Каджун - территория свободы, веселья и любви
В минувшие выходные в Ташкенте завершилось центральноазиатское турне известной американской группы «Pine Leaf Boys» из Луизианы, играющей в стиле каджун. Концерты «лучшей за последние годы»», по определению «Нью-Йорк Таймс», «новой, энергичной и веселой каджун-группы» с большим успехом прошли 26 июня в древнем амфитеатре Бухары и 30 июня в летнем зале дворца «Туркистон» в Ташкенте. В рамках «программы Государственного департамента США для послов культуры» четырежды номинированная на премию Грэмми группа «Pine Leaf Boys» кроме Узбекистана побывала в Кыргызстане и Таджикистане.
Каджун (кейджун) является своеобразным музыкальным стилем, происходящим из франкоязычных районов штата Луизиана на юге США. Этот стиль, где основными инструментами являются аккордеон и скрипка, являет собой симбиоз французской народной музыки и музыки южных штатов Америки – кантри, блюза, рок-н-ролла. Песни каджун звучат на старом французском языке, сохраненном каджунами – потомками франко-канадских переселенцев, депортированных из Акадии (бывшей французской колонии в Канаде) в Луизиану в середине 18-го века британскими властями. Само слово «cajun» – искажённое франко-креольское от французского Acadien (акадийский).
Пропагандируя уникальную музыку и культуру каджун по всему миру, начиная с 2009 года «Pine Leaf Boys» принимали участие в мировых турне и давали концерты в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Иерусалиме, Латвии, Дании и Словении. В состав группы входят Уилсон Савой (аккордеон, скрипка, вокал), Даниэль Гейл (скрипка), Дрю Саймон (ударные, вокал), Джон Бертран (гитара) и Томас Дэвид (бас).
«Потанцуем!»
«Pine Leaf Boys» хорошо известны своими запоминающимися яркими и шумными выступлениями. По словам критиков, «группа сделала себе имя, создав свой неповторимый бренд музыки каджун с молодежной энергетикой».
И в этот раз незатейливая, энергичная музыка группы и харизма ее фронтмена – Уилсона Савой, выступающего с миниатюрным каджун-аккордеоном особой конструкции (на нем отсутствуют черные клавиши), буквально с первых аккордов «зажгли» ташкентскую публику.
Когда же музыканты объявили, что вручат свой диск тому, кто «станцует лучше всех», сотни зрителей из четырех тысяч, присутствовавших на концерте во дворце «Туркистон», ринулись на площадку перед сценой, лихо отплясывая, пока их мягко, но настойчиво не стали оттеснять выстроившиеся в цепь милиционеры.
Действия стражей порядка вскоре были прерваны повторным призывом музыкантов: «ну что, еще хотите потанцевать?!», и молодежь, прорвав заслон с воплем: «да!», вновь весело хлынула к сцене.
Милиции же пришлось «смиренно» снимать со сцены периодически карабкающихся на нее подростков, желающих немедленного общения с музыкантами, что весьма забавляло последних.
Нарру Birthday, dear Thomas!
Кульминацией действа стал прыжок в публику бас-гитариста Томаса Дэвида, у которого, как незадолго до этого объявили его коллеги, «сегодня день рождения». Причем, не совсем готовая к такому повороту публика едва успела подхватить именинника и, передавая его из рук в руки, благополучно вернула музыканта на сцену. Позже, уже на исходе концерта заполненная народом чаша летней сцены дворца акапелла исполнила на английском поздравление Томасу.
Такого «яркого и веселого шоу» на этой сцене, по словам «старожилов», не было, пожалуй, со времен легендарного рок-фестиваля «Дети цветов», почившего на рубеже двухтысячных годов. Помимо каджун, «Pine Leaf Boys» исполнили для ташкентских слушателей классику рок-н-ролла на английском языке и другую танцевальную американскую музыку.
После концерта гостей долго не отпускали со сцены. Изрядно уставшие и совершенно обалдевшие от многочисленных впечатлений за время своего пребывания в Узбекистане, музыканты при этом охотно общались с обступившими их зрителями, бодро раздавали многочисленные автографы, фотографировались со всеми желающими.
Прощальное выступление группы состоялось 1 июля в американском посольстве на приеме в честь празднования Дня независимости США.
Бухарские девушки и школьный джаз
Накануне своего выступления в Ташкенте музыканты группы «Pine Leaf Boys» встретились с журналистами в посольстве США. Они рассказали, что ни в одной стране мира, где они успели побывать ранее, не встречали «такого горячего приема и таких открытых людей», как во время более чем двухнедельного турне по Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану.
«Пару дней назад у нас был концерт в Бухаре и нашу сцену буквально штурмовали зрители, так что полиции пришлось немного поработать, - смеется Уилсон Савой. - А после концерта нас преследовали сотни бухарских поклонниц».
