Ядгор Норбутаев: Когда бы не Елена?
История с задержанием в аэропорту города Ташкента независимой журналистки из Узбекистана Елены Бондарь продолжает неуклонно развиваться по своему мрачному сценарию. Причем, развитие это протекает в соответствии с самыми примитивными шаблонами, так что представить себе дальнейший ход событий совсем несложно.
Возбуждение против неё административного дела – это всего лишь увертюра, сама опера ещё впереди.
Конечно, можно было бы упрекнуть молодую девушку в неосторожности, опрометчивости, ведь она наверняка догадывалась о возможных последствиях на примерах подобных инцидентов, произошедших со многими её коллегами. Только стоит ли, теперь?
Гораздо важнее обратить внимание на следующий факт.
Электронные носители информации самым странным образом были обнаружены в багаже Елены и немедленно изъяты ещё во время (!) процедуры пограничного контроля. Ведь самой-то декларации в тот момент никто ещё и в глаза не видел!
Явный прокол здесь допустили узбекские «сотрудники».
От радости у некоторых из них в зобу дыханье спёрло, бегом кинулись рапортовать – «Ура, она попалась»!
То есть, к прилёту журналистки спецслужбы готовились заранее, и уж наверняка им было известно, что конкретно Елена захватила с собой из Бишкека.
Были уведомлены? Кем? Своей агентурой? Над этим Елене, да и нам с вами стоит задуматься.
Надо полагать, что сформулированное на данный момент обвинение в транспортировке незадекларированных дисков и флешек впоследствии повиснет в воздухе или просто останется незамеченным, уступит место другим, более серьёзным претензиям. «Клевета», «Оскорбление узбекского народа», «Распространение материалов, содержащих угрозу…» и тому подобной ерунде.
Задержали, проявили бдительность, а в ходе рассмотрения административного дела …засомневались и передали изъятые материалы экспертам, а уж те обнаружили в них такое…
В том, что эксперты что-то, да выявят, никаких сомнений нет, какими бы безвинными с позиции здравого смысла и не были все предыдущие публикации Елены. От имеющихся на флешках и дисках материалов будет перекинут своеобразный мостик к другим статьям молодой журналистки, опубликованным в свободной прессе. Каждую ниточку тщательно намотают на чёрный клубок.
Так для чего же всё это затеяно? Неужто журналистская деятельность Елены Бондарь может представлять реальною угрозу безопасности Узбекистана?
Когда проходили аналогичные процессы по делам журналистов Абдумалика Бабаева, Владимира Березовского и фотохудожника Умиды Ахмедовой, то всё было более или менее понятным. Сами личности обвиняемых и «тяжесть» инкриминируемых им «преступлений» можно было использовать в качестве разменных монет при ведении дипломатических игр соответственно с США, РФ, ЕС.
Мы этих освобождаем от ответственности, а вы нам за это должны потрафить…
Фигура же Елены Бондарь для таких политических забав никак не подходит. Простите, но не тот масштаб. Так для чего же тогда затеяна всё эта бодяга?
Внимательно и придирчиво ознакомившись со всеми публикациями госпожи Бондарь, я убедился в том, что в них никоем образом не содержится никаких «призывов к свержению конституционного строя» в республике, «материалов, сеющих панику в народе», «оскорбления узбекского народа, как такового» и проч. Свободные мысли по поводу отдельных событий. (Конституция Республики Узбекистан, глава VII, статья 29)
Теперь представьте себе: если данное «дело», шитое толстенными белыми нитками, на самом деле получит широкую международную огласку.
Возникнет естественный вопрос - с кем же вы на этот раз схватились, господа узбекские чекисты? Неужели эта молоденькая девчушка способна нарушить ваши государственные устои?
Стыдно! Стыдно и в то же время смешно! Неужели нет у узбекской охранки более серьёзных занятий? Исламу Абдуганиевичу тоже ох как не понравится, ежели его тихушники будут выставлены на всеобщее посмешище, если их вот такими дурачками всему миру представят.
Полагаю, что до такого всё же не дойдёт. Цель, поставленная перед теми спецслужбистами проста – сломать молодую журналистку. Заставить всенародно покаяться во всех мыслимых и немыслимых грехах, при этом «изобличить» всех остальных ей знакомых «злопыхателей и очернителей узбекской действительности».
А потому органы теперь примутся прессовать Елену по полной программе, долго, изощрённо и упорно. Благо реально значимые международные покровители (так они считают) у неё вряд ли найдутся.
Гнобить длительным ожиданием, трепать нервы многочасовыми допросами, угрожать многолетними срокАми. Кому под силу такое выдержать?
Подобный опыт у узбекских чекистов уже имеется, вспомните хотя бы «дело» Умиды Ниязовой. Тогда следователи и прокурорские работники добились своего, пользуясь самыми грязными методами шантажа и подлогов.
Нет сомнений в том, что ташкентские опричники вовсе не собираются доводить дело до открытого судебного процесса, на котором все их примитивные ухищрения сами собой выползут наружу.
Оптимальным вариантом для них было бы появление в официозной печати статьи приблизительно следующего содержания…
«…Правоохранительными органами в ташкентском аэропорту была задержана так называемая «независимая журналистка» Елена Бондарь. У неё были изъяты материалы клеветнического содержания, направленные на очернение национальных традиций узбекского народа, разжигание межнациональной вражды и хула на политику проводимою Руководством нашего государства. Припёртая неопровержимыми доказательствами, в частности, заключением компетентных экспертов, так называемая «журналистка» полностью признала свою вину, раскаялась в содеянном и заявила следующее…
Гуманное узбекское правосудие, учитывая юный возраст подсудимой, приняло решение, ограничиться на этот раз лишь небольшим штрафом в размере …»
Выгорит ли у них такое и на этот раз? Как знать, как знать…
Не те нынче времена.
И потому обязанность и святое право всего журналистского сообщества сегодня одни – предать гласности, дотошно освещать весь ход преследования Елены Бондарь со стороны узбекских властей, да так, чтобы об этом заговорили на всех континентах.
Поднять волну справедливого возмущения. Освещать все подробности с максимальной тщательностью и обращать внимание читающей публики на все противоречия и нестыковки, возникающие в ходе процесса, которых, я уверен, будет ох как немало. Публиковать тексты всех предъявленных обвинений и, что очень важно, имена тех, кто причастен к травле Елены. Пусть знают, что не останутся они забытыми!
Пожелаем же Елене мужества и стойкости.
Старый испытанный принцип должен теперь стать для неё самым главным:
«Не верь, не бойся, не проси»!
Ядгор Норбутаев/ Оригинал – в Блоге Ядгора Норбутаева