Платформа ШТАБ: «Сделать искусство частью политической практики»
«Сегодня, когда вследствие кризисной ситуации в экономике мировой общественный порядок проявляет себя все более цинично в стремлении всеми правдами и неправдами сохранить статус-кво – богатых сделать еще богаче, а бедных еще беднее; когда таким странам и регионам как Центральная Азия определена роль Третьего мира, а людям из этих стран – роль униженной и почти бесплатной рабочей силы, для нас очевидно, что привычный и доступный нам язык – язык искусства и теории - не может быть более частным и личным языком. Искусство и теория должны стать общественными инструментами борьбы за человеческое достоинство, за освобождение человека как от вековых предрассудков и традиций, так и от современных механизмов эксплуатации и угнетения. И эти инструменты должны быть доступны не только профессиональным художникам и «интеллектуалам на зарплате», но любому человеку – наемному работнику, активисту, студенту - как средства общественной эмансипации и критики, способствующие изменению существующей общественной системы».
Это строки из манифеста «Школы теории и активизма – Бишкек» (попросту ШТАБ) — недавно созданной в столице Киргизии «междисциплинарной платформы». О том, что такое ШТАБ, чем должно заниматься современное искусство и кто такой «современный художник», «Фергана» беседует с авторами и руководителями проекта — известными в Центральной Азии арт-деятелями Оксаной Шаталовой и Георгием Мамедовым.
- Что такое ШТАБ?
Оксана Шаталова: - Это независимая творческая платформа, объединяющая искусство с активной общественной позицией. Присоединиться к ней может каждый – тот, кто разделяет взгляд на то, что искусство не есть элитарная область и может быть доступно каждому. ШТАБ - это библиотека, кинозал и дискуссионный клуб, где проводятся лекции, встречи, воркшопы (cейчас, например, у нас работает Мастерская неотчужденного протеста – совместно с бишкекской ЛГБТ-организацией «Лабрис» мы готовимся к 17 мая, международному дню противодействия гомофобии и трансфобии).
Базируется ШТАБ в Бишкеке, но мы планируем работать в масштабах региона. И с сентября открываем программу резиденций для жителей других городов Центральной Азии, которые бы хотели пожить от двух до шести недель в Бишкеке и поучаствовать в работе ШТАБа. Более подробно об этом можно прочесть здесь.
- Если кажется, что с тем, что такое "теория", все более или менее понятно, то что такое «активизм»? Деятельность? Практика? Акционистское искусство? Перформансы?
Георгий Мамедов: - Для нас активизм – это в первую очередь практика, которая позволяет искусству быть включенным в процесс реальных социальных и политических преобразований, которая тем самым придает искусству новый, значимый и действенный смысл и выводит его из того гетто элитарности и нейтральности, в которое оно с настойчивой периодичностью себя загоняет. Активизм – это попытка концентрироваться не на эстетических аспектах или институциональных факторах, столь важных для искусства – организации выставок, участие в международных проектах, - а на той «силе искусства», которая может послужить реальной работе и борьбе за улучшение социальных условий, как для отдельных групп внутри общества, так и для общества в целом.
- Чего в ШТАБе больше - теории или активизма? Что важнее?
Георгий Мамедов: - У нас нет иерархии между этими двумя направлениями нашей деятельности. Мы считаем, что любая теория обретает полноту своего смысла только в практике, и в тоже время, мы считаем, что любая активистская практика должна быть теоретически осведомленной и критичной, в том числе и самокритичной.
- В первых строках вашего манифеста вы сетуете, что в современном мире «слишком много искусства, но этот мир не стал лучше, свободнее и справедливее». Разве искусство вообще призвано заниматься прикладным воспитанием или изменением мира? И «Герника» и «Черный квадрат» несут миру весть. Вы что - хотите, чтобы Пикассо с Малевичем выходили на митинги?
