Узбекистан: Змеи и ежи – как альтернатива традиционной медицине?
Традиции древней народной медицины в Узбекистане неподвластны времени: ежедневно «в лечебных целях» здесь поедается великое множество змей и прочих экзотических, с точки зрения традиционной кухни, животных, несмотря на то, что официальная наука целительство такого рода, мягко говоря, не приветствует. Старинные методы дедов и прадедов не только не отживают свой век, но на фоне общего упадка системы здравоохранения явно находятся на подъеме.
«Лекарство от 1001 болезни», - гласит рекламная табличка перед торговцем змеями на одном из ташкентских базаров. Ниже прилагается перечень недугов, от которых оно будто бы избавляет: желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания, радикулит, геморрой, бронхит, ангина, зоб, рак, головная боль, сахарный диабет, астма, заболевания дыхательных путей и почек, экзема, женские половые болезни и т.д. Если поверить на слово, то получается что змеиное мясо – чудесная панацея, универсальное средство от всех болезней, не доходящее до аптечных прилавков то ли по причине излишнего консерватизма медицинской сферы, то ли из-за заговора врачей.
Предлагаемые рецепты практически не изменились со времен Ибн Сины, который в своем «Каноне врачебной науки», написанном около тысячи лет назад и на протяжении ряда столетий в обязательном порядке штудируемом врачами Востока и Запада, перечисляя известные ему целебные свойствах змей, сообщал, что их едят сваренными в воде с солью и укропом и иногда добавляют оливковое масло; употребляют также рассол змеи, «имеющий силу ее мяса».
«Если хлебать бульон из змеи, у которой отрезали с головы и с хвоста около четырех пальцев и потом сварили ее так, как мы упомянули, или есть ее мясо, – это помогает от болей в нервах. Так же действует и змеиная кожа», - писал знаменитый ученый. «Если пускать в ухо вино, в котором варилась змеиная кожа, это успокаивает боль в ушах. От зубной боли полощут рот уксусом, в котором варили змеиную кожу».
В другой главе Ибн Сина особо оговаривает, что «окуривание змеиной кожей или голубиным калом облегчает роды, но иногда окуривание змеиной кожей убивает плод».
В современном Узбекистане последователей великого врача можно встретить на задворках едва ли не каждого крупного базара. Они не всегда бросаются в глаза, поскольку выставляют свое добро на всеобщее обозрение или продают его из-под полы в прямой зависимости от благосклонности местной милиции и базарного начальства. Порою этим делом занимаются целые трудовые династии, включая детей и внуков.
Доставка живого товара из пустынных регионов страны хорошо отлажена и поставлена на поток. Надо сказать, что змеи тут годятся не всякие, а лишь «кульвар», или «кур илон», в переводе с узбекского, «слепая змея». Это песчаный удавчик, Eryx miliaris.
В большинстве случаев основным живительным снадобьем считается суп из мяса удавчика. Варят змею, как правило, самым варварским способом – бросают в кипяток живьем, не утруждая себя более гуманными способами умерщвления. Утверждают, что по вкусу змеиное мясо напоминает куриное. Используется также измельченное мясо змеи, змеиный жир и так далее, вплоть до шкурки. Все это можно приобрести у тех же торговцев.
Подобный метод лечения поддерживают и рекомендуют даже некоторые дипломированные врачи, как правило, специализирующиеся в области нетрадиционной восточной медицины.
- Бытуют поверья, что в случае тяжелой болезни надо съесть змею, особенно двухголовую, и все пройдет, - рассказала моя знакомая. – Соседка ходила к врачу-корейцу на иглоукалывание, и он дал ей банку со змеей, деньги не взял, сказал, что дарит ей. Он объяснил, что змеиное мясо снимает воспалительные процессы в суставах - ревматизм, полиартрит, воспаления разных органов, и научил, как сварить из нее суп. Мы взяли банку, перевернули ее и бросили змею в кипящую воду – живую, мы же её боялись. Закрыли крышкой. Потом кинули туда лук, морковку, – получился суп как суп. Соседка выпила этот бульон. Змею порезали на куски и она стала есть. Через какое-то время у нее поднялась температура. Стали звонить врачу, он говорит: не волнуйтесь, так и должно быть, это значит, что процесс пошел. Ничем, говорит, не сбивайте температуру, через день все пройдет. Действительно, через день она упала. Правда, соседке это не помогло…
Отдельные неудачи, впрочем, никого не смущают, так что спрос на мясо удавчиков только растет. Отметим, в Ташкенте, в отличие от Ферганской долины, где «кульвар», бывает, продается даже в зоомагазинах, отыскать его гораздо сложнее – змей не всегда продают открыто. Но если постараться, то выяснится, что это, как правило, если и не совсем рядом, то в пределах доступности.
