Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Калнур Ормушев: Время исправления ошибок

10.06.2013 14:10 msk, Институт Алишера Навои

Кыргызстан
Калнур Ормушев: Время исправления ошибок

Простые люди вместе работают, строят сооружения, выращивают урожай, радуются, влюбляются, ссорятся, мирятся, прекрасно понимают мудрость великого Алишера Навои: «Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой». Им присущи все людские достоинства и недостатки. Они могут прислушиваться к сплетням, остро реагировать на несправедливость и обиды, поддаваться провокациям. Ничто человеческое им не чуждо, - так говорит бишкекский аналитик Калнур Ормушев, отвечая на вопросы Института Алишера Навои.

- Исполняется три года кровавым событиям на юге Кыргызстана. Какова, по Вашему мнению, нынешняя картина межэтнических отношений в регионе? Как живется сейчас узбекам и другим представителям нацменьшинств?

- Между простыми людьми, между людьми труда, всегда и везде бытуют добрые отношения соседей и земляков. Такие взаимоотношения исторически, традиционно были и, уверен, сохранятся между народами, проживающими в Кыргызстане, в том числе и на юге, в Ферганской долине. Они вместе работают, строят сооружения, выращивают урожай, радуются, влюбляются, ссорятся, мирятся, прекрасно понимают мудрость великого Алишера Навои: «Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой». Им также присущи все людские достоинства и недостатки. Они могут прислушиваться к сплетням, остро реагировать на несправедливость и обиды, поддаваться провокациям. Ничто человеческое им не чуждо. Вот этими обыкновенными человеческими качествами простых людей воспользовались те, кого президент Ислам Каримов назвал «третьей силой», - врагами узбекского и кыргызского народов.

В Ошском регионе не десятки – сотни, тысячи людей несут в себе раны и обиды, полученные в те кровавые дни 2010 года. Эта боль подчас возобновляется в результате неловких, неумелых, а иногда и злонамеренных действий чиновников – местных, либо из центра; провокаторов, находящихся в Кыргызстане, либо за его пределами.

Три года - срок не достаточный, чтобы забылось то тяжелое лето. Но мудрость народа заключается в том, что народ в целом так же, как и стойкие, сильные личности в отдельности, живут не в стенаниях и плаче по ошибкам, обидам и даже трагедиям прошлого, а в размышлениях и борьбе за достойное будущее. Для народа, для достойного Человека с большой буквы, история – это не источник слез и переживаний, а опыт, иногда тяжелый, кровавый, но на уроках которого люди становятся совершеннее. Не об этом ли сказал Саади: «Человек может допустить ошибку; признание ее облагораживает его. Но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку»?

Мы не вправе считать, что жители Ферганской долины лишены этой мудрости – понимания того, что основным уроком июня 2010 года должно стать осознание необходимости жить в мире и согласии, в едином сообществе продолжать дело предков, превративших знойную Фергану в благоухающий сад. А задача тех, кто считает себя умным, харизматичным политиком, лидером, вожаком, заключается в том, чтобы суметь организовать свой электорат, повести его по пути созидания, сотрудничества, братства.

Но, с гордостью и благодарностью отмечая эту мудрость, я с сожалением думаю и о том, что за эти три года руководством трех государств Ферганской долины не проделано необходимой, достаточной работы в этом направлении. Сегодня мы не чувствуем между ними доверия, не говоря уж о братском сотрудничестве. Эти, мягко говоря, не очень дружественные взаимоотношения президентов не могут не проецироваться на взаимоотношения кыргызов, таджиков, узбеков, проживающих в Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской областях Кыргызстана. Поэтому, призывая к ответственности чиновников, допускающих произвол, не решающих бытовые, правовые, языковые вопросы и т.п., следует признать, что сознательность и граждан, и чиновников на местах должна расти, ориентируясь на высочайший уровень ответственности и конструктивизма, который, перед лицом вызовов истории и грядущего, призваны проявить лидеры наших народов.

Пока это не произошло. Во многом и поэтому на юге Кыргызстана простые люди, - и узбеки, и кыргызы, и таджики, - живут сегодня не столько верой, что все наладится, а, увы, лишь надеждами... А надо ведь, чтобы надежда на светлое будущее шла рука об руку с твердой верой, убежденностью, что завтра будет лучше, чем вчера, и сосед твой не скрытый враг, а друг, товарищ и брат, с которым можно и нужно делить радости и невзгоды.