Оксана Шаталова: - Я не согласна, что искусство не влияет на мир. Вернее, таковое «невлияющее» искусство необходимо критиковать и подрывать. То есть, то искусство, которое, напротив, укрепляет существующий порядок, создавая отдушины-иллюзии псевдо-свободы – «сердце бессердечного мира».
Впрочем, для видимости «объективности» добавлю вот что.
Заданный вами вопрос относится к епархии старого классического конфликта: «Автономное искусство vs общественно-ангажированное искусство» - конфликта по поводу определения степени зависимости искусства от внеэстетической действительности (жизни). Впрочем, на самом деле этот конфликт не настолько стар. Он был открыто явлен лишь в Романтизме и получил полное развитие в Модернизме. В прежние эпохи искусство не могло похвастаться особой независимостью. Оно зависело от церкви, короны, заказчика и прочее. Скажем, классицистский лозунг «искусство должно поучать, развлекая» подразумевает отнюдь не независимую позицию, - здесь, напротив, искусство имеет достаточно жесткую функцию.
В Романтизме же стал развиваться дискурс арт-автономии: «искусство есть особый чудесный мир, независимый от пошлой яви». Далее, как мы помним, абстрактное искусство стало претендовать на полный суверенитет.
Противоположная позиция («искусство не автономно») также получила предельное развитие в авангарде начала XX века – в работах авторов ЛЕФа и др.
Мне кажется, что «по модулю», метафизично отстаивать какую-то одну точку зрения – то есть настаивать на одной степени не\зависимости искусства во все времена – непродуктивно и бессмысленно.
Я предпочитаю смотреть на данный конфликт диалектично и думаю, что в разные исторические моменты бывает востребована то одна, то другая концепции. Сейчас же, на мой взгляд, то время, когда искусство не может тихо дремать в уголке, упиваясь собственной значимостью.
- Какие лозунги/плакаты современное искусство может нести в мир?
Георгий Мамедов: - Мне кажется, что главный «лозунг», который искусство в лучших своих образцах несет в мир – это эмансипация. Послание русского авангарда, на который вы ссылаетесь, например, это не только радикальное преобразование формы, не только выражение индивидуального гения автора, скажем, «Черного квадрата», это еще и радикальный жест освобождения от оков традиции, «нормы», условностей, преодоление отчуждения, как художником, так и зрителем, который воспринимает искусство ни как конечный объект-шедевр, а как результат сложной критической и эмансипаторной работы, как пример такой работы, которую может осуществить каждый из нас, и не обязательно на холсте и с красками, а в своей обыденной жизни.
- Если не на митинги, то каким образом ШТАБ намерен политизировать свой теоретический опыт? Какие альтернативные тактики и пространства вы можете предложить?
Георгий Мамедов: - Митинги – это тоже вполне легитимная и приемлемая форма политизации, но нам бы хотелось политизировать и те сферы, которые не воспринимаются как часть политического пространства. Например, собственно территория искусства с ее огромными институциональными возможностями. Нам бы хотелось, чтобы такие традиционные форматы как выставка или художественная акция несли политическое послание, политизировали бы участников, как художников, так и зрителей. Нам кажется очень важным политизировать образовательный процесс. Собственно в концептуализации нашей библиотеки и публичной лекционной программы мы отказываемся от трансляции некоего «объективного мнения», а выражаем вполне конкретную и артикулированную политические позицию.
- С кем скорее ШТАБ намерен вести диалог (как форму активизма) – с властью, или с обществом? Намерены ли вы сотрудничать с политическими партиями?
Оксана Шаталова: - С гражданским обществом, то есть, с не-властными структурами. Насчет партии – пока не вижу такой партии, с кем возможно было бы сотрудничать.
- Мне, человеку выросшему в советскую эпоху, некоторые фразы из вашего манифеста напомнили марксистско-ленинскую модель классовости искусства. Близки ли вам левые или левацкие идеи, что снова становятся популярны, в частности, в России?
- Вы пишете о том, что намерены транслировать свой частный опыт эмансипации, критики и подлинной множественности в мир, полный «вековых предрассудков и традиций». Почему вы уверены, что мир нуждается в этом? Тем более - традиционные общества стран Центральной Азии?