Так, на Фархадском базаре столицы, не обнаружив привычного старика или пожилой женщины с этой специфичной продукцией, я обратился за помощью к торговке зеленью, которая переадресовала меня к продавцу петухов, а тот к соседнему парню (не помню, что у него было разложено для прикрытия). Парень сразу стал спрашивать, какая змея мне нужна и от какой болезни. Потом сообщил, что дома у него их штук десять лежат, ждут заказчиков. Привозят их из Зааминского района Джизакской области. «Из змеи надо сделать шурпу», - пояснил он. Потом рассказал, что иногда они с друзьями втроем-вчетвером собираются и сами готовят змеиный суп, «чтоб никакая болезнь не брала!».
Устойчивым спросом пользуется и сушеное, измолотое в порошок, змеиное мясо. Торговцы советуют принимать его от простуды, болезней желудка, печени, почек, мочевого пузыря. Рецептура примерно одна и та же: взрослым следует глотать его по большой ложке, детям по пол-ложки, трижды в день, натощак, запивая теплым чаем, в течение трех дней. «Это лучше любых лекарств, примешь, и чувствуешь, как отсюда тепло расходится», - рассказал мне один из продавцов, указывая почему-то себе на горло.
Еще порошок из змей смешивают с мукой и выпекают из нее лепешки, которые затем опять-таки размалывают. По словам одного из торговцев, «чтобы мясо не было слишком сильным». Это снадобье, согласно инструкции, надлежит глотать по трети чайной ложки трижды в день. Отдельно реализуется змеиный жир в небольших пузырьках и флаконах, какие-то амулеты и шкурки. Сами же удавчики нынче дороги – на ташкентских рынках их стоимость в пересчете на твердую валюту достигает 60-80 долларов. По местным меркам это весьма приличные деньги.
Фото Алисы Павловской
Если же змея не по карману, то можно приобрести и более доступное лекарственное средство - ёжика. Стоит он всего 10-15 тысяч сумов (примерно 4 доллара). Обычно у тех же торговцев, рядом с мешком, набитым змеями, стоит и коробка с ёжиками. Продавец вежливо интересуется, для каких целей они вам понадобились, и, уточнив, инструктирует, как их употреблять и от каких болезней они годятся. Оказывается, от тех же самых, разве что стоят дешевле. Сидят ежи в коробке, поблескивают глазами-бусинками, не подозревая, какая участь их ожидает…
И вновь обратимся к изысканиям Ибн Сины: «Соленое мясо наземного ежа полезно от паралича, от спазмов, от всяких заболеваний нервов и от слоновой болезни». «Мясо ежа полезно от укусов гадов». «Мясо гадюки - от проказы, …мясо ежа [также] хорошо от проказы», - сообщает гуру среднеазиатской медицины. Пользуясь случаем, предлагаем ознакомиться и с некоторыми другими полезными сведениями из книги славного врачевателя (см. избранные рецепты из книги Ибн Сины «Канон врачебной науки»).
Змей продают почти на каждом ташкентском базаре. Фото автора.
Высокая популярность змеелечения привела даже к тому, что несколько лет назад в Узбекистане был разработан лекарственный препарат «Эриксин» («Рептилин»), вырабатываемый из мяса песчаных удавчиков (по терминологии разработчиков – «из исходного биоматериала»). В аннотациях утверждалось, что он способствует повышению иммунитета и борьбе с вирусными инфекциями, а также гепатитом, туберкулезом и ревматизмом. «По составу и оказываемому действию «Эриксин» во многих случаях является альтернативой стандартным методам лечения, образно выражаясь – живой водой, восстанавливающей и укрепляющей организм через стимулирование и развитие собственных ресурсов», - говорилось на посвященном препарату сайте.
Сегодня биостимулятор «Эриксин» в продаже отсутствует, хотя в базу данных аптечной справочной службы он занесен. То ли его производителям так и не удалось добиться бесперебойного поступления «исходного биоматериала», то ли еще что, неизвестно.
Пока же не только спрос определяет предложение, но и наоборот: все вовлеченные в процесс торговли «лекарственными» животными, от их непосредственных ловцов до базарных лекарей-табибов, кровно заинтересованы в том, чтобы объемы этой торговли были как можно выше и на рынки поступали бы всё новые и новые партии змей и ежей. Сколько их в итоге «употребляется» – бог весть…
Алексей Волосевич