Серикжан Мамбеталин: «Жанаозен был использован властью, чтобы включить репрессивную машину»
«Фергана» начинает новую серию публикаций в рубрике «Свободная трибуна». Мы предоставляем политикам центральноазиатского региона возможность рассказать, как они видят сегодняшнюю ситуацию, какие проблемы являются самыми серьезными и каковы способы их решения. Открывает рубрику Серикжан Мамбеталин, лидер казахстанской партии зеленых «Руханият». Политик уверен: события 16 декабря в Жанаозене стали рубиконом для власти, и теперь Жанаозен будет использован для того, чтобы включить репрессивную государственную машину. «Очевидно, что авторитарные правители России, Белоруссии и Казахстана выбрали китайский путь «управляемой демократии». Создание биполярного мира, где на одной стороне США и Евросоюз, на другой - Китай и Евразийский союз, - становится реальностью», - уверен лидер казахстанской партии зеленых «Руханият».
15 января прошли парламентские выборы в Казахстане. Многие ожидали их с интересом, с учетом того, что это последние выборы при нынешнем президенте. И возможно, последние выборы в казахстанский парламент вообще. Почему, объясню чуть ниже.
До 15 января в Казахстане был однопартийный парламент и пожизненный президент. В мире не так много стран с таким недемократичным сочетанием, точнее, всего три. Северная Корея, Куба и Казахстан. (В Туркмении тоже пожизненный президент и единственная зарегистрированная партия в парламенте - ред.) Государству, недавно сдавшему пост председателя ОБСЕ, просто необходимо было выбрать многопартийный парламент. За 20 лет партийная система развивалась не благодаря государству, а во многом вопреки, и вот результат - в Казахстане нет устоявшихся, сильных партий, со своей идеологией и стабильным электоратом. Правящую «Нур Отан» партией назвать можно с натяжкой, это больше министерство пропаганды и идеологический отдел ЦК, тем более что принципы КПСС там полностью сохранены: взносы, ячейки, выговоры, возможности для карьеры и даже собственная ВПШ (высшая партийная школа). Единственное, что отличает «Нур Отан» от КПСС, так это полное отсутствие идеологии. Декларируемая «народно-демократическая» идеология сохранилась только в Северной Корее и в названии правящей партии в Казахстане.
События 16 декабря в Жанаозене стали рубиконом для власти. До этого у нее на руках не было крови. Более того, Нурсултан Назарбаев всю жизнь стремился получить Нобелевскую премию мира, о которой теперь придется забыть. Судя по его реакции, президент не ожидал, что подавление забастовщиков будет сопровождаться такими жертвами. По официальной версии, 17 человек погибло, хотя в Германии на его встрече с Ангелой Меркель уже прозвучала цифра 14. Такими темпами через полгода заявят, что жертв вообще не было.
Сейчас я помогаю международной организации «Врачи без границ» направить в Жанаозен миссию для помощи раненым, но у нас нет точных данных об их количестве. Хотя не произошло ни землетрясения, ни цунами, там много пропавших без вести, которых с большой долей вероятности нужно отнести к погибшим. Данные засекречены, а МИД поспешил объявить, что международные организации и миссии не будут допущены в Жанаозен.
Так кто же все-таки виноват в случившейся трагедии? Можно ли было избежать кровавой развязки изначально мирного противостояния? Семь месяцев нефтяники мирно стояли на площади. При этом требования были только экономические. Власть же сама отказалась договариваться мирным путем. Если бы хотела, то не стала бы сажать профсоюзного лидера Наталью Соколову по надуманным мотивам и отнимать у нефтяников единственного грамотного переговорщика. Парадоксальная ситуация: Мангыстау является основным донором бюджета, а требования представителей отрасли, приносящей в казну основные деньги, не удосужились выслушать ни президент, ни премьер. Я лично знаю предыдущего владельца компании «Каражанбасмунай», индонезийского бизнесмена. Несмотря на низкие цены на сырую нефть в те годы, социальные требования не выдвигались, вахтовый поселок нефтяников был лучшим в Западном Казахстане, а в Актау был даже построен яхт-клуб для школьников. При сегодняшних ценах на нефть не договориться с нефтяниками и вообще допустить многомесячную забастовку - свидетельство полной неэффективности управления в отрасли. Это как резать курицу, которая несет золотые яйца. И прав президент, что отстранил Тимура Кулибаева от руководства «Самруком» (фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» - ред.) и акима Мангыстауского региона за явные провалы в работе. Но это совсем неадекватные меры в ответ на расстрел - даже пусть 17-ти рабочих.
Министр МВД, министр труда и социальной защиты и их непосредственный руководитель, премьер-министр страны, должны быть отправлены в отставку и отданы под суд. Только так можно успокоить население, которое до сих пор ждет справедливого наказания виновных. Но после выборов ожидаемой отставки премьера не случилось, что еще больше укрепило подозрения в том, что Карим Масимов назначен не без помощи Пекина и президент не в силах снять его.
Вместо этого власть начинает преследовать оппозиционных политиков и журналистов. Брошены в тюрьму и ждут оглашения приговора практически все основные оппоненты власти. Которые, кстати, на протяжении всей забастовки предупреждали о необходимости адекватно отреагировать на требования нефтяников.
