Норвегия готовится депортировать узбекского беженца. Его ждут пытки и смерть
Портал UNCUT («Досье на цензуру») опубликовал статью датского журналиста Майкла Андерсена (Michael Andersen) «Предсказанная трагедия: Норвегия приговаривает узбекского активиста на тюрьму и пытки». В статье речь идет об узбекском беженце, имя которого не называется ради безопасности его семьи. Молодому человеку, который в Узбекистане вел кампанию против использования рабского детского труда, а живя в Норвегии, сотрудничал с правозащитницей Мутабар Таджибаевой, норвежские власти отказали в предоставлении убежища. 12 июня Рустам был задержан в Осло и ожидается, что 12 июля он будет депортирован в Узбекистан, где его однозначно ждут пытки и возможно - смерть в тюрьме.
«Фергана» перепечатывает статью Майкла Андерсена с комментарием сотрудника Норвежского Хельсинкского Комитета Ивара Дале (Ivar Dale), хорошо знакомого с ситуацией в Центральной Азии.
«Я буду арестован в ту же минуту, как приземлюсь в Узбекистане, и меня тут же отправят в тюрьму, - говорит 26-летний узбекский активист, которого мы назовем Рустамом - именем, широко распространенным в Узбекистане. - И что со мной случится после - хороший вопрос».
С 12 июня Рустам содержится в иммиграционной службе в Осло (Норвегия), после того как получил третий, окончательный, отказ в ответ на обращение о предоставлении политического убежища, и будет депортирован 12 июля. Норвежские власти игнорируют тот факт, что по возвращении Рустама ждут пытки и, возможно, смерть. Им так же безразличны заявления ООН, что граждане Узбекистана, которые просили убежища в других странах, но не получили его, а были депортированы, на родине исчезли или подверглись пыткам.
Рустам боится. В 2004 году он и несколько его друзей стали работать в НПО «Движение за свободу», начав кампанию против использования детского принудительного труда.
Дети на хлопковом поле
Каждый год два миллиона узбекских школьников, в том числе и семилетних, вынуждены проводить на сборе хлопка от шести до восьми недель, работая по восемь-десять часов в день. Узбекистан резко критикуют за использование рабского детского труда, но Ташкенту эта критика безразлична: доходы от экспорта хлопка исчисляются сотнями миллионов долларов, причем большая часть этих денег оседает в карманах семьи узбекского диктатора Ислама Каримова, который правит Узбекистаном уже 23 года.
Когда Рустам и его друзья начали кампанию против использования детского труда, он был арестован, его пытали. Просидев несколько дней в СИЗО, он чудом освободился - и сразу же бежал в Россию, где узнал, что один из соучредителей Движения убит в узбекской тюрьме. Рустам понял, что в России оставаться опасно: Москва, близкий союзник Ташкента, регулярно депортирует узбеков, после чего многие «исчезают». И Рустам решил укрыться в Норвегии.
Норвежские власти, разбирая просьбу Рустама о предоставлении убежища, столкнулись с двумя проблемами.
Во-первых, у Рустама не оказалось паспорта. Он говорит, что не взял его, когда бежал из Узбекистана: боялся, что будет немедленно арестован, если полиция увидит его документы. Но это означает, что за пределами Узбекистана Рустам не может доказать, что он и есть тот человек, за которого себя выдает.
Во-вторых, пока Рустам жил в Норвегии в ожидании убежища, он начал тесно сотрудничать с узбекской правозащитницей Мутабар Таджибаевой, которая известна как яростный противник каримовского режима. Таджибаева с 2008 года живет во Франции - после трех лет заключения, пыток и насилия в узбекской тюрьме. Норвежские власти не верят, что Рустам мог работать у Таджибаевой в качестве вебмастера.
Таджибаева запустила сайт Jarayon.com - один из немногих ресурсов, рассказывающих о жизни в Узбекистане: все СМИ внутри страны находятся под жестким контролем государства. Таджибаева создала широкую сеть анонимных корреспондентов внутри страны, которые сообщают подробности о коррумпированных судебных процессах, незаконных задержаниях и случаях применения пыток. Ее сайт страшно раздражает власти Узбекистана, которые стремятся изолировать население от любой независимой информации.
Власти Узбекистана называют Таджибаеву «экстремисткой», но трудно поверить, что эту невысокую 49-летнюю женщину с тихим голосом, которая потеряла здоровье в тюрьме во время пыток, обвиняют в том, что она собирается свергнуть правительство Узбекистана.
