Узбекистан: Год крепкой ячейки
Так уж вышло, что со временем и как-то незаметно для всех нас слова «ячейка» и «семья» сами собой слились по смыслу, превратились в тождественные понятия. «Семья – это ячейка общества» - и никаких тебе гвоздей! А если вдуматься: отчего так принято считать?
«Ячейка» является уменьшительной формой слова «ячея», которое по Ожегову означает «углубление», «дырочку». «Ячея» - это также отдельное звено в сети, в плетении.
Но сегодня, в начале XXI столетия, уже трудно себе представить человеческое сообщество состоящим из неисчислимого множества каких-то элементарных «дырочек», хотя бы и разного калибра.
Изобретателем данного выражения принято считать Фридриха Энгельса. Скорее всего, его просто неточно перевели на русский язык, да и привилось такое определение на просторах СССР, по некоторым причинам, только в тридцатых годах прошлого века. Каждый человек тогда считался «винтиком», а каждая семья – «ячейкой». А Владимир Ильич Ленин считал элементарной ячейкой социалистического общества отнюдь не семью, а первичную партийную организацию.
Кстати, в оригинале у Энгельса данный тезис звучал несколько иначе: «Семья – это ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ячейка общества». Улавливаете разницу?
Потому давайте отдадим себе отчет в том, что в наше время слово «ячейка» для обозначения места отдельной семьи в обществе при, подчеркиваю, нормальном государственном устройстве, уже никак не подходит. Однако…
В зависимости от политического режима государства мира относятся к институту семьи по-разному. У тоталитарных отношение к этому институту и вовсе особенное, примитивно-специфическое. Для таких форм правления наиболее желательным является полная унификация всего множества семей как таковых. Чтобы все они, наподобие пчелиных сот, стали похожими на одинаковые по размерам шестигранные призмы, а члены семей были озабочены исключительно их наполнением. Если не медом, то мебелью, продуктами, бытовой техникой…
«Киндер, кюхе, кирха» - это для женщин. А мужчина пусть только всякое добро в дом тащит, начальству беспрекословно подчиняется и ни о чем постороннем не размышляет. Зачем ему думать? Ведь за него всегда думают Фюрер, Генералиссимус, Любимый Руководитель, Наш Президент!
Идеал - Северная Корея: в шесть часов утра по свистку все просыпаются и семьями в полном составе спешат во двор на физзарядку, полчаса на завтрак и сборы, а затем - на работу, семейным строем.
И тогда, перефразируя классика, «все счастливые ячейки будут счастливы одинаково»!
Решением президента Узбекистана текущий 2012 год был поименован «Годом крепкой семьи». Почему так? Потому ли, что уже были: «Год интересов человека»; «Год женщины»; «Год здорового поколения»; «Год матери и ребенка»; «Год защиты интересов старшего поколения»; «Год махалли»; «Год доброты и милосердия»; «Год гармонично развитого поколения» и так далее?
Кстати, 1998 год тоже был для народа «Годом семьи», теперь власти, не мудрствуя лукаво, к этому названию просто присовокупили слово «крепкой» и пошли по второму кругу. Кончились названия, а для изобретения новых не хватает фантазии? Или это значит, что действительно пришла пора «укреплять семью»?
А что это значит – «крепкая»? Согласитесь, что для определения положительных качеств в данном случае более других подходит слово «дружная». А «крепкая» - это как? Обручем, что ли, железным в три погибели стянутая?
Вообразите себе такую структуру общества «солнечной республики»:
- множественные пчелиные соты, где каждая «ячейка» - это семья, все они в совокупности стянуты отдельными крепкими обручами, имя которым – «махалля»;
- выше расположились всякие «органы» и «комитеты», над порядком в тех сотах пристрастно надзирающие;
- поверх всего зиждется сама «власть», которая с каждой ячейки некоторым образом имеет свою долю нектара.
Для того чтобы такое мероприятие, как «Год крепкой семьи», не осталось просто на бумаге, президентом Узбекистана была утверждена специальная Программа о 87 пунктах. И пункты эти, прямо скажем, – просто замечательны по глубине и величию поставленных задач. Только вдумайтесь в их смысл: «Необходимо и далее совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу».
