Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Амнистия: Шанс на улучшение жизни или риск для общества?

28.07.2011 19:32 msk, Екатерина Иващенко (Бишкек)

Кыргызстан Права человека
Амнистия: Шанс на улучшение жизни или риск для общества?

10 июня 2011 года киргизский парламент принял Закон «Об амнистии в связи с 20-летием независимости Кыргызстана». 19 июля его подписала президент страны Роза Отунбаева, и менее недели назад он вступил в силу.

По данным Госслужбы исполнения наказаний Киргизии (ГСИН) на 29 июня 2011 года, общее число осужденных, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы страны составляет 15.600 человек, в том числе в исполнительных колониях (ИК) – около 5.700 человек, СИЗО – около 2.100 человек, колониях-поселениях (КП) – около 2.400 человек, уголовно-исполнительной инспекции (УУИ) (к ним относятся условно осужденные) – 5.300 человек.

Статья 1 закона «Об амнистии» («Освобождение от отбывания наказания») распространяется около 250 человек, пребывающих в ИК, 300 человек – в КП, около 2.600 человек – в УУИ.

Под статью 2 («Освобождение от уголовной ответственности по статьям 336, 337 («Побег из места лишения свободы или из-под стражи», «Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы») попадают примерно 1.300 человек.

Под статью 4 («Сокращение не отбытого срока наказания»): в ИК – около 3.150 человек, СИЗО – около 92 человек, КП – свыше 500 человек, УИИ – около 232 человек.

Таким образом, под полную амнистию подпадают примерно 4.453 человека, из них 2.600 - условно осужденные. В целом закон будет применен примерно к 8.427 осужденным, поскольку 3.974 заключенным будут сокращены сроки.

26 июля в Бишкеке прошла пресс-конференция по вопросу амнистии, на которой первый заместитель председателя ГСИН Калыбек Качкыналиев отметил, что озвученное число амнистированных - не окончательное, по каждой статье закона возможны сдвиги в несколько человек.

По словам Качкыналиева, содержание одного осужденного, в зависимости от состояния его здоровья, обходится государству в 63-83 тысячи сомов в год (1400-1850 долларов США по текущему курсу $1=44,7 сома). При этом зампред ГСИН признал, что в течение года после амнистии в места заключения возвращаются 20-30 процентов досрочно выпущенных осужденных. По его словам, проблема в том, что большая часть людей выходит на волю без паспортов, это мешает им в поисках работы, получении медицинского обслуживания и так далее. ГСИН заверило, что теперь займется обеспечением амнистированных документами.

Отвечая на вопрос о том, какие механизмы будут использованы для того, чтобы не открывать путь на свободу рецидивистам, Качкыналиев сказал, что специально созданный для исполнения закона штаб будет рассматривать дело каждого заключенного. «Встретимся через три месяца, когда амнистия будет закончена, тогда и будете говорить, что кого-то зря выпустили», - сказал он журналистам.

Качкыналиев заверил журналистов в том, что всплеска преступности не будет. Однако реальные шаги, которые будут предприняты для предупреждения роста преступности, не назвал.

Не дал государственный чиновник и конкретного ответа на вопрос о вероятности фактов коррупции при определении списков подлежащих амнистии. «Если кто-то из наших сотрудников будет брать деньги за амнистию, он по закону будет очень сильно наказан. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем лицам, вовлеченным в процесс амнистирования, чтобы они такого не делали», - только и сказал Качкыналиев.

АМНИСТИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

По мнению руководителя Общественного фонда «Голос свободы» Сардара Багишбекова, главный плюс амнистии в том, что ряд категорий заключенных (несовершеннолетние, беременные женщины, старики) покинут места лишения свободы, которые в Кыргызстане не соответствуют признанным требованиям и минимальным стандартам по условиям содержания, когда само нахождение в исправительных колониях страны приравнено к бесчеловечному и унижающему достоинство человека обращению. По сути, просто сидеть в киргизской тюрьме – уже пытка.

- Подобные амнистии нужны, - говорит Багишбеков, - в плане общего подхода к вопросам гуманизации наказаний. Кроме того, большому количеству людей будут сокращены сроки, под амнистию также подпадают условно осужденные, что решит вопрос скорейшего возвращения людей к полноценной жизни в обществе.