- Узбеки, по оценкам международных организаций, будучи наиболее пострадавшей группой населения, к тому же массово подверглись судебному преследованию, в большинстве случаев - по сфабрикованным обвинениям. Есть ли в текущей политике Кыргызстана какие-либо признаки того, что эти дела будут справедливо пересмотрены?

- Я предложил бы воздерживаться от таких однозначных формулировок, даже если Вы уверены в истинности оценок этих экспертов. Политикам, журналистам, экспертам - всем, кто занимается деликатными вопросами национальных, этнических взаимоотношений, - следует быть очень осторожными, вдумчивыми в словах и действиях.

Безусловно, я согласен с тем, что власть, не обеспечивающую мир и стабильность, законность и правопорядок, справедливость и гуманность, следует подвергать критике, призывать к ответственности. Должностных лиц, не способных решать эти задачи, необходимо заменить на более достойных. Однако выводы и заявления о беззаконии и преследовании, основанные на бездушных и неосмысленных обследованиях (а не исследованиях!), не только не способствуют оздоровлению общества, но и провоцируют новые осложнения. Поэтому не считаю, что такие международные организации делают благое дело и борются за восстановление законности и справедливости. Да и то, что у них всегда найдется достаточно оппонентов, которые будут утверждать обратное, а их выводы считать неверными и провокационными, не способствует процессам стабилизации. В то же время с понижением накала страстей в обществе и судебные решения стали разумнее.

Проблему я вижу в отсутствии разумного, грамотного госуправления, в слабости и непрофессионализме государственной власти и, соответственно, в отсутствии государственной политики, нацеленной на будущее. Тем не менее, как в свое время восклицал кинорежиссер Михаил Ромм: «И все-таки, я верю!» Верю, в мудрый разум и светлую душу народа, простых кыргызов, узбеков, таджиков.

- Все-таки по ошским событиям работало несколько национальных и международных комиссий; они дали свои оценки событиям, были даны также конкретные рекомендации киргизскому правительству по расследованию, предотвращению и недопущению подобных конфликтов. Какие шаги, по Вашему мнению, предпринимаются правительством в этом направлении и насколько эти действия являются эффективными?

- Нельзя сказать, что власти в лице центральных органов и органов местного самоуправления не стремятся и не делают ничего, чтобы выровнять ситуацию. В стране и рядовые граждане, и руководство прекрасно понимают, что не то, чтобы хорошо жить, но даже просто для того, чтобы выжить, сохраниться как народ и государство, необходимо обеспечить стабильность и межнациональное согласие. Предпринимаются соответствующие кадровые решения, разрабатываются и реализуются программы в сфере образования, языковой политики, планы развития экономики, социальной инфраструктуры, жилищного строительства. К сожалению, органам государственной власти не всегда удается эти благие намерения воплотить в конкретные результаты. При этом низкая эффективность государственной власти обусловлена не только и не столько слабостью экономики, дефицитом бюджета, подрывной активностью оппозиционных сил, а, прежде всего, недостатком опыта, низким профессиональным и, главное, нравственным уровнем представителей органов власти различных уровней и сфер.

Но нельзя не отметить и то, что рекомендации зарубежных экспертов также нередко страдают низким качеством. Это логично. Разве разумно ожидать от экспертов, проживающих не просто в далеких краях, а в других частях света, знакомых с нашими условиями и менталитетом лишь посредством интернета, глубоко разбираться в наших проблемах. Тем более, в деликатных и далеких от них взаимоотношениях узбеков и кыргызов, о существовании которых они, возможно, впервые узнали лишь летом 2010 года.

В этой связи уместно отдать дань руководству Узбекистана и его президенту, которые при разработке программ развития изучали и учитывали международный опыт, но неизменно исходили из национально-государственных реалий и выработали собственную стратегию, политику, отвечающую, прежде всего, интересам узбекского народа и государства.

Мы здесь, в Кыргызстане, в Средней Азии должны самостоятельно подняться до необходимого уровня ответственности и профессионализма и выработать действенные меры по обеспечению благоприятных, достойных условий жизни наших граждан, независимо от их этнической или конфессиональной принадлежности. Это наша боль, наша проблема, наша задача!