О, да! Необходимо! Кто бы сомневался?
«Усилить внимание и заботу!»; «Усилить роль и повысить статус!»; «Выпустить массовым тиражом брошюру с речью президента Каримова: «Мустахкам оила йили…» и так далее.
Каждый отдельный пункт сам по себе очень содержателен. Например – организовать конкурс стихотворений «Семья – мой счастливый сад». Или просто – «Повысить уровень медицинской культуры в семьях». Или – организовать поголовное и повсеместное тестирование на ВИЧ-инфекцию всех вступающих в брак. Или – выделить из числа действующих в республике поликлиник 69 единиц и назвать их «семейными». Или – на телеканале «Ешлар» провести ток-шоу по теме «Крепкая, здоровая семья».
Вот потому-то сегодня в Узбекистане институт семьи и крепчает прямо на глазах. Так, Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» в результате социологического опроса выяснил, что среди множества факторов, оказывающих влияние на формирование «национально-гражданских позиций» узбекистанцев, на первом месте у 83,5 процента узбекистанцев стоит семья. Интересно, а что на уме у остальных?
В наше время, как это и не прискорбно отмечать, институт семьи во всем мире находится в состоянии глубочайшего кризиса. Практически безостановочно разрушаются существовавшие веками и казавшиеся доселе незыблемыми отдельные устои. Тому есть тысячи вполне объективных причин, например такая, как реальное изменение доли доходов членов одной семьи. Или - нахлынувшие со всех сторон невиданные по масштабам информационные потоки. Или - пробивающая себе повсюду дорогу женская эмансипация. Семейные отношения при этом порой становятся совсем уж эксцентричными, если не сказать – уродливыми.
И такое, казалось бы, может происходить повсюду, но только не в Узбекистане с его вековыми патриархальными традициями. В течение множества переломных моментов в своем развитии само узбекское общество проявляло высокую устойчивость к различным искусственно привносимым веяниям, несвойственным местному менталитету.
До последнего времени за семьей неукоснительно оставались следующие отправления:
- функция сексуального регулирования;
- репродуктивная функция;
- функция социализации;
- функция эмоционального удовлетворения;
- статусная функция;
- защитная функция;
- экономическая функция.
И все это начало рушиться прямо на наших глазах, буквально в одночасье, сразу же после появления такой напасти, как необходимость отъезда глав семейств на отхожий промысел.
С возникновения такого доселе чуждого явления, как «гастарбайтеры».
«Все смешалось в ячейке Облонских»! Здесь вместо «Облонских» каждый при желании может вставить практически любую распространенную узбекскую фамилию.
Гастарбайтеры! Не «кули», как в Индии, не «пеоны», как в Мексике, и не «батраки», как на Руси.
Гастарбайтеры – именно так, со швабским негативным подтекстом.
Только представьте себе, какие мощные стрессы обрушиваются на сознание узбекских мужчин, вынужденных длительное время пребывать на чужбине вдали от родных и близких. Постоянные унижения, наглый обман, ежеминутная опасность получить тяжкие телесные повреждения, неустроенный быт и множество других отрицательных факторов. И этому подвергаются не только люди в возрасте с вполне устоявшейся психикой, но и молодежь, тем более сельская, неискушенная в подобном.
Не меньшие психологические нагрузки ложатся и на остающихся дома женщин, вынужденных взваливать на свои плечи несвойственные доселе заботы.
А дети? Как такое отражается на них? Об этом надо бы спросить у Ислама Абдуганиевича, который, как говорят, много лет в детстве провел без отца.
Это только кажется, что семья, как один из древнейших институтов общества, обладает достаточной прочностью и имеет реальную возможность противостоять различным угрозам разрушения. На самом же деле эрозия множества «ячеек» в Узбекистане происходит с нарастающей скоростью.
О масштабах данного бедствия можно судить хотя бы по тому, что в прошлом году гастарбайтеры в Узбекистан около пяти миллиардов долларов. Значит, речь в данном случае идет о миллионах семей. Нуждающихся, бедствующих, страдающих в разлуке.
