Газета «Взгляд»: Ураном банкует Казахстан
2 октября 2012 года казахстанская газета «Взгляд» опубликовала интервью лидера партии «Руханият» Серикжана Мамбеталина, в котором он объясняет, что такое Международный банк ядерного топлива (МБЯТ), который намереваются разместить на территории Казахстана, и какие риски возникают при этом для республики. Серикжан Мамбеталин предлагает сделать обсуждение вопроса о МБЯТ открытым и публичным, выяснить, что именно и где будет храниться, как будут решены вопросы экологии и охраны объекта, и потом вынести вопрос о Банке ядерного топлива на всенародный референдум. «Фергана» предлагает вашему вниманию статью казахстанских коллег.
Республика Казахстан – одна из немногих стран, которая не то что не против, а активно «за» размещение ядерного «кошелька» планетарного масштаба на своей территории. Хотя правильнее в данном случае говорить о желании власти. У народа согласия спросить забыли. А было бы неплохо, ведь не планируется же создание Международного банка ядерного топлива (МБЯТ) в подвалах Акорды (резиденции президента Казахстана - ред.).
В сентябре Казахстан в очередной раз подтвердил свою жажду поучаствовать в этом проекте. В связи с этим 18 сентября у здания МАГАТЭ в Вене прошел пикет, организованный совместными усилиями казахстанской партии «зеленых» и австрийского антиядерного движения «Глобал 2000». После акции с докладом на тему «Международный банк ядерного топлива - кто возьмет на себя риск?» на конференции выступил политик Серикжан Мамбеталин.
О том, что представляет собой проект МБЯТ, мы и попросили рассказать бывшего руководителя партии «Руханият».
- Серикжан, полгода назад наша газета пыталась выяснить, что же такое Банк ядерного топлива и чем грозит Казахстану его размещение. Информация была весьма скудной. Более того, даже депутаты оказались не в теме, утверждая, что этот вопрос в стенах парламента ни разу не поднимался. Может, вы приоткроете завесу тайны?
- Впервые инициатива о создании банка была озвучена бывшим американским сенатором Сэмом Нанном в 2006 году. Предполагалось, что это будет один из механизмов предотвратить развитие ядерной программы Ирана. В 2010 году на саммите в Вашингтоне президент Назарбаев озвучил предложение о готовности Казахстана принять МБЯТ на своей территории. Забегая вперед, скажу, что, кроме нашей республики, больше ни одна страна в мире не изъявила такого желания. И на то есть очень веские причины. Сегодня известно только то, что на базе Ульбинского металлургического завода будут храниться 60 тонн низкообогащенного урана. Судя по косвенной информации, банк станет предоставлять ядерное топливо тем странам, которым откажутся его продавать непосредственные производители металла. Правда, сложно представить такую ситуацию, когда одни отказали, а МАГАТЭ продаст. Также одной из причин создания МБЯТ называют возможное падение цен на уран, а проект якобы призван их корректировать. Но как могут повлиять 60 тонн на мировую конъюнктуру, неясно. Ну, и в конечном итоге, пример Ирана показывает, что если какая-нибудь из стран решит самостоятельно разрабатывать ядерные технологии, то ни санкции ООН, ни тем более МАГАТЭ не смогут быть препятствием. То есть причины и обоснования для создания подобного банка по большей части надуманны и не выдерживают критики. Что он нам несет?
Газета «Взгляд»
- Вы упомянули о том, что ни одна страна, кроме нашей, не изъявила желания принять МБЯТна своей земле. Наверняка мероприятие в экологическом плане небезопасное. Но может быть, все неудобства перевесит практическая выгода?
- Как успели заявить руководители «Казатомпрома», за хранение ядерного топлива Казахстану никто платить не будет. Хотя деньги совсем не помешали бы улучшить экологическую обстановку в том же Усть-Каменогорске – самом загрязненном городе в стране. Жители областного центра могут подтвердить, что после выбросов на предприятиях «Казцинка» беременным женщинам рекомендовали сделать аборты. Или, например, доходы от банка теоретически могли быть направлены на рекультивацию могильника ядерных отходов Кошкар-Ата, находящегося практически на территории города Актау и представляющего собой радиоактивное озеро размером в 77 квадратных километров. Жители Мангистауского региона, который ежегодно дает в республиканскую казну миллиарды долларов, никак не добьются у правительства выделения десяти миллиардов тенге на проект рекультивации могильника. Вместо этого из местного бюджета даются деньги на полив высыхающего могильника, чтобы опасная пыль не разлеталась по всей стране. При этом радиоактивность озера составляет до 3000 микрорентген в час, что в 150-200 раз превышает естественный фон. Но в нашей стране миллионы легко находятся на всякие тои, саммиты и съезды, а вот на здоровье граждан экономим. Кстати, так до сих пор не получен ответ на вопрос, что будет с топливом после его использования. Станут ли отработанный материал возвращать в Казахстан, и банк, таким образом, превратится в хранилище опасных отходов? Республика, на территории которой существовали ядерные полигоны, и без этого является самым загрязненным государством в мире. Запад и Север не с нами.