Посол США в Узбекистане посоветовал своему правительству смягчить критику правящего узбекского режима - и его совет был принят. Отношения двух стран вышли на «доандижанский» уровень: в мае 2005 года в Андижане армия расстреляла около 800 демонстрантов, были убиты женщины и дети. Напомним, что после андижанских событий международное сообщество потребовало независимого расследования, но в этом было отказано. Тогда Евросоюз и Америка настояли на введении санкций в отношении Ташкента, однако на смягчении режима это не сказалось, и санкции были постепенно сняты.
Мутабар Таджибаева подтвердила, что Рустам работал с ней с августа 2010 года. Она не понимает, почему норвежские иммиграционные службы отклонили просьбу Рустама об убежище, почему они не верят, что Рустам и Мутабар работали вместе. «Мы тесно сотрудничали, вы даже найдете его имя на нашем сайте. Его жизни угрожает серьезная опасность, если его вернут в Узбекистан, - говорит Мутабар. - Узбекский режим не любит людей, которые говорят правду… У меня не менее 343 электронных писем и сообщений, которых мы с Рустамом обсуждаем работу на сайте и в моем блоге, это со всей очевидностью доказывает, что мы с Рустамом очень тесно сотрудничали. Если бы норвежские власти действительно захотели узнать правду, - то все, что нужно сделать для получения доказательств, - это проверить его мобильный, его компьютер и электронную почту».
Мутабар показывает свою переписку с Рустамом и добавляет: «Я даже перевела ему деньги в Норвегию, чтобы он смог купить себе компьютер для работы на нашем сайте, - вот квитанции. Если его депортируют в Узбекистан, то его ждет заключение и пытки. Есть реальная опасность, что его убьют в тюрьме - в назидание другим, чтобы держались подальше от правозащитной работы».
Пока все говорит о том, что Рустам будет депортирован 12 июля.
Однако в июне этого года произошло нечто, что дает Мутабар надежду. Комитет ООН против пыток осудил Казахстан за депортацию 29 узбекских беженцев. Некоторые из депортированных были приговорены к длительным срокам лишения свободы, в тюрьмах их ждут пытки. Напомним, что Конвенция ООН запрещает депортировать людей в страны исхода, если есть опасения, что они там могут подвергнуться пыткам и жестокому обращению.
В Узбекистане сегодня более 10 тысяч политических заключенных и людей, которые отбывают наказание за свои религиозные взгляды, и эксперты считают узбекский режим одним из самых жестких, наряду с Северной Кореей. Узнать точные цифры, говорящие о масштабе репрессий в Узбекистане, сегодня невозможно, но по данным местных правозащитников, ежегодно десятки людей в узбекских тюрьмах умирают от пыток, и излюбленными жертвами тюремщиков становятся именно те, кто просил убежища на Западе или просто плохо отзывались о режиме. Рустам - как раз из таких.
Мутабар Таджибаева надеется, что недавнее решение ООН заставит Норвегию пересмотреть дело Рустама. «Но так называемые демократические страны в Европе часто закрывают глаза на зверства, которые творятся в Узбекистане. Я уже потеряла всякую веру в них», - говорит Мутабар.
«Миграционные службы в Европе должны особенно внимательно рассматривать все просьбы о предоставлении убежища, поступающие от граждан Узбекистана, - заявил телефонном интервью «Фергане» известный правозащитник, хорошо знакомый с ситуацией в странах Центральной Азии, сотрудник Норвежского Хельсинкского Комитета Ивар Дале (Ivar Dale). - Эта страна является одной из самых репрессивных в мире, применение пыток носит тут систематический характер. Давление на инакомыслящих в Узбекистане уже давно приобрело широкий масштаб».
За какие бы формулировки ни прятались норвежские власти, отказывая Рустаму в предоставлении убежища, судьба 26-летнего активиста, если он будет депортирован, трагически предсказуема. Он не первый депортированный из Норвегии активист: в ноябре 2011 года в ташкентском аэропорту была задержана депортированная из Норвегии гражданка Узбекистана Зарифа Юсупова, которая ранее просила политическое убежище у норвежских властей. С 2009 года Зарифа преследовалась в Узбекистане за религиозные убеждения. По прибытии в Ташкент Юсупову с детьми пять часов продержали в аэропорту, затем детей передали брату Зарифы, а ее саму увели сотрудники транспортной прокуратуры и Службы национальной безопасности Узбекистана, которые, продержав Юсупову у себя десять часов, увезли женщину в неизвестном направлении.
Перевод Марии Яновской
Международное информационное агентство «Фергана»