Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Правозащитники продолжают настаивать на объективном пересмотре дела Азимжана Аскарова

Кыргызстан: Правозащитники продолжают настаивать на объективном пересмотре дела Азимжана Аскарова

Более двух лет правозащитник и журналист из Кыргызстана Азимжан Аскаров отбывает пожизненное заключение в местах лишения свободы. Все это время его коллеги, как местные, так и зарубежные, пытаются добиться от киргизских властей пересмотра дела Аскарова и проведения беспристрастного расследования.

Напомним, в июне 2010 года, в разгар трагических событий на юге Киргизии, этнический узбек Азимжан Аскаров был обвинен в совершении ряда преступлений, в том числе – убийстве сотрудника милиции. Его адвокаты собрали массу свидетельств невиновности правозащитника, однако эти документы были переданы на рассмотрение людям, которые давно точили зуб на Аскарова, ранее предававшего огласке совершенные сотрудниками правоохранительных органов серьезные преступления. Неудивительно, что они признали представленные адвокатами свидетельства не имеющими ничего общего с реальностью.

Но правозащитное сообщество не теряет надежды. 27 февраля, с очередным призывом пересмотреть дело Аскарова выступил международный Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists, CPJ). Обращение адресовано Генеральному прокурору Кыргызстана Аиде Саляновой. Публикуем полный текст документа (оригинал на английском языке — здесь).

«Уважаемая г-жа прокурор,

Комитет по защите журналистов обращается к Вам с целью привлечения Вашего внимания к делу Азимжана Аскарова, правозащитника и журналиста-расследователя, отбывающего тюремное заключение в Кыргызстане. В прошлом КЗЖ предавал широкой огласке материалы об Аскарове: Он был приговорен к пожизненному заключению на основании сфабрикованных обвинений, а суд над журналистом был запятнан многочисленными процедурными нарушениями.

В настоящее время, когда появились свидетельства невиновности Аскарова, мы просим Вас соблюсти приверженность правительства Кыргызстана верховенству закона и осуществить данные Президентом Алмазбеком Атамбаевым публичные обещания по поводу дела журналиста.

Аскаров был приговорен к пожизненному тюремному заключению в сентябре 2010 года по ряду обвинений, включая подстрекание к массовым беспорядкам, попытку похищения и участие в убийстве сотрудника милиции во время произошедшего в регионе этнического конфликта в июне 2010 года. Наряду с несколькими международными правозащитными организациями, представителями ООН, а также киргизским омбудсменом, КЗЖ считает, что обвинения против Аскарова, как и его тюремный срок, стали местью за его журналистские расследования и предание огласке фактов коррупции и злоупотреблений служебным положением местных сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры.

На пресс-конференции в Бишкеке 24 декабря президент Атамбаев, отвечая на вопросы журналистов об Аскарове, заявил о своей заинтересованности в торжестве закона. Он сказал, что приговор Аскарову могут отменить только судебные инстанции, а не его администрация. Г-н Атамбаев также добавил, что «если будут конкретные свидетели [доказывающие невиновность Аскарова], то это дело будут пересматривать».

Ранее в том же месяце президент Атамбаев выступил с аналогичным заявлением во время своего официального визита в Германию. Как сообщили новостные агентства, Атамбаев высказал намерение пересмотреть дело Аскарова, указав при этом, «что все должно быть проделано в рамках закона, решение должен принимать суд, а не президент».

Как Вам хорошо известно, в статьях 384 и 385 УПК Кыргызстана говорится, что уголовное дело может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств и выявления фактов однобокого рассмотрения дела в суде.

После оглашения вердикта в сентябре 2010 года адвокаты Аскарова начали сбор свидетельских показаний, подтверждающих невиновность журналиста. Согласно исследованию КЗЖ, до начала судебных слушаний киргизские власти не опросили свидетелей защиты. Данный факт серьезно ограничил возможности защиты журналиста и нарушил его право на справедливый суд. Согласно статье 352 УПК КР, данные нарушения уже являются юридическими основаниями для аннулирования вердикта.

Адвокаты журналиста предоставили КЗЖ копии показаний, полученных ими от его соседей и других свидетелей, подтверждающих позицию Аскарова. В своих показаниях эти свидетели утверждают, что в конкретное время они видели Аскарова в местах, пребывание в которых делает невозможным его участие в убийстве сотрудника милиции или же в других преступлениях. Например, как минимум три человека подтвердили, что между 7:30 и 9:00 утра 13 июня 2010 года видели Аскарова во дворе его дома, расположенном вдалеке от места убийства сотрудника милиции. Другой свидетель заявил, что примерно в 9:30 утра видел Аскарова возле его офиса в центре села, то есть, как минимум, в километре от места убийства.

Адвокаты Аскарова сообщили КЗЖ, что они передали эти свидетельские показания в Ваш офис в мае прошлого года, и что Ваши сотрудники переслали данные документы на рассмотрение сотрудникам прокуратуры, в юрисдикции которой проходил суд над журналистом.

Однако мы считаем, что рассмотрение данных материалов местной прокуратурой вызывает конфликт интересов, так как это те же самые сотрудники прокуратуры, чьи злоупотребления и факты коррупции освещал Аскаров; они же сфабриковали уголовное дело против журналиста; они же требовали и добились его осуждения на пожизненное заключение. Мы не были удивлены, узнав, что сотрудники областной прокуратуры сообщили Вам, что они проверили данные показания и нашли их «безосновательными».

