Суд над журналисткой Еленой Бондарь: Терминальная стадия узбекского правосудия
19 апреля 2012 года адвокат Сергей Майоров подал кассационную жалобу на постановление Юнусабадского районного суда города Ташкента, который признал виновной независимую журналистку Елена Бондарь по статье 184-3 Кодекса об Административной ответственности Республики Узбекистан («Изготовление, хранение или распространение материалов, пропагандирующих национальную, расовую, этническую или религиозную вражду») и приговорил ее к выплате штрафа в 6.292.000 сумов (примерно 3400 долларов по официальному курсу и около 2230 долларов по реальному).
Суд решил, что Елена Бондарь писала комментарии на сайт «Фергана.Ру» под именем «Ольги Старковой» и разжигала в этих комментариях межнациональную и другую вражду. Никаких доказательств причастности Бондарь к этим комментариям, как и то, что они разожгли-таки рознь, приведено не было.
Предыстория
Напомним кратко суть произошедшего (подробнее предысторию можно прочитать в статье Узбекистан: Журналистке Елене Бондарь «шьют» новое дело). В сентябре 2011 года на сайт информационного агентства «Фергана» пришло письмо, подписанное некоей «Ольгой Старковой». В письме говорилось, что власти Узбекистана хотят закрыть ташкентский филиал Тюменского государственного университета, что это ущемляет права русскоязычного населения, что руководство филиала уже направило призывы о помощи в российское посольство и в международные организации. Поскольку у «Ферганы» в Ташкенте нет своих корреспондентов, мы попросили независимую журналистку Елену Бондарь уточнить эту информацию.
Елена уточнила. Оказалось, что речь шла не о филиале ТюмГУ, а об ООО «IQ Land Servis», которое оказывает Тюменскому государственному университету информационные и прочие услуги (позже редакция «Ферганы» получила подтверждение из ТюмГУ, что никакого филиала у них в Ташкенте нет, но с «IQ Land Servis» ТюмГУ сотрудничает). Елена узнала, что в этом ООО, действительно, работает менеджер-консультант по имени Ольга Старкова, но она никаких писем на «Фергану» не писала. Елена Бондарь поговорила со Старковой (один раз лично, второй - по телефону), после чего предпочла забыть эти разговоры как страшный сон. Ни о Старковой, ни о ее начальнике Сафине, ни об этом ООО «IQ Land Servis» Бондарь ни слова не написала на «Фергане».
Спустя более чем пять месяцев, 7 февраля 2012 года, Ольга Старкова и директор ООО «IQ Land Servis» Павел Сафин подали в суд на Елену Бондарь. Их признали потерпевшими, на основании чего - загадка. Логика обвинения была такая: с сентября 2011 года на сайтах «Фергана» и Uznews.net стали появляться комментарии про «ташкентский филиал ТюмГУ», подписанные «Ольгой Старковой», в которых критиковались порядки в Узбекистане. Елена Бондарь приходила и звонила Старковой с расспросами по поводу этих комментариев. Значит, Бондарь сама и писала эти комментарии, желая разжечь межнациональную вражду и опорочить ООО «IQ Land Servis» - а с ним и весь Узбекистан.
То есть люди не летают, крокодилы тоже не летают, значит, люди - это крокодилы. Логично.
Суд с этими доводами согласился, и Елену Бондарь признали виновной.
Претензии потерпевших
Общий смысл претензий потерпевших выразила Ольга Старкова, которая трагически возопила на суде, указывая на Бондарь: «Избавьте нас от этого зла!». Ничего более конкретного у нее сформулировать не получилось. Если начать вдаваться в подробности, от абсурда начинает сводить зубы.
Например, потерпевшая утверждала, что своими расспросами (по телефону или в закутке маленькой комнатки, в присутствии пары студентов) Бондарь «способствовала разжиганию межнациональной и этнической вражды». Адвокат Сергей Майоров спросил у Старковой: «И как, успешно разожгла?» - «Нет, - гордо ответила Старкова. - На меня не подействовало». - «Значит, цель разжигания вражды не достигнута?» - «Нет!»