- В то время как в стране смена власти приобретает перманентный характер и, как можно судить по оценкам наблюдателей, когда криминальные элементы легко могут срастись с органами государственной власти, есть ли гарантии не повторения подобных кровавых событий? И если подобное все же вновь повторится, каковы должны быть позиция и действия соседних стран?

- Позвольте вновь начать ответ с комментария по формулировке вопроса. Перемена власти сама по себе всегда перманентна. Все преходяще. И лидеры, и государства, и даже народы не вечны. А если говорить о темпе, периодичности смены власти, то опять же долговременное пребывание одной политической силы во власти не есть само по себе положительное или отрицательное явление.

Иные лидеры могут по полвека находиться у власти, и этот период может стать для государства этапом развития и прогресса, преодоления трудностей, успехов, побед. Например, правление Ли Куан Ю в Сингапуре, четыре срока президента Рузвельта в Америке, три десятилетия правления Сталина, который «принял страну с сохой, а оставил с атомным вооружением» (утверждение, приписываемое У.Черчиллю). Мы знаем немало примеров и того, как чье-либо многолетнее правление приводило к застою, иногда и к краху государства.

По поводу того, что криминальные элементы могут срастись с властью, думаю, требуется не огульная интерпретация, а серьезный анализ. Но, полагаю, что криминалитета во властных структурах Кыргызстана не больше, чем во многих других странах, степень коррумпированности кыргызской власти и общества, думаю, вполне соразмерна с другими странами и, увы, соответствует нашим временам и нравам. Разве что статьи Уголовного кодекса могут разниться…

Другое дело, что блеск дворцов сильнее заметен на фоне множества нищих хижин, и этот диссонанс резче проявляется благодаря полифонии (хорошо это или плохо – другой вопрос) в парламенте и в СМИ Кыргызстана.

Современные реалии наглядно демонстрируют, что от подобных социальных потрясений не дают гарантии ни развитые государства, ни сильные лидеры, ни прогрессивные законы, ни благополучное сытое общество. Я имею в виду и «арабскую весну», и события в Швеции, Франции, Англии, Греции, а теперь и в Турции. Гораздо важнее нам помнить и исполнять призыв незабвенного Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны!»

В таких вопросах, полагаю, нужно не требовать и не давать гарантии, а постоянно, последовательно работать над обеспечением стабильности и прогресса в обществе. Стабильность и покой в обществе, равно как и противопожарная безопасность в доме, достигаются не посредством чьих-либо гарантий, а в результате неустанной работы и заботы. Если же, не дай Бог, где-то у соседей возникают проблемы, потрясения, то добрые и дальновидные соседи всегда должны прилагать усилия по оказанию помощи друг другу. Вспомним еще раз Саади: «Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку».

Только на принципах взаимопонимания, учета интересов друг друга возможны мир и благоденствие в нашем благодатном регионе, в нашей Средней Азии. Это утверждение представляется еще более актуальным после майской встречи в Бишкеке президентов Кыргызстана и Таджикистана, которые, на мой взгляд, в стремлении ускорить реализацию замыслов по освоению горных рек не проявляют необходимый уровень политической гибкости.

В этом отношении я поддерживаю позицию руководителей Узбекистана, России и Казахстана, которые считают, что вопросы освоения гидроресурсов трансграничных рек должны быть решены, прежде всего, в политической плоскости.

Вообще, я считаю, что сильные политические решения способны сэкономить народам и государствам нашего региона огромные финансовые и материально-технические ресурсы. Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан за последние 20 лет затратили и продолжают тратить значительные средства на строительство каких-то обходных дорог, линий электропередач, обустройство и укрепление межгосударственных границ, вооружение… А ведь этих затрат можно было бы избежать, если бы наши политики и дипломаты сумели договориться по этим вопросам и нашли нужное политическое решение.

В то же время не устаю напоминать во время встреч и в Душанбе, и в Ташкенте, и в Бишкеке: любой эксцесс, вспышка нестабильности в любой точке нашего региона, неважно, на территории Узбекистана, Таджикистана или Кыргызстана, способен вызвать такую детонацию, которая взорвет не только самую густонаселенную в мире Ферганскую долину, но и всю Большую Центральную Азию. И народам, и политикам нашего края необходимо это понимать, и свои действия, как в повседневной жизни, в быту, так и в большой политике - внутренней и внешней - осуществлять с учетом этой жестокой реальности.

Институт Алишера Навои