Узбекистан: Упаковка таблеток стала причиной уголовного преследования уральской пенсионерки
В Узбекистане с 26 апреля 2012 года держат под домашним арестом 73-летнюю жительницу города Сысерть Свердловской области Тамару Талашманову. Пенсионерке, ранее не замеченной в преступных деяниях, грозит от пяти до семи лет тюрьмы.
Как сообщают 14 мая «Вечерние ведомости» (Екатеринбург), Тамара Талашманова приехала в Узбекистан в феврале 2012 года по совету врачей проводить больше времени в теплых странах. Она гостила в Бухаре у старых друзей и планировала вернуться домой в начале мая. Билет на поезд купила заранее - на пятое мая. Однако 23 апреля она получила из дома трагическую весть - скоропостижно скончалась ее дочь.
Беда не приходит одна
Несмотря на противопоказания по состоянию здоровья, Талашманова решила лететь домой самолетом и приобрела билет на авиарейс «Самарканд–Екатеринбург», вылетающий 26 апреля.
Но в аэропорту при личном досмотре багажа пенсионерка была задержана - из-за обнаруженного в ручной клади лекарственного препарата «Феназепам». Уговоры и объяснения убитой горем женщины оказались тщетны: милиционеры оформили протокол, изъяли загранпаспорт и авиабилет. Разбирательство в аэропорту длилось шесть часов, после чего женщину отпустили. А вскоре в отношении нее возбудили уголовное дело ...за контрабанду наркотиков.
О случившемся пенсионерка сразу же сообщила внучке Надежде Гилевой по мобильному телефону. «Мы сначала ничего не поняли, бабушка билась в истерике. Ее держали около шести часов, и только вечером отпустили, изъяли загранпаспорт», – рассказала «Вечерним ведомостям» внучка Талашмановой. О происходящем она знает только со слов бабушки.
Под домашним арестом
Сейчас уральская пенсионерка находится под домашним арестом, такую меру пресечения избрали для нее до суда. Она живет у друзей в Бухаре - в трехстах километрах Самарканда, куда, несмотря на ухудшение здоровья и жару, вынуждена регулярно приезжать на допросы, которые длятся по несколько дней. По словам Талашмановой, милиционеры предоставляют ей в Самарканде помещение для ночлега, которое называют «гостиницей», однако, по словам пенсионерки, ее привозят в маленькую комнатушку в одноэтажном бараке.
По словам Гилевой, ни медицинского присмотра находящейся на грани срыва женщине, ни материальной поддержки власти Узбекистана не оказывают. Между тем, у нее закончились почти все лекарства, которые она привезла с собой, а многие необходимые для ее здоровья препараты в узбекских аптеках отсутствуют.
Надежда Гилева очень переживает за состояние своей бабушки. Да и дозвониться до нее не всегда удается. «Очень часто ее телефон отключен. То ли бабушка сама выключает его, то ли ей его выключают», – поясняет Надежда.
Ее очень беспокоят странности в поведении бабушки.
«Например, ей с утра звонишь – она плачет, говорит, что хочет домой, что больше не может терпеть. Иногда доходит до истерик, и даже не понятно, что она говорит. А вечером того же дня она совершенно равнодушным и спокойным голосом может сказать, что с ней все в порядке и за нее не стоит волноваться», - рассказывает Гилева.
Она не исключает, что на бабушку оказывают давление: «То ли лекарствами пичкают, то ли, боюсь даже подумать, психотропными веществами».
Кто лжет?
Тамара Талашманова сообщила следователям, что «Феназепам» ей прописали врачи, а срок рецепта еще не истек. Ей ответили, что в Россию уже отправлен запрос по поводу выдачи ей рецепта, а также наличия или отсутствия судимости и наркозависимости. Если подозрения следователей в России опровергнут, ее отпустят, - обнадеживают Талашманову.
Но ее внучке Надежде удалось выяснить, что никаких запросов узбекские силовики в Россию не отправляли, в российское посольство в Узбекистане или в МИД России они также не обращались. Надежда лично разговаривала с руководством сысертской больницы и лечащим врачом бабушки, ее заверили, что никто выписанным Талашмановой рецептом на «Феназепам» не интересовался. При этом врачи подтвердили, что такой рецепт Талашмановой действительно выписывали и он не просрочен.
Власть в курсе
Поняв, что в одиночку не справиться, Надежда Гилева стала бить во все колокола. О ситуации с бабушкой рассказала губернатору Свердловской области Александру Мишарину, полпреду Евгению Куйвашеву, а также представителю МИДа в Екатеринбурге Сергею Хвану. Ситуацией Талашмановой заинтересовались депутаты от КПРФ и «Справедливой России». Посольство России в Узбекистане тоже уже в курсе. Все обещают помочь.
Обращение внучки Тамары Талашмановой МИД России поучил на прошлой неделе. «Оно транслировано в центральный аппарат МИДа РФ, а также в российское посольство в Узбекистане, – заявил «Вечерним ведомостям» третий секретарь министерства Алексей Чесноков. – Сейчас нам нужно разобраться в ситуации, для чего мы связываемся с узбекскими властями, чтобы понять, какое у них видение ситуации. Однако, учитывая возраст пенсионерки, мы намерены решить проблему в самые кратчайшие сроки. Возможно, что ответ из Узбекистана придет уже на этой неделе».
Что касается узбекских дипломатов, то в Генконсульстве Узбекистана в Новосибирске, в сферу влияния которого входит Уральский федеральной округ, сообщили, что о случившемся с Талашмановой ничего не знают, и наотрез отказались комментировать ситуацию, заявив, что разрешением конфликта должно заниматься посольство России в Узбекистане.
Тенденция, однако
Случай с Тамарой Талашмановой напомнил о другом жителе Свердловской области — полковнике Юрии Корепанове, который был задержан узбекскими пограничниками 30 октября 2010 года, а затем был приговорен к 16 годам заключения — за незаконный переход границы (один год) и измену родине (пятнадцать лет). Из тюрьмы его удалось вызволить только после встречи президента России Дмитрия Медведева с его узбекским коллегой Исламом Каримовым. Придется ли и ситуацию Тамары Талашмановой доводить до самых высокопоставленных ушей? Надеемся, что дело уладится гораздо быстрее.
А тем временем, в узбекском СИЗО томится турист из Казахстана Ермек Космагамбетов, который был задержан 16 марта 2012 года на узбекско-казахстанской границе. В его ноутбуке узбекские силовики обнаружили фильмы религиозного содержания и теперь обвиняют в контрабанде материалов, пропагандирующих религиозный экстремизм, сепаратизм и фундаментализм. Досудебное разбирательство продлится до 30 мая, затем в течение месяца дело будет рассматривать суд. Е.Космагамбетову может грозить до десяти лет лишения свободы.
Родственники Ермека уверены: обвинения узбекской стороны незаконны. «Ни в каких сектах, ни каких религиозных течениях Ермек никогда в жизни не состоял и не состоит, потому что он человек светский. Постоянно на дискотеках, на каких-то мероприятиях», - рассказывал в СМИ двоюродный брат задержанного.
«Бдительность — требование времени». Плакаты с лозунгами такого содержания можно часто встретить в вагонах ташкентского метро и на улицах городов Узбекистана. Но не кажется ли узбекским спецслужбам, что подчас они слишком «бдительны»? До такой степени, что готовы фабриковать уголовные дела, буквально высасывая поводы для обвинения из пальца?..