Путешествуя по Узбекистану, «Pine Leaf Boys» провели серию мастер-классов в музыкальных заведениях, где они преподавали местным студентам навыки и технику исполнения музыки южных штатов Америки.
Тем не менее, по их словам, они «были потрясены качеством музыкального образования», в частности, в ташкентском академическом лицее имени Успенского, учащиеся которого наряду с классическими произведениями великолепно играли джаз, что произвело сильное впечатление на Уилсона, в прошлом джазового пианиста.
«До этого я не встречал столько талантливых молодых людей в одном месте», - сказал музыкант.
Плов и джамбалайя
Говорят, каджун – это веселый и добрый человек, терпимый к другим, любящий играть на скрипке и аккордеоне, уважающий перец в супе, много креветок в улове, быструю езду на лошадях и любовь в своем доме. В кухне каджунов основное – раки, креветки, крабы, омары и аллигаторы, приправленные несколькими каплями национального перцового соуса «Табаско».
«В свободное от работы время в Луизиане мы с ребятами любим взять вечерком пять фунтов мелких речных рачков и, запивая их пивом, слушать хорошую музыку», - говорит Савой.
Он также отметил, что настоящий луизианец любит рис, и что национальная кухня каджуна, также как и кухня узбека, немыслима без риса.
«Как у узбеков плов, так и у луизианцев национальным блюдом является джамбалайя, основу которой составляет рис (а к нему и все перечисленное выше), - сказал Савой. – К тому же рис – это огромная индустрия, приносящая миллионы долларов нашему штату».
«И еще есть такая старая поговорка – если вы не любите рис, вы не любите каджун», - заключил Савой.
«Слишком хороша, чтобы умирать»
Говоря о цели приезда группы, Савой отметил ее стремление показать, что помимо той «ужасной», по его определению, заполонившей эфир выхолощенной компьютерной обработкой поп-музыки, влияющей на массовое сознание не только в Штатах, но и в остальном мире, есть и совершенно другая – живая американская музыка.
Настоящая музыка, по мнению коллег Уилсона, это «настоящие люди, настоящие места, настоящие инструменты и настоящий музыкальный вкус».
«Мы против коммерциализации, когда ради большой прибыли музыку низводят до такого уровня, что в ней не остается главного – души. Существует мнение, что цифровая эра убивает живую музыку, но, к счастью, в мире есть много любителей настоящей музыки с действительно живым, а не компьютерным звуком», – подчеркивают музыканты.
На вопрос, как они пришли к тому, чтобы играть именно такую музыку, Савой сказал, что увлекается ей с детства. Будучи в восторге от буги-вуги Джери Ли Льюиса – уроженца Луизианы, Уилсон уже в девять лет играл эту музыку на фортепиано.
Позже его отец Марк – известный мастер каджун-аккордеона, подарил сыну инструмент собственного изготовления из дерева сассафрас, которое посадил еще его дед. Уилсон стал изучать стили различных известных музыкантов каджун и постепенно разработал свой собственный полный сил и энергии синкопированный стиль. Он выступал во многих группах разного направления, но его душа всегда оставалась с каджуном, даже тогда когда он снимался в кино. В 2006 году Уилсон дебютировал в роли пианиста в фильме «All the King’s Men» с Шоном Пеном. В 2010 году в сериале HBO «Treme» он сыграл уже самого себя.
И остальные музыканты группы по-разному пришли в каджун. Гитарист Джон Бертран сначала был ковбоем, затем выступал со многими известными музыкантами, получил образование во Франции, и считает себя исполнителем рока, играющим каджун. Барабанщик Дрю Саймон – традиционалист, придерживающийся стиля «простого старого каджуна синих воротничков», в настоящее время учится в луизианском университете на антрополога.
Скрипач Даниэль Гейл влюбился в каджун во время учебы в колледже, и сегодня, путешествуя по миру, сотрудничает с ведущими музыкантами в самых различных жанрах. Басист Томас Дэвид в возрасте восьми лет начал играть со своим отцом на ударных, а на шестнадцатилетие получил бас- гитару и с тех пор, по его словам, «превратился в рок-бас гитариста, играющего каджун и зидеко».
«Когда нас спрашивают, почему мол, вы такие молодые играете «музыку стариков», а ведь могли бы зарабатывать большие деньги, занимаясь чем-нибудь другим, мы отвечаем: «если не мы, то кто будет ее играть, эта музыка слишком хороша, чтобы оставить ее умирать». Мы хотим развеять стереотипы, исполняя, на первый взгляд, старомодную традиционную музыку, которую можно играть, даже если отключат электричество», - сказал Савой, в подтверждении чего музыканты достали свои инструменты и тут же сыграли пару зажигательных композиций, пригласив танцевать всех желающих.