена обезвреживающая функция печени.
Первые анализы в подконтрольных группах берутся в марте-апреле, когда начинается обработка растений химикатами. Патологии печени обнаруживаются у 30% обследуемых. В контрольной группе из чистой зоны такие нарушения держатся на уровне 5-6%. Повторная проверка проводится в конце июня, затем в сентябре-октябре. Гепатит проявляется у табаководов даже в зимний период, когда нет полевых работ.
В зоне риска – все
«Не только табаководы страдают и рискуют здоровьем. Наша земля вообще очень загрязнена ядохимикатами и пестицидами, – говорит Тойчуев. – Обработке подвергаются и ранние овощи. А в Араванском, Кара-Сууйском районах Ошской области и в других районах юга были склады и аэроплощадки ядохимикатов, и эти вещества неизбежно попадали в почву. Заболеваемость гепатитами у населения, проживающего вблизи таких складов, в 3-5 раз превышает эти же показатели в экологически чистых зонах. И даже не обязательно самому работать с химикатами, достаточно присутствовать при обработке и получать вредные вещества через воздух. Все контактеры могут получить свою дозу. И в таких зонах у многих людей повышено содержание общего белка – его много по количеству, но качественно он неполноценен. Кстати, на этот фактор влияет также и плохое, порой просто скудное питание фермеров – они не получают белок с пищей, едят очень мало мяса».
Другая сторона проблемы, которой обеспокоен Р. Тойчуев, это ограниченная доступность населения, в том числе детей, к медицинскому обследованию. По данным врача, за последние три года 212 детей южного региона не смогли пройти обследование при подозрении на нарушения в работе печени.
«В лучшем случае люди могут сдать общие анализы. Но по ним невозможно определить, чем конкретно болен человек. Ведь тот же гепатит бывает разных типов, от А до Е, а гепатит С, например, имеет 7 подтипов. Он развивается медленно и в скрытой форме, становится хроническим и ведет к циррозу печени, его не зря называют самым страшным: его распространение сложно ограничить, нет профилактической вакцины. Для определения подтипа гепатита нужно сдавать много анализов, и неоднократно, а это выливается в большие суммы, да и ждать результатов приходится долго, теряется время. Немногие сельчане могут себе позволить такие траты, – говорит Тойчуев. – Вот и приходят пациенты в наш институт – узнают от знакомых, что мы обследуем, некоторые попадают к нам по показаниям Минздрава. И наши сотрудники выезжают на места, там работают с пациентами».
В Институте медицинских проблем занимаются не только изучением патологий, но и установлением причин их формирования и быстрого развития, влияния внешней среды на скорость развития, в частности, фиброза (поражение) печени, а также, что особенно важно – изучают способы их предотвращения. «В научной печати мало сведений о влиянии факторов внешней среды на скорость развития фиброза, – говорит Тойчуев. – И роль патогена, вируса гепатита С, изучена недостаточно полно. Поэтому мы будем продолжать работу в этом направлении».
Исследователи учитывают различные факторы, влияющие на состояние здоровья людей: климат, высоту над уровнем моря и другие географические условия, образ жизни, распространение и течение болезней. В институте серьезно изучается генофонд населения экологически неблагополучных зон и методы его улучшения, именно здесь впервые была разработана генофондная карта юга Кыргызстана, где выделено 12 зон. Каждая из них имеет свои проблемы и риски.
12 зон южного региона
1-я – городская: загрязнение окружающей среды транспортом, промышленностью, бытовыми отходами; инфекционные очаги;
2-я – хлопкосеющая, интенсивно загрязненная ядохимикатами, нитратами, нитритами, пестицидами, применяемыми для борьбы с вредителями хлопка; инфекционные очаги;
3-я – табакосеющая, с умеренным загрязнением алкалоидами табака, ядохимикатами и пестицидами;
4-я – рисосеющая, с загрязнением ядохимикатами, нитритами и нитратами (Узгенский и др. районы);
5-я – зона, где есть поднятие подземных вод в связи со строительством каскада ГЭС, водохранилищ, расширение площадей поливных земель в поселках;
6-я – угледобывающая, с загрязнением угольной пылью и промышленными отходами, влияющем на развитие бронхолегочных заболеваний;
7-я – газо-нефтедобывающая, с загрязнением нефтепродуктами, в первую очередь – газообразными углеводородными соединениями;
8-я – зона добычи сурьмы, ртути, свинца, олова, загрязненная солями этих и других тяжелых металлов (Ала-Букинский, Кадамджайский районы);
9-я – золотодобывающая, загрязненная различными химикатами и цианидами, применяемыми для получения золота (Тогуз-Тороуский, Чаткальский, Ала-Букинский, Кара-Кульджинский, Алайский, Чон-Алайский, Лейлекский районы);
10-я – зона с повышенным радиационным фоном, где расположены отвалы хвостохранилищ радиоактивных элементов: почва, вода и воздух загрязнены радионуклидами (г. Малуу-Суу, Майлысай-Кызыл-Жар-12, Сумсар, Шекафтар, Туя-Моюн), там же – инфекционные очаги сибирской язвы и брюшного тифа;
11-я – горная, экологически чистая, но там есть очаги чумы;
12-я – высокогорье, для которого характерен недостаток кислорода и некоторых микроэлементов, перепады атмосферного давления; имеются очаги чумы.
