Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Правозащитница Алина Орлова: «Борьба с бытовым насилием - пришло время стирать стереотипы»

09.05.2012 16:31 msk, А.Василивецкий

Казахстан Права человека

В Казахстане вот уже два года действует Закон «О профилактике бытового насилия». Однако, как и до введения закона в действие, проблема остается актуальной. Виной тому - несовершенство законодательной базы, а также традиции, негативно влияющие на правоприменительную практику.

О том, как соблюдаются и защищаются права женщин в Северо-Казахстанской области, о возможностях более эффективной работы упомянутого закона с руководителем общественного объединения «Центр поддержки женщин» города Петропавловск Алиной Орловой беседовал корреспондент «Ферганы».

- Какую именно поддержку ваш Центр может оказать женщинам, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

- Центр поддержки женщин ведет свою работу по нескольким направлениям. Одно из первых, являющееся стимулом для создания нашего общественного объединения – это защита женщин от любого насилия и дискриминации. Теперь многие женщины знают, что насилие может быть не только физическим, но также психологическим и социальным, может выражаться в форме экономического давления. В Центре работают квалифицированные юристы и психологи, консультирующие всех обратившихся за помощью.

А вот помочь с трудоустройством мы, к сожалению, не можем. В период становления организации мы пытались оказывать подобную помощь, но зачастую сталкивались с завышенным ожиданием со стороны женщин в отношении зарплаты; нередко случалось и так, что на момент обращения за помощью женщины не работали уже несколько лет. О какой квалифицированной работе может идти речь?!

Также одним из основных направлений работы нашего центра является противодействие торговле людьми. Проблема весьма злободневна, так как Северо-Казахстанская область с трех сторон граничит с Россией. В этом направлении мы работаем уже тринадцать лет. Мы долго искали источники финансирования для открытия приюта для женщин - жертв насилия и торговли людьми, и в 2011 году при нашем Центре был открыт такой приют. Он предназначен для пострадавших женщин, попавших в сексуальное рабство и освобожденных в результате оперативных мероприятий правоохранительными органами. В приюте одновременно могут проходить реабилитацию 8 женщин.

Женщины, подвергшиеся домашнему насилию, также могут находить убежище в нашем приюте, но затраты на их проживание никем, к сожалению, не финансируются. Вообще, это серьезная проблема для всего Казахстана. Специально оборудованных убежищ для женщин, пострадавших от домашнего насилия, крайне мало.

- Насколько необходима женщинам, пострадавшим от «семейного» насилия, помощь юриста?

– Практически во всех случаях необходима помощь юриста. Ведь кроме законов существует и правоприменительная практика, которой женщины почти не знают. Они обычно находятся под влиянием стереотипов, главный из которых - «не выносить сор из избы».

Не так давно в городе Петропавловске произошел случай, наш Центр помогал пострадавшей женщине. Муж запер ее в их комнате в общежитии и три дня в пьяном угаре жестоко избивал, используя все, что попадалось под руку, а после этого отправил ее в магазин за пельменями, где она потеряла сознание. Травмы были столь серьезные, что пришлось делать внутричерепную операцию. Представьте себе наше удивление, когда на процессе от судьи мы слышим следующие вопросы потерпевшей: «А может, вы сами дали мужу повод? А может быть, вы гуляли или что-то еще?». Неизвестно, какое решение он бы вынес, если бы адвокат, которого нанял наш Центр для защиты прав и интересов этой женщины. И это тоже довольно стереотипный подход.

- А сколько женщин обращается к вам с подобными проблемами?

- Каждую неделю на «горячую линию» телефона доверия в нашем Центре поступает по пять-шесть звонков от женщин, нуждающихся в помощи. Конечно, не всем необходима неотложная помощь, кому-то нужен только совет, но есть множество случаев, когда требуется срочное вмешательство правоохранительных органов и общественности. Таких женщин мы связываем с полицейским подразделением по защите женщин от насилия, в партнерстве с которым мы работаем более 13 лет.

- А какие категории женщин ищут у вас помощи?

- Если говорить о тенденциях, то было бы неправдой сказать, будто от домашнего насилия страдают только малообеспеченные женщины. Увы, даже образованные, обеспеченные и состоявшиеся в профессии женщины от него не застрахованы.