Великих пагубных последствий, выраженных в разрушении общественной морали и кризисе нравов, можно ждать уже в ближайшие годы. Разделенная даже на время патриархальная семья теряет невосприимчивость к различной заразе и может элементарно деградировать в кратчайшие сроки.
Многое из подобного уже проявилось вполне открыто, имеется в виду хотя бы та же проституция, охватившая все без исключения города Узбекистана.
Разве нечто подобное и соизмеримое по масштабам могло происходить еще двадцать лет тому назад?
Автор этих строк не относит себя к сонму почитателей былых советских времен с их насквозь фальшивой моралью, но при этом стоит заметить, что, хоть ты разбейся, но нельзя представить при социализме расцветшей ныне практически открытой работорговли. Люди торгуют людьми, родители «реализуют» своих детей, а некоторые так и просто «самопродаются». На слуху и масса других примеров.
Какова же реакция властей на столь стремительное разрушение в обществе традиционных семейных устоев? Власть… э-э-э… Она, типа, реагирует. Особенно это касается соответствующего повышения роли махалли (квартала) в общественной жизни. Теперь все ответственные работники этого «института самоуправления» обязаны больше внимания уделять малообеспеченным семьям и особенно тем, в которых имеются отъехавшие гастарбайтеры. Махаллинским активистам надлежит регулярно наведываться в такие дома и узнавать, «чем они там дышат». И, соответственно, докладывать куда следует. Не собирается ли мать какого-нибудь семейства пожаловаться на свою трудную долю иностранным журналистам или правозащитникам? Не готовит ли она, упаси Господи, «самосожжение»?
А еще государство сейчас проводит так называемый «Год крепкой семьи». Приводит населению положительные примеры из жизни, пропагандирует положительный опыт. В любом издании сегодня вы найдете нечто подобное, выраженное в слащавых рассказах о «крепких семьях». По большей части крепкими на данный момент являются именно те «ячейки», главы которых служат непосредственно в милиции или, на худой конец, в армии.
Любо-дорого взглянуть на подобные фотоснимки.
На других же, видимо, попавших в печать по чистой случайности, перед нами предстают семьи с многочисленной ребятней и их матерями, изможденными от непосильной работы, отягощенными тревогами и душевными терзаниями.
Но ничего! Уже скоро все наладится!
Согласно Программе «Года крепкой семьи» (пункт 12), каждому отцу семейства, отправляющемуся на отъезжий промысел, будет вручаться красочный буклет по теме: «Вы несете ответственность за семью». Во как!
Для остающихся же в третьем квартале текущего года (пункт 84) будет налажен бесплатный показ кинофильма «Год семьи: суть и значение».
Мало того: для трехсот тысяч особо нуждающихся семей будет организована раздача трехканальных (!) радиоприемников, разумеется, также бесплатно.
Но особо трогательно выглядит забота Нашего Президента и правительства о «крепких семьях», проявившаяся в непосредственной организации республиканского конкурса «Крепкая семья – опора общества» для работников печатных средств массовой информации.
На этот конкурс принимаются как отдельные статьи, так и фотоматериалы, в которых следует (эти цитаты просто нельзя не привести):
- «всесторонне освещать проводимую на местах работу по исполнению задач, определенных в докладе Президента страны Ислама Каримова «Наш путь – углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны»;
- «освещать проводимую работу по дальнейшему повышению статуса махалли и ее роли в повседневной жизни общества, значения махалли и органов самоуправления граждан в достижении целей и выполнении задач Государственной программы «Год семьи»;
- «широко освещать деятельность общественных организаций, в том числе профсоюзов и органов самоуправления граждан, направленную на повышение роли семьи в воспитании физически здорового и духовно зрелого, гармонично развитого молодого поколения»;
- «повышать дух и настроение наших соотечественников».
Что ж, цели теперь ясны, задачи определены. За работу, господа журналисты-осветители! Повысим же своим самоотверженным трудом здоровый дух всех наших ячеек!
Ядгор Норбутаев