Теперь же власть пытается переложить вину на оппозиционные партии, намекает на заграничный след. Договорились чуть ли не до того, что забастовка была организована и профинансирована беглым банкиром Мухтаром Аблязовым - не предоставив ни одного факта в доказательство. Интересно представить, как туда можно было незаметно отправлять наличные деньги под носом у спецслужб. Да если бы они нашли хоть один факт финансирования, то уверен, об этом раструбили бы на всю страну посредством Хабара и Егеменды Казахстан. Более вероятной представляется версия, что протест нефтяников искусно подогревался людьми в окружении президента. Точнее, ястребами, которые не хотели допуска в парламент демократических сил. Которым нужен абсолютно лояльный и ручной парламент, проголосующий, если придется, за самый спорный и противоречивый закон или решение.
Ретроспективно анализируя причины снятия нашей партии «Руханият» прямо посреди выборной кампании, я пришел к мысли, что Жанаозен был использован для того, чтобы включить репрессивную машину и склонить сомневающихся к варианту 100-процентно ручного парламента. И этот сценарий удался, потому что «Акжол» и КНПК, первая из которых финансируется олигархическим капиталом Евразийской группы, а вторая по слухам полностью на обеспечении отечественных спецслужб, являются дочерними партиями «Нур Отана».
Я первым из политиков отреагировал на расстрел в Жанаозене, выпустив обращение к офицерам и солдатам армии с призывом не стрелять в народ. Оперативность обращения объясняется двумя причинам. Первая: я активно пользуюсь социальными сетями. А вторая - я написал данное обращение еще за полгода до событий, когда появились первые слухи о возможном вводе войск в город. Чтобы не прослыть провокатором, я его не публиковал, но как только услышал о расстреле, сразу поместил обращение в «Фейсбуке». Кровавая развязка не была для меня неожиданностью, но насколько это повлияет на исход выборов в парламент, не мог предугадать никто.
Не допустив оппозиционную КПК к выборам, сняв по абсурдным причинам партию «Руханият» с предвыборной гонки и фальсифицировав выборы, власть в очередной раз показала, что законных путей смены элит в Казахстане нет. Теперь уже очевидно, что после ухода Назарбаева страну ждет гражданское противостояние. Но если у уходящего президента была хоть какая-то доля легитимности, то у следующего уже не будет никакой поддержки народа и армии. Понимая, что преемник будет уязвим, власть готова пожертвовать независимостью и уйти под крыло России через присоединение к Таможенному и Евразийскому Союзам. Только находясь под охраной российских штыков, власть может чувствовать себя более или менее спокойно. По иронии судьбы, Казахстан последним из всех советских республик получивший независимость, первым и теряет ее. Прошедшие выборы символичны еще тем, что это, возможно, последние выборы в Мажилис (парламент). С появлением наднациональных органов, общей валюты и границ следующие выборы будут в Евразийский парламент.
В сложившейся ситуации так называемые национал-патриоты во главе поэтом Мухтаром Шахановым, пользующимся народной любовью и авторитетом, являются единственной силой, способной противостоять власти. Но они же - единственная сила, которая может дать гарантии уходящему президенту и его возможному преемнику. И власть совершила очень большую ошибку, отстранив от выборов патриотов и выведя их во внеправовое поле. Недовольный электорат национал-патриотов со временем уйдет к исламистам, которые умеренными не будут, исходя из политической ситуации. И они уже уходят - есть прецеденты со взрывами в Актобе, Таразе. Их сажают в тюрьмы, но это дает лишь обратный эффект. Подавляющее большинство заключенных становятся последователями исламского фундаментализма и представляют реальную угрозу для нынешней власти. Очень скоро исламисты могут стать настоящей радикальной оппозицией, потому что электорат устал от обмана, лжи, коррупции и снижающегося жизненного уровня при явном расслоении общества. При этом у такой оппозиции будет меньше риторики, но больше акций, причем это будут не митинги и шествия, а акции типа взрывов нефтепроводов, которые практикует, например, «Движение за освобождение дельты Нигера» в Африке.
Впрочем, сохраняется небольшая надежда на то, что демократы в России все-таки победят - либо просто не допустят претворения в жизнь планов Путина. Очевидно, что авторитарные правители России, Белоруссии и Казахстана выбрали китайский путь «управляемой демократии». Антизападная и антиамериканская риторика последнего времени, совпадение интересов по вопросам Сирии и Ирана с Китаем, - все это говорит о том, что выбор уже сделан. Создание биполярного мира, где на одной стороне США и Евросоюз, на другой - Китай и Евразийский союз, - становится реальностью. Исходя из этого сценария, нас ждет довольно мрачное будущее. Железный занавес, цензура, ограничения интернета с запретом социальных сетей, подавление любого инакомыслия. Но как гласит пословица, «самое темное время бывает перед рассветом», и я думаю, что первые лучи солнца мы увидим очень скоро.
Серикжан Мамбеталин, лидер партии зеленых «Руханият»
Международное информационное агентство «Фергана»