«Лагерь оппозиции» у памятника Абаю Кунанбаеву разогнан. Да здравствует Абай?
Московский Чистопрудный бульвар, ставший в последние дни еще более знаменитым благодаря громкой оппозиционной акции, располагается в историческом центре столицы России. Он является самым большим по площади из всех бульваров Бульварного кольца и по праву считается одним из центров культурной жизни Москвы. В его окрестностях находится сразу несколько популярных театров, в теплое время года аллеи вокруг прудов становятся площадками для многочисленных уличных музыкантов, а также местом проведения художественных выставок.
Чистые пруды всегда притягивали к себе всякого рода «неформалов». В шестидесятые и семидесятые годы здесь собирались «дети цветов» хиппи, позднее — фанаты тяжелого рока, а в последнее время в тени бульвара находят свое пристанище «готы». Полюбился уютный бульвар и московским бомжам, бродящим между скамеек и мусорных урн в поисках пивных бутылок...
Бульвар украшен сразу двумя памятниками. В самом его начале в окружении героев своих произведений стоит великий русский поэт и драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Именно памятник Грибоедову — писателю-символу русского свободомыслия - в последние годы становился излюбленным местом проведения митингов всех мастей. А в самом центре бульвара, неподалеку от пруда, в 2006 году появился памятник Абаю Кунанбаеву - дружеский дар Казахстана Российской Федерации.
За годы правления мэра Лужкова Москва была «украшена» множеством подобных монументов, к которым горожане в лучшем случаи были равнодушны. Это были чужие символы, которые не означали ничего, не вызывали у москвичей никаких ассоциаций. И упоминали их в разговорах примерно так: «ну, мужик там сидит».
Целых шесть лет подряд то же самое происходило и с памятником казахскому народному поэту. После небольшого возмущения общественного мнения в канун его установки местные жители попросту перестали его замечать. Однако в мае 2012 года он пережил чудесное превращение. Каменный Абай Кунанбаев стал центром настоящего лагеря разношерстной оппозиции.
Фото © Drugoi.livejournal.com
Целую неделю оппозиционно настроенные граждане жили, спали, ели и пели рядом с Абаем, обсуждали политические события и строили грандиозные планы на будущее России. Абай даже дал имя этому протестному движению. Звонкий хэштег (хэштег - ключевое слово, слово-метка в блогах и Твиттере) #ОккупайАбай вмиг разлетелся по стране.
Если сначала известный оппозиционный политик Алексей Навальный назвал Кунанбаева «непонятным казахом», то ко вчерашнему дню имя Абая в лагере знали все.
Вот хрупкая Александра в красно-белой бандане и с красным бантиком раздает листовки Российского Коммунистического Союза Молодежи (большевиков) с портретом Че Гевары. Она у Абая уже несколько дней. Сначала немножко приболела, потом выздоровела и снова пришла. Молодая девушка вполне политически подкована - даже слышала о расстреле в Жанаозене.
Фото © «Газета.Ру»
«Мы вокруг Абая собрались, потому что отсюда ОМОН не гонял, - рассказала комсомолка. - И мы здесь осели. А в Казахстане сейчас тоже не самые легкие времена. В декабре там расстреляли бастующих нефтяников. Мы не один пикет проводили в знак солидарности с казахскими рабочими, чтобы они понимали, что мы их здесь поддерживаем. В декабре наши товарищи даже туда ездили и помогали им».
Рядом с комсомольцами вижу от руки написанный плакат: «Профсоюз Абай». Выясняется, что под этим популярным «ником» скрывается целый профсоюз бизнесменов России. Рядом стоит его лидер - Павел Жариков. На вопрос о том, не слишком ли странное название было выбрано для объединения деловых людей, он отвечает, что «здесь всё теперь - Абай».
«И хорошо, что это казахский поэт, потому что это связывает с прошлым. Мы ведь все родом из СССР. Ситуация в России и в Казахстане похожа, но в России хуже, потому что у нас денег слишком много. А место тут хорошее, удобное, доступное. И название «ОккупайАбай» получилось звучное!» - поясняет он свою позицию. У Павла грандиозные планы: он намеревается создать профсоюз бизнесменов на всей территории бывшего СССР, в том числе и в Средней Азии, но чуть позже.
Все последние дни, пока проходила акция, оппозиционеры относились к своему символу с трогательной заботой. Для начала памятник отмыли от голубиного помета, затем возложили цветы. И вот Абай, чье имя теперь знают все москвичи, сидит чистый и благостный. Рядом с ним раздают свои агитационные материалы не только комсомольцы, но и национал-анархисты, коммунисты, либералы. Атмосфера - вполне дружелюбная. А ведь Москва - город нервный, тут дружелюбие - редкость.