- Что касается минусов, то, во-первых, неизвестно, в каком объеме был проведен анализ до принятия этого закона, как были сделаны расчеты о том, что именно эти категории лиц должны быть амнистированы именно в таком количестве, - продолжает С.Багишбеков. - Во-вторых, непосредственно в законе прописана обязанность органов местного самоуправления и соответствующих министерств обеспечить амнистированным регистрацию по месту жительства, трудоустроить их, определить в интернаты и так далее (ст. 17 «Закона об амнистии». - Прим. ред.). Есть ли у нашего правительства возможность справиться с соответствующим объемом реабилитационных работ для такого большого количества лиц, которые выйдут из мест лишения свободы?

В-третьих, уже сейчас есть опасения, что в связи с недостаточными возможностями милиции по обеспечению общественной безопасности возможен всплеск преступности, - предупреждает собеседник «Ферганы».

- В наших реалиях 8 тысяч человек – это огромное количество людей, тем более, что милиции не доверяет никто. В этой ситуации общество чувствует себя еще более незащищенным, - считает С.Багишбеков. - Это риск, учитывая, что на самом деле борьба с преступностью не ведется на должном уровне, зная, каким образом раскрываются преступления. Если бы точно было известно, что государство сможет обеспечить этих людей занятостью, решит их социальные проблемы, общество было бы уверено в своей безопасности. Но этого не происходит, государство просто открывает ворота и выпускает осужденных. В лучшем случае им помогут восстановить документы, но их трудоустройством заниматься никто не будет, пособий практически не предусмотрено.

Ситуация усугубляется еще и тем, что проблемы осужденных поднимаются в Киргизии в последнюю очередь. Как рассказал Сардар Багишбеков, когда правозащитники поднимали вопрос об условиях содержания в местах лишения свободы, депутаты прошлого созыва в один голос заявляли о том, что в стране огромное количество других проблем, например, выплаты пенсий, зарплаты школьным учителям, врачам.

- Нам говорили: как вы можете поднимать вопросы улучшения условий содержания заключенных, когда в стране множество других проблем?! К проблеме тюрем мы вернемся после того, как решим основные экономические и социальные проблемы, заявляли депутаты. Можно предполагать, что и теперь, после принятия этого закона, отношение к бывшим осужденным будет примерно таким же. Получается замкнутый круг: сегодня осужденных выпускают, завтра они от безысходности совершают новое преступление, снова возвращаются в тюрьмы, и опять встанет проблема переполнения тюрем, необходимость принятия очередного закона об амнистии и так далее, - прогнозирует собеседник «Ферганы».

Выход из сложившейся ситуации Багишбеков видит в гуманизации уголовного законодательства Кыргызстана и применения альтернативных мер наказания.

- Лично я за гуманное отношение, но было бы лучше не доводить до необходимости принятия таких законов, а гуманизировать законодательство и подход к наказанию еще на стадии судебного рассмотрения дела. То есть, применять какие-то виды альтернативных мер наказания, не обязательно связанных с лишением свободы, - предлагает С.Багишбеков. - Тогда не будет необходимости сначала сажать людей в тюрьмы, а потом, принимая такие законы, массово тысячами выпускать. Ведь в таком случае теряется смысл принципа неотвратимости наказания. Получается, что неправильно выстроена сама государственная политика: государство придерживается карательного подхода, когда судебная система работает на наказание, а не на предупреждение преступления. Такая система порождает рост тюремного населения, возникает проблема финансирования — на что его кормить, одевать, обеспечивать безопасность. В качестве выхода из ситуации принимаются законы об амнистии, государство выпускает этих людей на свободу, по сути, не собираясь заниматься их проблемами в дальнейшем, перекладывая бремя ответственности за этих людей на само общество.

Багишбеков предупреждает: «не стоит забывать, что нынешнее положение в пенитенциарных учреждениях не способствует перевоспитанию осужденных. Более того, существует опасность того, что люди, попадающие в наши тюрьмы за незначительные преступления, пожив в этом обществе, выходят оттуда с устоявшимися преступными наклонностями».

Багишбеков также признает, что, «в реализации закона существует много коррупционных схем».