А относительно национального состава обратившихся можно сказать, что в начале нашей работы в Центр обращались в основном русские женщины. Сейчас ситуация значительно изменилась, в последние годы процент обратившихся казахских женщин стал гораздо выше. Но этот процесс можно объяснить демографическими изменениями, происходящими на территории Северо-Казахстанской области, связанными с большим притоком казахского населения из других регионов, в том числе и с юга.

- Оралманы тоже к вам обращаются?

– Да, их семейные проблемы ничем не отличаются от проблем коренного населения. В нашем регионе им приходится туго, процесс ассимиляции очень сложен, так как наш климат весьма суров для репатриантов из стран с более мягким климатом - Узбекистана, Таджикистана, Каракалпакии, Монголии. Кроме того, оралманы, в большинстве своем, составляют довольно замкнутые сообщества, тяжело идущие на контакт с коренными представителями этноса, живущими по соседству. Будем надеяться, что следующему поколению репатриантов, выросшему на казахстанской земле, будет значительно легче.

- Приток выходцев из южных регионов, более исламизированных, создает какие-то проблемы для местных женщин?

- Атмосфера в обществе, конечно, постепенно меняется. И появляются представители радикальных религиозных течений, которых еще несколько лет назад просто не было заметно. Даже в Петропавловске бывали случаи, когда женщин под угрозой увольнения заставляли на работе носить хиджаб, одеваться так, как в представлении их работодателей «предписывают» религиозные традиции, хотя казашки исторически никогда хиджабы не носили.

В одном из крупных охранных агентств нашего города, рекламу которого можно везде увидеть, руководством был введен дресс-код, предписывающий ношение хиджаба всему офисному персоналу женского пола.

Кроме того, в город приезжает немало жителей Турции, Азербайджана, Чечни. Если местная девушка выходит замуж за представителей этих национальностей, то у нее появляются определенные ограничения и в одежде, и в поведении.

- Вы принимали участие в разработке действующего в Казахстане Закона «О профилактике бытового насилия». Насколько он, с вашей точки зрения, эффективен?

- Представители общественности очень серьезно подошли к разработке закона, в ходе работы над ним мы проводили анализ соответствующих нормативных актов США, Израиля, Европейских стран. Вся обработанная информация вместе с нашими пожеланиями была передана разработчикам закона в МВД, но, к сожалению, по причинам частой ротации кадров, оказалась мало востребована. Закон от 2009 года, на мой взгляд, оказался «сырым». И, хотя официальная статистика свидетельствует о снижении случаев домашнего насилия после принятия данного закона, не стоит забывать, что большинство женщин, подвергшихся домашнему насилию, в полицию предпочитают не обращаться, а отсюда вывод: подобных преступлений гораздо больше, чем фиксируется.

За два года работы Закона уже появились конструктивные предложения по его улучшению. Например, нужна норма о выдворении насильника вне зависимости от того, кому принадлежит жилье, то есть, не пострадавшая жена должна с детьми прятаться по подъездам, а именно тот, кто распускал руки, должен быть выдворен из помещения.

Также в действующем законе есть понятие «защитное предписание», то есть, запрет на новый контакт насильника с жертвой. Но беда в том, что сейчас этот защитный ордер имеют право подписать начальник ГУВД или РОВД. А если семейная драма разыгрывается в выходные, и их элементарно нет на месте? Этот список можно продолжить.

Женские неправительственные организации подготовили ряд поправок в Закон «О профилактике бытового насилия» и предоставили их на рассмотрение в парламент, но именно в это время парламент «скоропостижно» объявил о самороспуске. В январе текущего года был сформирован новый состав парламента и нам остается только надеяться, что для такого важного документа у депутатов нового созыва скоро найдется время.

- Ваша деятельность как-то поддерживается государством?

- Основная статья нашего финансирования - это иностранные гранты. Отрадно отметить, что уже несколько лет государство взяло на себя обязательство частично финансировать краткосрочные социально-значимые проекты.

К тому же правоохранительные органы на местах понимают, что без поддержки общественности полиция самостоятельно не способна снизить уровень домашнего насилия.

Беседовал Алексей Василивецкий

Международное информационное агентство «Фергана»