Речь на суде зашла о комментариях на «Фергане» и «Узньюс», подписанных «Ольгой Старковой». Потерпевшая Ольга Старкова утверждает, что никаких комментариев не писала, но узнала в них «речевые обороты», которые использовала в беседе с Еленой Бондарь: «гражданская позиция» и «я, например, никогда не пряталась за другие имена». По мнению суда, это «доказывает», что комментарии от имени «Ольги Старковой» писала не сама Старкова (узнавшая в них свои «речевые обороты»), а Бондарь, которая эти «обороты» услышала от Старковой во время короткого разговора.
Тут мы мысленно добавляем от себя пару выразительных «речевых оборотов». А вслух удивимся цинизму Ольги Старковой, которая делает вид, что «гражданская позиция» - это ее авторский речевой оборот (она, видимо, и слов таких в своем окружении не слышала). И судья М.Ахмедов тоже уверенно посчитал, что в Узбекистане по таким «оборотам» можно вычислить автора - ну откуда каким-то комментаторам в интернете знать, что такое «гражданская позиция»?
Экспертиза
Была еще экспертиза, которую проводил Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ). На этом тексте нужно остановиться немного подробней. Эксперты выяснили удивительные вещи.
Первое. На сайтах «Фергана» и «Узньюс» опубликованы комментарии, подписанные пользователем «Ольга Старкова». Эти комментарии содержат «призыв к массовым протестам в Узбекистане, призыв к изменению системы государственного управления, разжигание межнациональной розни, критика действий властей».
Второе. На сайте «Фергана» обнаружена статья «Наркологи Узбекистана работают под грифом «Совершенно секретно», подписанная Еленой Бондарь. Экспертиза не утверждает, что статья клеветническая, но УзАСИ рекомендует автору «обратиться в уполномоченные органы власти и управления для выяснения достоверности приведенных сведений в статье».
Третье. Эксперты выявили на «Фергане» и «Узньюс.нет» статьи, которые не подписаны Бондарь, но информация в которых «приводится на основании слов и действий Бондарь».
В тексте экспертного заключения не говорится, что комментарии «Ольги Старковой», статья Бондарь и статьи, где цитируют Бондарь, чем-то связаны между собой. Единственное, что объединяет все три пункта, - все обнаруженные тексты не комплиментарны по отношению к Узбекистану.
На этом выводы экспертизы заканчиваются.
Однако суду этого оказалось достаточно, чтобы признать Бондарь автором комментариев «Ольги Старковой».
К слову: у нас на «Фергане» встречаются статьи, написанные «на основании слов и действий» Ислама Каримова. Можем ли мы считать на этом основании, что президент иногда пишет нам комментарии под псевдонимом «Ташкентский»?
Полностью ознакомиться с экспертизой УзАСИ можно ознакомиться, кликнув на картинки ниже (открываются в новом окне)
Отдельно - о комментариях
К лингвистическим и другим подобным экспертизам, которые проводятся узбекскими официальными институтами, у меня особое отношение: никогда не знаешь, в чем именно они углядят провокацию. Для них и цветок в поле - символ протеста. Мы помним, как в чудесных фотографиях Умиды Ахмедовой эксперты вычитали «клевету на узбекский народ».
Ядгор Норбутаев - о механизме судебной расправы над Еленой Бондарь и другими независимыми журналистами и художниками в статье «Сучья служба»
Вот комментарий того же пользователя от 9 сентября (орфография сохранена): «Правоохранителные органы Узбекистана фабрикуют дело против центра дистанционного образования Тюменского гос университета в Ташкенте. На мой взгляю это очередной плевок в стоону России. Может наконец стоит Рссии задуматься? И заступиться за русских в Узбекистане». Эксперты УзАСИ увидели в этом косноязычном безграмотном абзаце «попытку разжечь межнациональную рознь».