В каждой зоне есть свои факторы, имеющие региональную специфику. Но загрязнение окружающей среды ядохимикатами – проблема глобальная. Они применялись во всех зонах, прежде всего, в табако-и хлопкосеющей, для борьбы вредителями растений и с инфекционными болезнями (для обработки природных очагов чумы, малярии, брюшного тифа, холеры, сибирской язвы). В отдельную группу среди ядохимикатов выделяют стойкие органические загрязнители (СОЗ) – пестициды, которые сохраняются в окружающей среде длительное время.
Поскольку все мы употребляем овощи, выращенные в загрязненной СОЗ почве, пестициды попадают в наш организм через продукты. Мы все находимся в зоне риска. Наша печень – как мишень.
Способы профилактики – есть
Многолетняя работа Института медицинских проблем имеет и такие важные направления, как разработка оптимальных способов сохранения здоровья людей, профилактика и ранняя диагностика, а также лечение болезней с использованием местных лечебных средств. В лабораториях института сотрудники, а в настоящее время это 41 человек, изучают природные целебные средства, разрабатывают новые и совершенствуют известные технологии по переработке местных сырьевых ресурсов.
Рахманбек Тойчуев – автор многих разработок, его научными трудами постоянно интересуются ученые многих стран мира. Врач надеется, что и в родной стране к нему, наконец, начнут прислушиваться. Тем более что появились к этому предпосылки: местные депутаты заинтересовались некоторыми его предложениями и обещали помощь в их продвижении.
Ошский врач давно предлагает принимать профилактические меры для снижения влияния ядохимикатов на организм. Это меры для табаководов, но есть и общие – для всего населения.
«Необходимо освоить свою технологию производства защитной спецодежды для табаководов. Закупать ее – очень дорого. После работы с химикатами работник обязательно должен принять душ и соблюсти другие меры личной гигиены. И, конечно же, его питание должно быть полноценным и сбалансированным – обязательно мясо, кисломолочные продукты. Детей необходимо оградить от работ на табаке и хлопке. Для наших лабораторий нужно дополнительно оборудование для исследований. В принципе, мы рассчитываем на него, поскольку сейчас разрабатываем совместный проект по комплексному изучению патологий печени с Научно-исследовательским институтом вирусологии им. Ивановского Министерства здравоохранения России. В этом институте, в Москве, в рамках проекта будут повышать квалификацию и ошские специалисты».
Институтом медицинских проблем внедрено в производство множество научных разработок. Например, полный цикл технологии изготовления кетгута, шелка, капрона –хирургических шовных материалов, получения бифидумбактерина и колибактерина из местных штаммов. Более 55 наименований лечебных средств – отвары, настои, мази, масла, пищевые добавки, лечебная косметика и т.д. Большая часть этих разработок прошла клинические испытания и успешно применяется в лечебных учреждениях Оша.
Для профилактики табачных и ядохимикатных гепатитов применяются лечебные средства, полученные из местных сырьевых ресурсов и обладающие сорбентными, желче-и мочегонными свойствами, богатые биологически активными веществами, антиоксидантами и микроэлементами. Исследования в группе, где были использованы эти средства, показали, что нарушение функций биохимических показателей печени – 30% против 70% в контрольной группе, где они не были применены.
В институте продолжается разработка лечебных средств из местных сырьевых ресурсов для нейтрализации и выведения из организма пестицидов, радионуклидов, солей тяжелых металлов и токсических веществ табака.
«Нам предстоит большая работа, связанная именно с гепатитом, – говорит Рахманбек Тойчуев. – И какие-то аспекты будут углубленно изучаться впервые. Например, факторы влияния пестицидов на течение гепатита С, на скорость развития фиброза печени и на ее функциональное состояние. Впервые будут установлены этнические аспекты развития гепатита С в различных климатогеографических условиях юга Кыргызстана с учетом загрязнения окружающей среды, образа жизни, характера питания. В особую группу выделяются дети, страдающие хроническими гепатитами. И, конечно, будем разрабатывать оптимальные способы профилактики и создавать лабораторию для полноценного исследования всех групп печеночных вирусов. Нужно еще подчеркнуть, что для нас важно снижать и экономические затраты на обследование и лечение больных».
Алла Пятибратова, Ош, Кыргызстан