Оксана Шаталова: - Разговор о том, в чем нуждается «мир» и в чем не нуждается – это в принципе разговор о нужности\не нужности политической позиции как таковой. Его можно задать любому человеку, имеющему те или иные убеждения. К тому же, что такое «интересы всего мира», я не представляю. И считаю, что «общечеловеческие интересы» - это иллюзия. Существуют интересы классовые, которые влияют на базовые «общечеловеческие» интересы и корректируют их.
Я считаю, что существующее мироустройство репрессирует и дискриминирует многие группы людей, - в частности, ту группу, к которой принадлежу я, поскольку мы живем в ультрасексистском мире. И я чувствую солидарность с другими группами, которые также подвергаются дискриминации во имя каких-то «традиционных ценностей», мне чуждых и непонятных. То есть, когда кто-то ворует невест, устраивает свадьбы на 50 тысяч долларов или принуждает женщин нести двойную нагрузку дома и на работе – аргумент, что это великие «традиционные ценности», на которых, как на слонах, держится мир, для меня неубедителен. Я не думаю, что, если устранить эти «ценности», мир рухнет и свершится Апокалипсис. Я думаю, что это не ценности, а вредные рудименты.
Георгий Мамедов: - Я бы хотел добавить, что мы – такая же часть общества. Мы не иностранцы в Центральной Азии, мы здесь родились и прожили большую часть жизни. Мы не транслируем какие-то чуждые, кем-то или чем-то навязанные ценности и взгляды. Совсем наоборот – наши ценности и взгляды сформированы нашим жизненным опытом именно в Центральной Азии и являются производными этого опыта.
- Среди событий, зафиксированных у вас на Фейсбуке, часто фигурирует тема ЛГБТ и ксенофобии. Это болезненные общественные вопросы. Почему ваш "активизм" начинается именно с них?
Мы также были бы рады тесно работать с другими политизированными группами, например с профсоюзами, интернационалистки настроенными группами, но мы таких пока не знаем.
- Какое отношение вообще проблемы сексуальных меньшинств имеют к искусству? Как искусство может помочь обществу помочь их разрешить?
Оксана Шаталова: - Мне не нравится слово «меньшинства», это полудискриминационное слово, поскольку «меньшинство» по дефолту является объектом для «большинства» - объектом опеки, ассимиляции, манипуляции и пр.
Если же рассуждать о том, как искусство может помочь той борьбе, которую ведет ЛГБТ-сообщество за свои права и достоинство… Искусство – это специфический язык, медиум. Одну и то же сообщение можно передать на разных языках – русском, кыргызском, английском. Вместе с тем это будут отчасти разные сообщения, поскольку, как мы помним из теории медиа, «медиум есть месседж».
Также и сообщение о том, например, что «гомофобия это абсурдное, архаичное и постыдное явление» можно передать разными средствами. Можно написать академическое исследование, можно опубликовать журналистскую статью, можно устроить ток-шоу на телевидении или выйти на улицу с лозунгами. А можно создать емкий визуальный образ и разместить в социальной сети или устроить выставку. У каждого способа выражения есть свои особенности, конвенции, преимущества и недостатки. Очевидно, что язык искусства имеет преимущества суггестивности (некой иррациональной убедительности), экспрессивности, наглядности, лаконичности. Это своеобразный «снайперский удар». Искусство универсально, поскольку адресовано одновременно и эмоциям, и интеллекту (отсюда – «волшебная сила искусства»). Один остроумный визуальный образ может оказаться более убедительным, чем академические тома.
- Вам известно, что всемирно известный казахстанский художник и акционист Канат Ибрагимов стал одним из гражданских активистов и ныне его вынужденный «перформанс» заключается в том, что он голодает в алматинском сизо в знак протеста против незаконного ареста и приговора. Почему власть так боится художника и прессует его наравне с политиками?