Фото © «Ведомости»
Журналист Амир считает, что «в нашей жизни все закономерно». «Россия стала Азией, и мы собираемся у памятника великому азиатскому поэту». Его поддерживает политолог Игорь: «От памятника азиату мы двигаемся в Европу».
Комментируя своеобразную жизнь, сложившуюся возле памятника, Игорь говорит, что собравшиеся нарабатывают здесь колоссальное количество «горизонтальных связей». По его мнению, этот социальный капитал может лечь в основу реального гражданского общества, созданного добровольно и свободно снизу, а не директивно сверху. Участники лагеря получили большой и положительный опыт социального взаимодействия. За все время, а Игорь был в лагере с самого начала, здесь не случилось ни одного конфликта. «А о параллелях с Казахстаном поговорим, когда лагерь на Чистых разгонят. Это покажет, могут ли российские власти конкурировать с восточными деспотиями в жестокости», - вещает Игорь.
Двадцатилетняя Маша уверяет, что поначалу никто никаких связей и параллелей с казахским поэтом, композитором и общественным деятелем Абаем не осознавал. Но из-за этого места про него вдруг узнала масса людей. И когда все начали искать про него информацию в Интернете и читать его стихи, то поняли, что это - идеальное место для московского протеста.
«Стихи его в русских переводах мне понравились. Я сильно люблю поэзию. И когда ты можешь проецировать себя или ситуацию, которая происходит в твоей жизни, на стихи, на лирического героя, это идеально. Да, я читала, что оппозиция в Казахстане пытается собираться у памятника Абаю в Алма-ате. Я не очень хорошо знаю политическую ситуацию в этой стране, но я читала, что в Казахстане многие поддерживают то, что здесь происходит, потому что все хотят свободы, все хотят гражданских прав, все хотят нормальной жизни, а не авторитарного государства», - делится своими мыслями Маша.
Валерий утверждает, что возле памятника Абаю оппозиционеры собрались не нарочно, но - «случайностей в жизни не бывает, судьба привела». А с творчеством Абая он познакомился еще в школе. В каком году проходил Абая, не помнит, а родился в 1964, учился в Перми. В советское время школьная программа везде была одинаковая. Перечитать стихи Абая Валерий не успевает, потому что он все время здесь, возле памятника. «В XXI веке с развитием Интернета и ростом глобализации ни одна диктатура не может чувствовать себя спокойно, они рушатся все. Вы же сами это видите. Вспомните арабскую весну, то, что происходило в Казахстане, в Киргизии, то, что происходит сейчас в России, Белоруссии, Украине. Абай очень удачно здесь поставлен, то, что надо», - считает Валерий.
Фото © Drugoi.livejournal.com
Человек по имени Юра сидит на бордюре, у него в руке - «поющая» чаша с изображением Будды на дне. Ее ясный звук сопровождает наш короткий разговор о том, что, конечно, «мы все здесь не случайно». У всего сущего есть причина. А Юра пришел к Абаю, потому что здесь весело. «Абай фигура весьма статная, философ, мыслитель. Сюда приходит много людей. И все - добровольно, это в торговые центры надо завлекать», - говорит Юра, снова полностью сосредотачиваясь на своей чаше.
Лагерь у Абая закончился после того, как несколько местных жителей пожаловались на это «безобразие» в суд. Скорое «басманное» правосудие решило, что лагерь нанес Чистопрудному многомиллионный материальный ущерб (растоптаны газоны), а горожанам принес только моральные и физические неудобства. Кто-то с таким решением согласен, кто-то нет.
Ближе к вечеру 15 мая, презрев слухи о скором разгоне лагеря, к Абаю пришла дама семидесяти трех лет, имя свое назвать отказалась. Она живет неподалеку - на улице Чаплыгина, на первом этаже четырехэтажного дома. «Пришла, чтобы сказать, как это хорошо, что вы тут собираетесь, спасибо. Я живу здесь! И мне этот лагерь не мешает». Ее агрессивно прерывает пожилой господин: возмущенно рассказывает о дворе соседнего дома, из которого, по его словам, протестующие устроили грандиозный туалет. Представиться тоже отказался, быстро ушел.
Фото © PublicPost.Ru
Я звоню подруге Вере, что живет совсем рядом, на улице Жуковского. По Чистопрудному бульвару Вера ходит к метро и возвращается вечером домой. Отвечая на мой вопрос о том, мешают ли ей митингующие и давно ли существуют проплешины в здешних газонах, Вера говорит, что «белые ленточки» ей лично никак не мешают. А вот ходить вечерами ей и ее дочерям мимо «готов» у Грибоедова бывает страшновато. Почему никто на них не жалуется и никто их не разгоняет?..
Сегодня лагеря «у Абая» больше нет. А памятник великому поэту окончательно поменял свое символическое значение. Он больше не напоминает об официальной, межгосударственной дружбе между Россией и Казахстаном. Теперь это - памятник ОккупайАбай. Памятник Весне и Свободе.