Вузы Ташкента: Что творится в архитектурно-строительном?
Я прочла множество статей о несправедливости, творящейся сейчас в вузах Узбекистана, и захотелось описать ситуацию в Ташкентском архитектурно-строительном институте. А она оставляет желать лучшего.
Самое болезненное: в очередной раз подняли стоимость обучения по контракту. Пора бы уже привыкнуть — повышают-то каждые полгода, но упрямо пытаешься верить в лучшее.
Сначала студентов заверяли, что тех, кто заплатит установленную ранее сумму до первого марта 2012 года, повышение не коснется. Большая часть студентов так и поступила в надежде, что хоть в этот раз руководство вуза сдержит свое обещание. Ан нет.
Уже второго марта на дверях института появилась бумажка, в которой говорилось, что, мол, в связи с непомерными затратами на обучение студентов сумма контракта повышена на 20 процентов от ранее оговоренной суммы, и те, кто рассчитался с вузом ранее, должны доплатить разницу. Хотя в договоре, подписанном с вузом перед началом учебы на первом курсе, институт брал на себя обязательство «своевременно (за месяц до начала учебного процесса) сообщать установленные размеры оплаты за обучение на предстоящий учебный год».
А стоимость обучения в ТАСИ до последнего повышения, прошу заметить, составляла 3.360.000 сумов (1208 по реальному курсу или $1834 по официальному). Немало, согласитесь?
Возникает вопрос: на что им не хватает денег? В зимнее время года температура в аудиториях, начиная с третьего этажа, не поднималась даже до 15 градусов, по седьмому этажу свободно разгуливают мыши, лифт «ломается» с периодичностью в 4-5 часов и обязательно с утра, когда студенты торопятся на пары, на которые стабильно опаздывают преподаватели. И ничего не меняется.
Впрочем, стоимость обучения выросла не только в ТАСИ, но и в других вузах. В некоторых сумма контракта достигла 4.800.000, многие бросают учебу, в том числе уходят из магистратуры.
Самое обидное: на квитанциях, выданных студентам, оплатившим контракт до 1 марта 2012 года, стоят печать и надпись «ОПЛАЧЕНО 100%». Так раз уж оплачено сто процентов, то сколько еще нужно, чтобы им, наконец, хватило уже?!
Может быть, контракт дорожает потому, что стипендии подняли? И, видимо, именно поэтому установили жесткую квоту на «отличную» стипендию: ее может получать лишь один человек в группе. Чтобы определить самого достойного, руководство вуза даже выбрало несколько предметов, «пятерку» по которым на экзамене может поставить лишь комиссия из преподавателей, коих надо убедить в своих знаниях. В итоге, если в группе на «отлично» претендует всего один студент, свою «пятерку» он получит, если же количество претендентов больше одного, то тут уже как получится: выиграет тот, кто больше заплатит за «пятерку», или у кого пропусков меньше, или у кого глаза красивее.
Впрочем, писать о взяточничестве и прочих «прелестях» нашего образования ни к чему, это и так всем известно, есть другие возмутительные моменты.
Например, многие преподаватели, примерно 60 процентов, постоянно опаздывают на свои же пары: опоздание на 10-15 минут уже норма. А войдя в аудиторию, еще и кричат на присутствующих: «Вы чё, вообще охамели? Где остальные?». Есть такие, что и мата не гнушаются.
Некоторые преподаватели появляются на занятия и вовсе в нетрезвом состоянии, например, такое себе позволяет Е.Куранов с кафедры архитектурного проектирования.
Отчисление за прогулы - отдельная тема. Нет, конечно, ясно, что пропускать занятия нельзя и все такое. Но откуда брать деньги на оплату контракта? Четыре миллиона сумов за год обучения - немаленькая сумма за наше паршивенькое образование. По моему глубокому убеждению, 60-70 процентов студентов не являются чадами драгдилеров или счастливых обладателей нефтяных башен. Многие пытаются подработать где-то, вот и пропускают лекции, тем более, что от большинства из этих пар толку нет.
Примерно 30 процентов преподавателей вообще не могут работать с «европейскими» группами, ибо уровень их владения русским языком оставляет желать лучшего. Причем если даже вся группа заявляет, что не понимает ни слова из того, что говорят эти лекторы, они невозмутимо продолжают твердить свое. А когда студенты жалуются на них в деканат, им дают понять, что перемен ждать не стоит: преподавателей некем заменить.
Недавно в ТАСИ появилась новая «примочка»: два раза в неделю — по понедельникам и четвергам — после полудня все студенты строем обязаны выдвигаться в главный корпус для прослушивания лекций по книгам нашего Великого Вождя, которые читают преподаватели с кафедры менеджмента. Они налегают на последнюю книгу Ислама Каримова «Ўзбекистон мустакилликка эришиш остонасида» («Узбекистан на пороге достижения независимости»). Она издана на узбекском языке, нам читают на русском.
На этих лекциях присутствует все руководство института во главе с ректором. Как правило, их появление сопровождается окриками по поводу внешнего вида студентов: «Где ваши галстуки?!» и тому подобное.
За три пропуска этих чтений, независимо от причины, грозят отчислением. Третьи пары, стоящие в эти дни в расписании, попросту отменяются, наверстывать их никто не собирается. Говорят, что недели через три «каримовские чтения» закончатся, обещают поставить зачет.
Недаром в вузе говорят: «Только здесь люди, пришедшие за специальностью и техническим образованием, получают убойную дозу гуманитарных наук. Ведь архитектор должен уметь все: и с двух рук стрелять, и крестиком вышивать».
В институте есть люди, которым надоело такое положение дел, надоело молчать, но они не знают, как изменить ситуацию.
Читательница «Ферганы», Узбекистан, Ташкент
Международное информационное агентство «Фергана»