Блог Ядгора Норбутаева: «Фальшивые картинки» информагентства УзА
Страсть как обожаю разглядывать фотографии, выставленные на всеобщее обозрение агентством УзА! Хлебом не корми и пивом не пои, дай только вдоволь на них наглядеться! Каких только мельчайших, но буквально потрясающих воображение подробностей не обнаружит в них пытливый взор. Мельчайших? Да нет, пожалуй, как раз самую суть отображающих.
Вот и на этот раз уважаемое агентство предложило читателям целую тематическую подборку снимков, «ярко отображающих» солдатские будни и праздники, а также отдельные эпизоды из боевой и политической подготовки представителей славных Вооруженных Сил Узбекистана («Фотогалерея: Защита Родины – священный долг», 03.11.2011)
Ну как такому не порадоваться?! Тем более что вашему покорному слуге и прежде приходилось отдавать дань восхищения подобным сериям.
Итак, поехали. Снимок первый, который стоило бы назвать просто: «Три бойца за забором».
Фото УзА
Двое с автоматами, один без. Зато с рацией, наверное, он командир. Видимо, ставит перед подчиненными очередную боевую задачу. Подчиненные же пристально глядят по направлению, указанному пальцем своего непосредственного начальника.
Как всякий театр начинается с вешалки, так и любая армия начинается с военной формы.
Зададимся вопросом – в какую-такую форму одеты эти бравые ребята? Зимняя, полевая, так называемый «цифровой камуфляж» типа «MARPAT». Очень практично, между прочим.
Одна беда – в узбекской армии такой формы, вообще-то, не существует. Все подробности, касающиеся обмундирования узбекских военнослужащих, вплоть до оттенков цвета, тщательно расписаны в соответствующем документе. А именно - в приказе министра обороны Узбекистана №926 от 23 ноября 2004года «Об утверждении и введении в действие Временных правил ношения военной формы одежды военнослужащими войск Министерства обороны Республики Узбекистан».
Тем не менее, одетые в такой наряд бойцы уже в течение нескольких последних лет беззастенчиво кочуют с одной фотографии УзА на другую. Видимо, данную одежку изготовили в каком-нибудь специальном индпошиве, и она стала как бы «дежурной» для всех картинок на военную тему.
По этой же, видимо, причине на данном обмундировании напрочь отсутствуют: погоны (на отдельных экземплярах имеются втачные погоны), нарукавные знаки (шевроны) и эмблемы родов войск.
Почему так? Да потому, что солдаты в этой форме выглядят совсем уж «крутыми». Суперменами натуральными, а не «духами». «Вот я ляжу в камуфляже – не найдете вы меня».
В прежние времена нечто подобное имело место в некоторых зачуханных фотоателье. «Пришел сниматься «на документы»? На тебе пиджак, надень его! Вот и галстук, уже завязанный. Расслабь узел и натяни его через голову». Рубашку тогда заменял лист белого ватмана с нарисованным на нем воротником и пуговицами.
Потому, уважаемый читатель, коли увидишь еще где-нибудь таких вот ряженых солдат, знай – перед тобой типичная фотохалтура от УзА!
Снимок второй: «Три бойца в засаде».
Фото УзА
Залегли и наблюдают за противником. Теперь «за командира» уже другой воин, тот, который «мордастенький».
А где же их оружие, автоматы? Отложили, наверное. Лежать с автоматами за спиной не очень-то удобно? Или не фотогенично?
Обратим внимание на вещмешки. Они-то как раз по окрасу полностью соответствуют цветам полевой формы узбекской армии. Видимо, в том «индпошиве» не догадались заодно скроить и эти предметы солдатского снаряжения из ткани типа «MARPAT». Но ничего, непритязательный читатель авось и не углядит подобную мелочь.
Чем занимаются эти «три бойца»? На языке военных данное действие называется просто – рекогносцировка. То есть, производится визуальное изучение расположения противника на местности. Вначале определяется собственное месторасположение на карте, а затем, уже относительно него, устанавливается соответствующее расположение противника, которое также наносится на карту. Вполне заурядное действие. Азимут такой-то – пулеметное гнездо, такой-то азимут – вкопанный в землю танк, ориентиры следующие, и так далее.
Все бы хорошо, да только карта у наших воинов какая-то странная, больше напоминает простой листок бумаги. Ну, ничего, допустим, что они только кроки на нем рисуют.
Вглядись, читатель, повнимательнее и определи – чего же на снимке не хватает?
Конечно же, компаса! Без него никакая рекогносцировка уже по определению не возможна! Но авторов данной «картинки» такой пустячок нисколько не тревожит, им бы главное видуху покрасившее создать…
Ба! А что же держат в руках оба крайних бойца? Да это же бинокли! И не простые, а китайские подделки модели «Sturman»! Семикратные. Заявляю это уверенно, потому что у самого точно такой с давних пор дома валяется. Для любительской охоты он как раз сойдет, по причине дешевизны.