- Под гуманными лозунгом будет возможность получить деньги с осужденных. Даже если дело подпадает под амнистию, начальники тюрем, прокуроры и другие задействованные в этом процессе лица могут вымогать у заключенных-осужденных взятки, - считает собеседник «Ферганы». - Второй способ получения взяток будет использован для того, чтобы под амнистию подпали не те, кто должен. Для этого будут подделываться документы под соответствующие статьи. Третий способ может быть применен судебными органами. Согласно закону, под амнистию смогут попасть и те, дела которых суд еще только рассматривает. Понятно, что суд может свой приговор подстроить под закон об амнистии. То есть, например, если часть четвертая статьи не подпадает под амнистию, а часть третья подпадает, то будут применять третью.

АМНИСТИЯ — ЭТО ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ

Несколько вопросов о последствиях предстоящей амнистии «Фергана» задала и управляющему менеджеру Общественного фонда «Эгалите», конфликтологу Вере Выговской. Она работала в проектах, которые реализовывались в мужской колонии и были направлены на изучение процессов криминализации общества.

- Можно ли расценивать принятие данного закона как политический шаг?

- Амнистия - это не хорошо или плохо, это нормальное явление. Давайте рассмотрим это явление с разных сторон. Как правило, амнистию приурочивают к какой-то дате, у нас - к двадцатилетию независимости Кыргызстана. Это обычная практика. Чем важнее праздник, тем больше амнистированных. Естественно, что это политическая акция. Ведь отношение к «зоне» имеют не только те, кто там сидит, но и их родственники, которые находятся на свободе. Получаются, что заключенные и их родственники – это довольно большая группа людей, которая в случае амнистии получает удовлетворение своих интересов.

Также под закон подпадают осужденные условно. Чем они отличаются от простых людей? Тем, что не могут участвовать в выборах, а после амнистии - смогут. Не могут оформить на себя предприятие, а после амнистии - смогут. Не могут элементарно взять кредиты, а после амнистии - смогут. То есть, они станут полноправными гражданами нашего общества.

- Как амнистия скажется на криминальной обстановке в обществе?

- В Кыргызстане около пяти миллионов населения, разделите это количество людей на 8.500 амнистированных. Получается один амнистированный на 588 человек. Это не так уж много и не так уж опасно по той причине, что ситуация в стране и так достаточно криминогенна. Намного хуже не станет.

Понятно, что в любом государстве наравне с официальной властью существует такая дублирующая система, как криминальная. Но особенность нашей криминогенной ситуации в том, что человек, выходя из зоны, попадает в зону интересов криминального мира, начинает выполнять его поручения, только теперь он уже научен собственным горьким опытом и будет гораздо аккуратнее. Насколько сложно выйти из этой системы и зажить легальной жизнью?

Буквально на прошлой неделе я встречалась с молодым человеком, который вышел из криминальных отношений. Он сидел в колонии для несовершеннолетних, потом заканчивал свой срок во взрослой колонии, вышел и полтора года занимался выполнением поручений. Потом решил, что ему хватит. Пришел к смотрящему (смотрите, иерархия соблюдается строго) и сказал: «Я сделал то-то и то-то, здесь со мной рассчитались, здесь кинули, а там подставили, все, я ухожу». Ему сказали: «Ты все сделал правильно, к тебе претензий нет, у нас перед тобой долги, мы тебя не держим». Этот пример ярко показывает, что выйти из криминальной системы можно.

Больше всего проблем возникнет у Бишкека: очень много осужденных окажутся здесь, даже если живут далеко, потому что в большом городе всегда легче совершать преступления. На нашу городскую милицию ляжет очень много забот. Но сегодня правоохранительные органы работают очень оперативно. Проблема в том, что люди далеко не обо всем сообщают в милицию, заранее опасаячь, что им не помогут, или же не желая «сдавать своих». А ведь не всегда милиция сама может узнать, что и где произошло. В итоге наша безалаберность и юридическая безграмотность приводят к тому, что мы сами провоцируем и поощряем преступность.

Криминогенная ситуация изменится ненамного, потому что число людей, которое идет в криминал ежегодно, гораздо больше, чем то, которое будет освобождено. Молодежь сегодня рекрутируется очень быстро, более того, эта тенденция теперь проглядывается и в малых городах, селах, причем уже даже без связи с централизованным преступным миром. Молодежь насмотрелась блокбастеров, поняла, как круто быть бандитом, и пошла громить своих же соседей. У нас был случай, когда мальчик в колонии на вопрос, за что сел, рассказал, что взял и полоснул женщину по горлу. «Достала тетка своими нравоучениями, - пояснил он, - я ее ножом полоснул, а она не встала. А когда такое же было в кино, она встала».