- Но если банк не принесет доходов, зачем тогда он нам нужен?
- Несколько лет назад, когда начинались переговоры, Казахстан еще можно было назвать стабильным мирным государством. Но после череды террористических актов стало ясно, что без международной помощи охрана такого объекта, как МБЯТ, не обойдется. Какие войска будут обеспечивать безопасность - ООН, а может, блока НАТО? Какая держава заинтересована в создании потенциально взрывоопасного очага в 100 км от России и 300 км от Китая? Может быть, не случайно именно американский сенатор был инициатором БЯТ, а необходимым условием встречи с Назарбаевым президент Обама выдвинул озвучивание Казахстаном предложения принять подобный банк. Странная реакция России в лице «Росатомпрома», выступившей с поддержкой проекта, объясняется только согласием г-на Школьника (Владимир Школьник, глава «Казатомпрома» - «Фергана») строить АЭС в Актау совместно с российской компанией. То есть в угоду интересам американцев размещаем у себя банк, а чтобы россияне не возмущались, строим АЭС в центре нефтегазовой области, где по определению возводить атомную электростанцию - большая глупость. Ко всему прочему, банк с ядерным топливом придется охранять не только от исламских террористов, но и от своих чиновников. Ведь упакованный в удобные бочки низкообогащенный уран легко может быть продан «на сторону». А Казахстан, согласно рейтингу «Транспаренси Интернешнл», занимает 120-е место из 186 стран по уровню коррупции. В своем выступлении в Вене я привел пример продажи нашими чиновниками военных «Мигов» Северной Корее, несмотря на санкции ООН. И эти люди до сих пор у власти. Голосуй «против»
- Кроме вышеозначенного пикета офиса МАГАТЭ, вы как-то пытались противостоять реализации проекта МБЯТ?
- Сразу же после заявления елбасы в Вашингтоне в 2010 году партия «зеленых» совместно с «Экофорумом Казахстана» и другими НПО подготовила обращение на имя главы государства и генерального директора МАГАТЭ, г-на Юкия Амано, под которым собрала больше тысячи подписей, включая подписи депутатов Европарламента Ребекки Хармс и Хейди Хаутала. В нем мы поднимали вопросы статуса банка, его охраны, возможности возврата отработанного ядерного топлива. К сожалению, ответы не были получены. И на прошлогодней антиядерной конференции в Семее наши активисты пытались лично вручить заявление г-ну Амано, но служба безопасности пресекла все попытки встретиться с ним. В августе этого года в очередной антиядерной конференции принимали участие европейские депутаты, и я специально ездил в Берлин, чтобы встретиться с представителем бундестага от партии «зеленых» Германии Виолой фон Крамон. Моя поездка совпала с визитом известного режиссера Булата Атабаева, и мы вместе провели встречи и объяснили нашу позицию. Было принято совместное заявление, и г-жа фон Крамон распространила его среди европейских участников конференции по нераспространению ядерного оружия в Астане. В документе опять были поставлены вопросы о деятельности предполагаемого банка ядерного топлива. Но остановить этот безумный проект под силу только воле народа. Руководство республики, видимо, приняло на себя обязательства под давлением внешних сил. По-другому действия властей объяснить невозможно. И только граждане Казахстана на общенародном референдуме могут сказать твердое «нет» проекту МБЯТ. Я буду инициировать этот вопрос на ближайшем собрании оппозиции. И тогда подписание договора будет приостановлено до оглашения результатов референдума. Если мы не начнем процедуру, то соглашение может быть подписано до конца года и уже в следующем начнет действовать. Я призываю всех наших граждан активно включиться в сбор подписей и поддержать усилия «зеленых» по проведению такого референдума.
Влад Орлов, газета «Взгляд», Казахстан