В отличие от армейского бинокля в нем отсутствует угломерная сетка, и нет камуфляжного окраса поверху. Отсутствует также и раздельная фокусировка окуляров.
Полагаю, что эти китайские экземпляры также находятся в запасниках «военных фотографов» УзА, как и остальные причиндалы, необходимые для создания подходящего военного колорита.
Снимок третий: «Учебный процесс».
Фото УзА
Опять солдаты в «иностранной» форме, а офицер так и вовсе в какой-то «империалистической». Нашивки, к тому же, неположенные Уставом на себя нацепил!
Но главное не в этом. Обратите внимание на поясные ремни. Почему они черного, а не коричневого цвета?
Мне удалось выяснить нечто совершенно интересное по поводу данного феномена. В 2000 году из ФРГ в качестве посильной помощи Узбекистану поступили черные поясные ремни из чистой кожи для военных. Были они из числа оставшихся в наследство от канувшей в Лету ННА (Национальной Народной армии) ГДР. Одно время такие носили части гражданской обороны ФРГ. На ремонтной базе в Ташкенте пряжки быстренько перештамповали. Были пряжки немецкими - стали узбекскими, стальными, серого цвета. Энное количество тех ремней до сих пор крутится в ВС Узбекистана. Считается шиком таким ремешком подпоясаться.
…Последний эмир Бухары в свое время также получил в подарок от русского царя некоторое количество комплектов воинского обмундирования, оставшегося от расформированного N-ского казачьего полка. В черных суконных мундирах сарбазам было очень неуютно на солнцепеке, но что поделаешь - дареному коню в зубы не смотрят.
Ремни, кстати, согласно уже цитируемому Приказу №926, на повседневной и полевой формах одежды полагается носить «заправленными в хлястики брюк».
Снимок четвертый: «Тренажер управления вертолетом».
Фото УзА
Что мы здесь видим? Курсант, наверняка Джизакского летного училища, играет с компьютером, имитирует взлет боевого вертолета МИ-8. На мониторе высветилась соответствующая картинка. На столе – два примитивных детских игровых джойстика.
Вопрос: ежели будущий офицер тренируется на пилота, то почему перед ним на экране приборная доска... штурмана? Да и уселся он, если судить по экранной картинке, на штурманское место. А штурман-то ведь рулить не обязан!
Заметим, что если бы перед нами был настоящий тренажер-симулятор, то все приборы были бы вынесены на передний план экрана, а так по ним, еле видным, ничего определить не возможно.
Короче, наивному читателю предлагается лицезреть натуральную туфту, подлог, «симуляцию правды».
Приблизительно так выглядит настоящий тренажер для вертолетчиков
Снимок пятый. Пусть он будет называться - «Шилка и Нерчинск не страшны теперь».
Фото УзА
Принц Датский в свое время обещал «золото за каждое слово призрака», но и данная картинка, по всему, золотого стоит.
Некий младший командир, стоя возле ЗСУ-23-4 «Шилка», объясняет подчиненному расчету что-то насчет боевых особенностей снарядов счетверенной автоматической 23-миллиметровой пушки. Ну и что?
Обратим, тем не менее, свое внимание на бойца, стоящего крайним справа. Господи, что с ним? С его животом? Солдат немножко... беременный? Или под своей «импортной» курткой спрятал пару противотанковых мин?
О Боже! Присмотритесь к ладоням! Да у него же обе руки левые!
Вот они, чудеса «фотошопничества»! Но это еще не самое главное. Вы думаете, наверное, что в руках младший командир держит снаряды? Нет! Уверяю вас, нет! Взгляните внимательнее и увидите, что на самом деле это маленькие «ракеты». Игрушечные! Такие продают в любом «Детском мире».
Снаряды для ЗСУ-23-4 «Шилка». Длина от 250 до 300 мм
Можно было бы привести еще множество примеров откровенных ляпов, например, солдата, целившегося на тренажере из гранатомета, причем с обоими открытыми глазами, или припомнить того самого «веселого танкиста», вновь выставленного. Только стоит ли? Любуйтесь сами, господа читатели. С меня довольно.
Неужели армия Узбекистана на самом деле такая уж позорная? Или, может быть, в УзА все фотокорреспонденты такие никудышные? И они тех солдат ради собственных интересов превратили в послушных мартышек?
В путь, в путь, кончен день забав, в поход пора. Целься в грудь, маленький зуав, кричи «ура»! Много дней веря в чудеса – Сюзанна ждет. У нее синие глаза и алый рот.
Ядгор Норбутаев
Международное информационное агентство «Фергана»