Георгий Мамедов: - Насколько мне известно, Канат Ибрагимов в последнее время открыто и даже агрессивно позиционировал себя на политическом поле – вступил в оппозиционную партию, выступал с политическими заявлениями, то есть, вел себя как политический активист, поэтому я не уверен - боится ли его власть как художника или же как политика.
- Является ли в самом деле «отсидка» художника его творческим актом? Перестает ли Канат быть художником тогда, когда провозглашает лозунги на митингах или проводит голодовку в сизо?
Георгий Мамедов: - Творческий акт – это, как правило, запланированное и осуществленное художником действие. Не думаю, что Канат Ибрагимов планировал оказаться в СИЗО. Если что-то и отличает художника от рядового политзаключенного – это его общественный статус, который позволяет этому аресту придать большее публичное звучание, привлечь больше внимания как внутри, так и за пределами страны. И судя по всему, Канат пользуется всеми этими возможностями.
- Где вообще граница между жизнью/политикой и творчеством? За что можно наказывать художника, а за что нельзя?
Георгий Мамедов: - Я в отличие от Каната Ибрагимова не разделяю мнения, что художник – это какая-то особенная божья тварь, которой позволено больше, чем рядовым обывателям, не-художникам. Художник несет такую же ответственность за свои поступки. Иногда эта ответственность вполне справедлива, зачастую, как в случае Каната, несправедлива, но не потому, что он художник, а потому, что в принципе ограничение свободы собраний и репрессии в отношении оппозиции, жертвой которых он стал, несправедливы. Однако, повторюсь: у художника, в отличие от большинства рядовых политических активистов, есть возможность придать этой несправедливости более драматичное политическое звучание и этими возможностями, безусловно, нужно активно пользоваться.
- По словам Каната (из интервью), художнику издревле прощали все – в рамках некой конвенции между ним и властью. Не пришло ли сегодня время подписать некий новый договор?
Георгий Мамедов: - У меня были подобные мысли - о некоем общественном договоре между властью и художником, закрепляющим за последним статус шута и скомороха - сразу после кампании против Умиды Ахмедовой в Узбекистане. Нам всем тогда удалось создать резонанс и все свелось к условному сроку, который все же оставил крайне гнетущее и удручающее ощущение. Однако с того дела произошло несколько событий, которые заставили меня довольно быстро отказаться от иллюзии о возможности автономии для искусства - после Умиды началось преследование активиста за распространение просветительской брошюры о СПИДе. В России начались преследования группы «Война», был разогнан первый антифашистский митинг 19 января 2010, преследовались активисты – художники и не художники, то есть, невозможно всех людей, имеющих иною позицию и имеющих мужество ее публично отстаивать, записать в шутов и скоморохов, и художники тут не исключение.
- Какие примеры политического художественного активизма из современного мирового процесса вы можете привести? Есть ли какие-то ориентиры, модели стратегий?
- Примеров много. Можно сказать, что сейчас в интернациональном искусстве созревает определенная тенденция, видящая искусство как форму политической практики. Определенным образом с этой тенденцией соотносятся акции «Войны» и «Пусси Райот». Открывшаяся пару недель назад Берлинская биеннале, которую курирует известный польский художник Артур Жмиевски, своей целью собственно и ставит собрать некий срез политически ангажированного искусства. Так в Берлине огромная часть выставочного пространства отдана различным группам движения «Оккупай», которые разместились на этих пространствах в палатках и продолжают свою протестную активность, на какое-то время избавившись от прессинга полиции. Если говорить об объединяющем мотиве этой тенденции, то я бы сказал – радикальная попытка разомкнуть границы искусства, придать ему новое наполнение и смысл, сделать искусство частью политической практики, тем самым придав ей большую выразительность и убедительность. Сам по себе это процесс для искусства не нов, он как бы вписан в сам «геном» искусства, и регулярно воспроизводится, но принять в нем участие и посмотреть, к каким результатам он приведет на данном витке спирали, крайне интересно и увлекательно.
Записал Даниил Кислов