Больше трех не собираться. В Узбекистане запрещены Хэллоуин, флэшмоб и City Quest
Как мы уже сообщали, с нынешнего года День Святого Валентина, традиционно отмечающийся на Западе и в России 14 февраля, в Узбекистане запрещен. По указу властей вместо него празднуется день рождения поэта и полководца Захириддина Мухаммада Бобура, не чуждого однополой любви и алкогольных возлияний.
Властям стремящейся стать абсолютно независимой от «чуждых влияний» страны, конечно виднее. Однако узбекская молодежь от такого нововведения не в восторге. Еще год назад влюбленные парочки всех национальностей прогуливались вечерами по Скверу, фотографировались возле памятника Амира Темура, а далее следовали в кафе и ночные клубы, отмечать праздник. Сегодня шумных компаний на улицах города не видно.
«Страшный Хэллоуин»
Причиной того, что молодые ребята стараются держаться подальше от Сквера и его тщательно охраняемых окрестностей, служит печальный опыт Хэллоуина, прошедшего 30 октября 2011 года. В тот день ташкентская молодежь, раскрашенная и в костюмах, разгуливала вечером по центру города, по завершении гуляний намереваясь разбрестись по клубам. Торжество продолжалось недолго: кто не успел убежать, попал в РОВД.
«Хэллоуин - веселый праздник. В этот день взрослые и дети надевают костюмы сказочных героев, наносят себе грим и устраивают маскарад. По давно сложившейся ташкентской традиции начальным местом «шабаша» является «Бродвей». Все собравшиеся фотографируются друг с другом, большой и дружной компанией идут к памятнику Амира Темура, к Алайскому рынку, а затем гуляют и расходятся по кафешкам и клубам», - рассказывает один из участников костюмированного шествия.
По его словам, каждый год во время шествия на улицах узбекской столицы присутствует большое количество сотрудников милиции: «Они следят за порядком, и в принципе не мешают веселью».
Хэллоуин в Ташкенте, 2008 год, фото Pr.uz
В прошлом году на праздник пришло много народа. «Все мирно общались и фотографировались. Но вскоре некоторые почему-то стали по очереди взбираться на памятник, кто - на коня, кто - рядом с Амиром Тимуром. Не думаю, что именно из-за этой шалости, но всех гуляющих поблизости начали задерживать и забирать в РОВД», - рассказывает наш собеседник.
«Тут начинается самое интересное. Мы с моим другом, оба в повседневной одежде, но с рисунками на лице, идем к друзьям в сторону ОДО (Окружной Дом Офицеров). Здесь люди в гражданском и милицейской форме, оказывается, ловят всех прохожих и сажают в машины. Мы попали в «число избранных». Только по пути мы узнали, что нас везут в РОВД Юнус-Абадского района».
По словам рассказчика, ребятам не объяснили, в чем их вина, и что именно противозаконного они натворили.
«В РОВД я понял, что мы не одни «такие везучие», там стояло еще человек двадцать-тридцать нормальных молодых ребят в возрасте от 17 до 22 лет, в костюмах и макияже. Только там мы все и познакомились. Милиционеры в это время фотографировались с раскрашенными. Нам никто ничего не объяснял, почему мы здесь, и сколько времени еще пробудем», - рассказывает он.
Впоследствии милиционеры переписали паспортные данные каждого задержанного, место его работы или учебы, взяли контактные телефоны и объяснительные, в которых каждый написал, что в честь Хэллоуина пошел гулять в костюмах с друзьями по городу. «Выпустили нас в 12 ночи, спустя более трех часов после задержания. Никакого протокола или акта задержания не было».
Спецслужбы еще страшнее
«На следующий день я пришел с работы в семь вечера. От родителей узнал, что звонили из СНБ (Служба национальной безопасности Узбекистана, преемница советского КГБ. - прим. ред.), просили приехать. Позже они еще раз позвонили и уже потребовали явиться к ним немедленно. Мы ответили: ждем адвоката, приедем вместе с ним, назовите адрес. Они положили трубку, а я так никуда и не поехал».
Те, кто ездил, рассказали, что в СНБ их по-настоящему допрашивали: выясняли, кто является «организатором» и каким образом все молодые люди узнали про праздник. «Они, похоже, про Хэллоуин и слыхом не слыхивали, и не верили, что тысяча человек может вдруг запросто придти отмечать его на Сквер. Потом всех отпустили, но пригрозили, чтобы они никому не рассказывали об этой беседе», - говорит собеседник.