В комментарии от 16 сентября, подписанном «Ольгой Старковой», говорится (орфография сохранена): «Во всем Узбекистане творится беспредел, рыба гниет с головы. Республика катится в пропасть. Необходимы реформы, а может и вмешательство третих сил, т.к. беспредел достиг невероятного маштаба». УзАСИ делает вывод: «Информация о необходимости вмешательства «третьих сил» т.к. в стране «беспредел», могут привести к панике, к массовым беспорядкам, а также к совершению гражданами противоправных деяний».
В этой экспертизе все удивительно. Например, выводы УзАСИ, что выражение «необходимы реформы» означает призыв к насильственному изменению конституционного строя. Все эти комментарии, написанные с ошибками от имени «Ольги Старковой», по мнению экспертизы, «дискредитируют Республику Узбекистан в глазах мирового сообщества, выставляя ее как «коррумпированную страну».
Вопросы к суду и следствию
Главный вопрос, остающийся без ответа: какое отношение комментарии, подписанные «Ольгой Старковой», имеют к Елене Бондарь? Вам кажется, что закон нарушил некий пользователь по имени «Ольга Старкова»? Так давайте, ройте землю, ищите этого комментатора и привлекайте к ответственности. Или привлекайте к ответственности СМИ, которое пропустило эти комментарии на ленту. Где результаты поисков?
Почему суд решил, что эти комментарии на «Фергане» вообще писала Елена Бондарь, а не Даниил Кислов, например? Или не Мария Яновская? Где доказательства? Я, например, тоже считаю Узбекистан коррумпированной страной, я тоже, как и пользователь «Ольга Старкова», уверена, что стране необходимы реформы и что отправлять детей на хлопок преступно.
Если «речевые обороты» в комментариях «повторяют речевые обороты» диалога Старковой и Бондарь, то на основании чего суд решил, что эти комментарии писала все-таки Бондарь, а не сама Старкова? Еще раз - где доказательства?
И почему Старкова предъявляет претензии не к СМИ, которое печатает дискредитирующие ее имя комментарии, а к журналисту, который не работает в этом СМИ и эти комментарии не писал? Почему бы Старковой не предъявить эти претензии к Папе Римскому, например? Тем более что у Бенедикта XVI с русским языком так же плохо, как и у комментатора «Ольги Старковой»…
Суд
Постановление суда
Заседание длилось недолго, около получаса. Ни Елене Бондарь, ни ее адвокату заранее не дали возможности ознакомиться с материалами дела. Когда они заявили, что хотели бы перенести заседание, чтобы все прочесть (а некоторые документы нужно было переводить с узбекского), то судья предложил воспользоваться услугами государственного переводчика и дал на все про все 30 минут. Государственному переводчику Елена Бондарь и Сергей Майоров доверять не стали.
На суде Елену посадили рядом со Старковой и Сафиным, подальше от адвоката. Когда судья решил допросить Бондарь, то Старкова и Сафин азартно вмешивались, перебивали, дополняли и комментировали ответы Бондарь.
На подготовку приговора у судьи ушло минуты три. Судья М.Ахмедов постановил, что «Бондарь Е., неофициально работая журналистом «Ферган.ру», распространила в средствах массовой информации на сайте «Ферган.Ру» под именем «Ольга Старкова», в котором содержит призыв к массовым протестам в Узбекистане, призыв к изменению системы государственного управления. Разжигание межнациональной розни, критика действий властей» (орфография сохранена).
Кассационная жалоба была подана 19 апреля. Адвокат полагает, что она будет рассмотрена до конца апреля.
Полностью текст жалобы можно прочесть здесь.
Если судебное решение не будет отменено Ташкентским уголовным судом, а в течение года после оплаты штрафа Елене Бондарь будет предъявлено такое же (или похожее) обвинение, - то это вызовет уже уголовное преследование, с наказанием в виде лишения свободы.
Мария Яновская
Международное информационное агентство «Фергана»