Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Какая там свобода, или «Узбекский вопрос» представителю ОБСЕ

01.07.2013 15:02 msk, Блог Даниила Кислова

Блоги Политика Кыргызстан Права человека Свобода слова
Какая там свобода, или «Узбекский вопрос» представителю ОБСЕ

Официальный представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович похвалила власти Кыргызстана за «создание благоприятных условий для развития свободы слова». К сожалению, о том, какие именно «благоприятные условия» созданы сегодня в этой стране, пережившей ужас двух «революций» и катастрофу межэтнической бойни, она не сказала ни слова.

Миятович уверена, что «в последние годы страна добилась прогресса в обеспечении свободы СМИ и свободы слова». Еще цитата: «Мы заинтересованы, чтобы Кыргызстан и впредь оставался образцовым в обеспечении свободы СМИ».

О какой «образцовости» говорит высокая гостья? О чем свидетельствуют такие громкие слова — о некомпетентности спикера или о его дежурном лицемерии?

Миятович рада, что в последние годы в Кыргызстане не было ни одного нападения на журналистов». Последний и единственный упомянутый ею факт насилия над журналистами - убийство Алишера Саипова. Неужели уважаемая Дунья Миятович совершенно не в курсе того, что произошло в Киргизии после 2007 или после 2010 года?

Она в курсе. В 2010 году Дунья Миятович справедливо и жестко (правда, не публично) критиковала власти Кыргызстана за то, что произошло с узбекскими СМИ на юге страны. Что же изменилось с тех пор? Неужели в Оше и Джалал-Абаде восторжествовала справедливость, а права двух руководителей узбекскоязычных телеканалов, обвиненных в сепаратизме и организации беспорядков, выдавленных из страны, а затем осужденных на длительные сроки, были восстановлены?

Да бог с ними — с Мирзаходжаевым и Худайбердиевым: им, кажется, уже никогда не добиться правды. На персональную судьбу этих видных журналистов можно было бы закрыть глаза, если бы вещание разгромленных узбекскоязычных каналов и закрытых газет возродилось хоть в какой-то мере, пусть и без их участия.

Меня могут обвинить (и обязательно обвинят) в том, что я снова «излишне заостряю внимание» на «узбекском вопросе». Каждый раз, как только на нашем сайте появляется та или иная статья о правах узбекского меньшинства в Киргизии, редакция «Ферганы» тут же становится объектом жестких угроз со стороны комментаторов, не скрывающих своего националистского настроения.

К сожалению, ни один из этих «активистов», выступающих на нашем сайте, не намерен серьезно и ответственно дискутировать на эту слишком болезненную тему, предпочитая грубо затыкать рот своим оппонентам.

Обсуждать факты попрания свободы СМИ, особенно, если они касаются прав и свобод этнических меньшинств, - дело в сегодняшнем Кыргызстане совсем не популярное. Никакой дискуссии нет, никому, кроме узбеков, не хочется об этом говорить. Власти упорно обходят «узбекский вопрос» стороной, отмалчиваются. Самое печальное: опасаются касаться «острой» темы и журналисты - во избежание агрессии со стороны «патриотов».

Некоторые международные чиновники, призванные защищать свободы граждан Центральной Азии, также сторонятся «узбекского вопроса» и выбирают позицию «ничего не вижу, ни о чем не слышу, ничего не говорю».

Почему уважаемая Дунья Миятович хвалит правительство Кыргызстана, а не требует освобождения Азимжана Аскарова? Ведь этот этнический узбек получил высшую меру наказания именно за свою журналистскую (и правозащитную) деятельность.

Причем не только за то, что он снимал на видео во время трагических событий июня 2010 года, но главным образом за его работу в течение предыдущих лет — во времена «диктаторов» Акаева и Бакиева. Еще в 2005-2006 годах он стал сильнейшим раздражителем для силовиков, предавая огласке их ужасающие преступления. Однако посадили его не тогда, а при новой, «революционной» власти, которой так симпатизирует представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.

Или, быть может, госпожа Миятович считает, что суд над ним был справедлив? Ведь власти Кыргызстана, с которыми представитель ОБСЕ так не хочет портить отношения, настаивают именно на том, что даже Верховный суд оставил приговор Аскарову в силе, и они, дескать, не могут вмешаться и как-то повлиять на «независимую» судебную систему.

Ту самую систему, которая позволила освободить из заключения и Ахмата Бакиева, и «вора в законе» Азиза Батукаева?..

Во всех отчетах международных организаций - «Репортеров без границ», Комитета по защите журналистов, Human Rights Watch, Amnesty International — говорится о проблемах со свободой слова и выражения, обострившихся в Кыргызстане после 2010 года. И только официальный защитник СМИ из ОБСЕ этого не замечает.

Почему?..

Даниил Кислов

Международное информационное агентство «Фергана»