Назавтра всех задержанных снова забрали в участок: «Милиционеры заявились к нам домой в 7 часов утра и отвезли меня снова в Юнус-Абадское РОВД. Там были и другие «участники Хэллоуина» с родителями. Все стояли на улице и ждали начальника до 11 часов. В кабинет вызывали по очереди, предъявляли обвинения по статье 201 Административного Кодекса «Нарушение порядка организации, проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций». Хотя всех забирали в разных частях сквера и в разное время».
«В пять вечера из РОВД нас повезли в Юнус-Абадский суд по гражданским делам. Мы пытались объяснить судье, что никаких митингов не было, мы просто гуляли. Никто нам не возражал, но назначили штраф по статье 201 в размере двух минимальных заработных плат. В итоге - испорченное настроение, пропущенный рабочий день, допрос в органах безопасности и штраф в размере 114.000 сумов ($40 по черному курсу). Ни за что!» - заключил наш собеседник.
Следует отметить, что по статье 201 Административного Кодекса Республики Узбекистан, как правило, привлекают к ответственности правозащитников Узбекистана и оппозиционеров, устраивающих несанкционированные публичные акции.
Чем провинился флешмоб?
Движение флешмоб в Узбекистане существует аж с 2004 года. Началось все с того, что молодые и практически незнакомые друг с другом ребята организовывали различные акции в разных частях города, удивляли прохожих. По словам моберов, в конце концов их уже стали узнавать на улицах и останавливаться, чтобы специально посмотреть на зрелище.
Один из флэшмобов в Ташкенте, на Алайском базаре, 2009 год, фото Pixland.uz
«Моя первая акция называлась «Интернет-кафе под открытым небом»: собираются участники, достают клавиатуру от компьютера и создают видимость, что что-то печатают. Акция длилась пять минут. Затем все разошлись в разном направлении. Было весело видеть удивленные лица прохожих, не понимающих, что это мы делаем и зачем?» - рассказывает один из ташкентских флешмоберов.
Подобные акции проходили нечасто - каждые две недели организаторы предлагали идеи, которые публиковались на сайте Flashmob.uz (в данный момент сайт не доступен), затем по ним проводилось голосование. Участники выбирали какую-то одну из акций, а затем в назначенное время проводили ее в определенном месте. Среди акций флешмоберов, в частности, было и нечто вроде траурного митинга: шествие со свечами в руках на территории центрального Сквера - в память о безжалостно уничтоженных властями сотнях вековых деревьев.
Как стало известно «Фергане», осенью 2011 года некоторые из запланированных ранее акций и различных уличных игр ташкентским флешмоберам провести не удалось. И все потому, что к ним внезапно проявили интерес сотрудники правоохранительных органов.
«В сентябре 2011-го моберам не удалось провести игры в стиле City Quest (вид интеллектуально-развлекательных игр в реальных условиях города. – прим. ред.). Едва участники собирались, чтобы начать игру, приезжала милиция и всех разгоняла. Возможно, они узнавали о месте встречи на нашем сайте…» - продолжает флешмобер. «Мы не делали ничего противозаконного, старались не провоцировать правоохранительные органы. Летом, например, у нас вообще каникулы, так как в городе каждый год усиление режима в связи с днем Независимости...».
«Угроза обществу» устранена
10 февраля 2012 года администраторов сайта Flashmob.uz тоже вызывали в СНБ. Моберы почти ничего не рассказали о беседе со спецслужбистами остальным участникам движения, но известно, что в «конторе» им настоятельно «посоветовали» прекратить свою деятельность. «Сказали, что либо сами ликвидируетесь, либо мы вас».
«На сайте флешмоба было много информации об участниках, в том числе, и наши адреса, и фотографии, и контактные телефоны. После этой беседы администраторы сайта сразу же его закрыли. Но дело не в сайте, где-то собраться мы и без Интернета сможем, но теперь получается, что нас в любой момент могут арестовать», - сетуют моберы.
По их мнению, сотрудников службы безопасности тревожит сама вероятность того, что довольно большое количество людей, объединенных общей идеей, может совершенно не санкционированно и внезапно собраться в любом месте. То, что молодежные развлечения пока не имеют никакого отношения к политике и не представляют угрозы обществу, не важно.
Таким образом, власти Узбекистана, включая президента этой страны, лишь декларируют «стремление к демократии» и развитию гражданского общества. На деле правительство с каждым годом все более жестко подавляет любое проявление социальной активности, даже самое безобидное.
Соб. инф.