Во избежание конфликта интересов мы просим Вас назначить независимую команду следователей, и поручить им изучить и пересмотреть дело Аскарова в открытом для общества порядке. Мы также просим Вас принять меры по обеспечению Аскарову его права на справедливое рассмотрение дела в суде.

С момента задержания Аскарова прошел один день до того, как сотрудники милиции зарегистрировали его арест; данный факт свидетельствует о неправомочности его содержания под стражей в течение суток. В течение трех последующих дней журналисту было отказано в доступе к адвокату. Аскаров также сообщил КЗЖ, что его били и пытали как во время досудебного следствия, так и во время судебных слушаний. Заявления о пытках были подтверждены осмотревшим журналиста врачом, которая написала в заключении, что Аскаров «по-видимому, перенес тяжелые и длительные телесные повреждения в результате ареста и содержания под стражей». Мы просим Вас обеспечить должное рассмотрение данных заявлений и гарантировать, что такие правонарушения больше не повторятся.

На протяжении тюремного заключения Аскарова киргизские власти, в том числе президент Атамбаев, много раз заявляли о своей приверженности верховенству закона. Мы настоятельно призываем Вас продемонстрировать данные обязательства на практике путем незамедлительного пересмотра дела Аскарова.

Благодарю Вас за внимание к этому важному вопросу.

С уважением, Джоэл Саймон, исполнительный директор Комитета по защите прав журналистов».

Копии обращения направлены также президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву, Чрезвычайному и Полномочному послу Кыргызстана в США Муктару Джумалиеву, Чрезвычайному и Полномочному послу США в Кыргызстане Памеле Л.Спратлен, министру иностранных дел Кыргызстана Эрлану Абдылдаеву, министру юстиции Кыргызстана Алмамбету Шикмаматову, помощнику госсекретаря США по вопросам прав человека Майклу Познеру, помощнику госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Роберту Блейку, председателю Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе Кристоферу Смиту, представителю ОБСЕ по свободе прессы Дуне Миятович.

Следует отметить, что в последнее время на свидание к Аскарову в колонию №47, расположенную в Бишкеке, практически никого не пускают. «Фергане.Ру» отказали письменно, ссылаясь на ограниченное количество разрешенных посещений.


Однако в беседе по телефону, еще до получения официального отказа, корреспонденту «Ферганы» в Отделе управления правовым обеспечением и международного сотрудничества ГСИН сообщили, что в посещении отказано «в связи с плохим самочувствием заключенного».

Встретиться с Аскаровым удалось на прошлой неделе лишь его новому адвокату Валерьяну Вахитову. «Кратким итогом посещения явилось обращение к президенту и генеральному прокурору страны. Эти обращения за моей подписью и подписью Толекан Исмаиловой уже направлены адресатам. В них кратко изложено, какие нарушения уголовно-процессуального кодекса страны и международных обязательств Кыргызстана в сфере прав человека были допущены в этом деле» (скачать полный текст обращений в архиве можно по ссылке).

«Мое твердоё мнение после изучения материалов уголовного дела следующее: как предварительное, так и судебное расследование проведено с грубейшими нарушениями норм национального законодательства (УК, УПК КР и т.д.), международных обязательств Кыргызстана в области прав человека (пакты и конвенции). И мне не понятно, почему Верховный суд не направил это дело хотя бы на повторное расследование», - сказал Вахитов.

Между тем, глава правозащитного Центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова подтвердила «Фергане», что у Азимжана сильно ухудшилось состояние здоровья, однако в посещении его независимыми врачами было отказано.


Причина отказа в посещении А.Аскарова — для всех разная

Толекан Исмаилова не слишком доверяет таким отпискам. «У Азимжана ухудшилось состояние здоровья – он теряет зрение, у него сильно болят суставы. Мы стараемся обеспечивать его лекарствами в полной мере. Также мне стало известно, что Аскарова вывозили на проведение обследования из колонии врачи от Минздрава. Однако в ознакомлении с результатами диагностики они по неизвестным причинам отказали (в этом отказали и «Фергане», потребовав письменного запроса в Минздрав КР, - прим.ред.). Заключения не видел даже сам Аскаров. А теперь они отказывают и в посещении Аскарова независимыми врачами. Немаловажно, что комиссия из Минздрава посещала Аскарова именно в канун отчета властей на Комитете ООН по расовой дискриминации. Видимо, так они демонстрировали заботу об Аскарове», - рассказала Исмаилова.

По словам Исмаиловой, по результатам последнего визита к Аскарову независимые врачи (в том числе психолог) подтвердили ухудшение его состояния здоровья. «Ему помогала их повседневная помощь, а сейчас отказали в посещении и доктору, и психологу. Хотя сами представители ГСИН говорили нам, что они не в состоянии оказывать ему необходимое лечение».

Исмаилова уверена, что, отказывая всем в посещении Аскарова, его специально прячут от общественности. «Я думаю, что политическая воля в отношении Аскарова остается дилеммой для властей. Во власти, судебной системе и генеральной прокуратуре до сих пор остаются лица, заинтересованные в том, чтобы Аскаров оставался за решеткой. Потому что если общество узнает от него всю правду, это будет угрожать их безопасности. Слишком много чиновников, членов временного правительства, в том числе и те, кто уже не находится у власти (я имею в виду Розу Отунбаеву), боятся правды».

Международное информационное агентство «Фергана»