Очень часто подростки идут на преступления, наигравшись в counter-strike (культовая серия компьютерных игр-стрелялок. – прим. ред). Давайте говорить честно: играть в counter-strike гораздо интереснее, чем читать Тургенева. А психика есть психика, и даже не преступник может совершить преступление.

Что касается процесса возврата амнистированных обратно на «зону», то таких - около 60 процентов. 20-30 процентов амнистированных попадают в колонии сразу, остальные - в течение года-двух, как правило. По выходу из тюрьмы часть амнистированных может сразу оказаться на положении бомжей, это и будут первые 20 процентов попадающих обратно. Я три года работала в детской колонии, у нас были ребята со всего Кыргызстана, около 60 процентов всегда возвращались обратно, причем к зиме особенно охотно, потому что в тюрьме удобно жить, можно ни за что не платить и бесплатно питаться.

- В таком случае насколько целесообразно объявление амнистии?

- Целесообразность есть: у человека должен быть шанс выйти из этой системы. В моей практике был случай, когда человек, с одной стороны, поступил благородно, но, с другой, не по закону, и попал за решетку. У парня была мама-алкоголичка, ее оскорбили, он ввязался в драку и получил статью за нанесение тяжких телесных повреждений. Его отпустили под амнистию, сейчас у него семья и дети. А ведь если бы не амнистия, тюрьма запросто могла бы его сломать.

Когда затрагиваются подобные вопросы, мы обычно говорим об общих вещах, а ведь все эти восемь тысяч — люди, и у каждого из них своя судьба. А уж как она сложится - зависит и от человека, и от общества.

- Но ведь процент повторно совершивших преступление велик.

- Это выбор каждого. Сегодня наша система исправления не является таковой, скорее - это система отбывания. И тот, кому невмоготу тюремный режим, постарается туда не вернуться. Каким путем? Или будет осторожнее, или не будет совершать преступления.

- Можно ли говорить, что, объявляя амнистию, государство сбрасывает с себя ответственность за осужденных?

- Давайте ответим на вопрос, кто несет ответственность за нас самих? Мы сами. Так почему за тех, кто нас обворовывает, грабит, убивает, ответственность должно нести государство? Функция ли государства нести ответственность за преступников? Получается, что преступники попадают в категорию детей-инвалидов с детства. Тем надо помогать, с ними случилось несчастье. А с этими?

Это вопрос ответственности не государства, а личности. Нужно говорить не только о том, что надо помогать заключенным, но и о том, что они сами ответственны за свою жизнь. Я и вы - мы сами отвечаем за себя, так почему те, кто совершил преступление, должны переложить ответственность с себя на государство?

Да и с экономической точки зрения, я не думаю, что бюджет страны существенно сэкономит. Свято место пусто не бывает.

Давайте посмотрим на проблему с другой точки зрения: я работаю и плачу налоги не для того, чтобы большая куча бездельников жила спокойно, не думая, чем заплатить за свет, хлеб и так далее. Криминальный мир существует с древнейших времен, так стоит ли нам сейчас изворачиваться и обеспечивать этим людям лучшие условия содержания?

Опять повторю, это не общее правило. Есть те, кому дай все, но он все равно будет совершать преступления, есть те, кто попадает в тюрьму случайно, а для кого-то это - урок. Амнистия – это, по большому счету, хорошо. Это шанс. Тот, кто сумеет его использовать, выйдет на другой уровень, кто не сумеет — вернется.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»

* * *

Из Закона «Об амнистии в связи с 20-летием независимости Кыргызстана»

Статья 1

Освободить от уголовной ответственности и наказания в виде лишения свободы, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы:

а) несовершеннолетних;

б) женщин старше 55 лет;

в) мужчин старше 60 лет;

г) лиц, являющихся единственным кормильцем в семье, имеющих не менее двух несовершеннолетних детей или детей-инвалидов I и II групп;

д) беременных женщин;

е) инвалидов I и II групп;

ж) лиц, совершивших преступления небольшой тяжести и менее тяжкие преступления.

Статья 2

Освободить от уголовной ответственности лиц за преступления, предусмотренные частью 1 статьи 336 («Побег из места лишения свободы или из-под стражи»), статьей 337 («Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы»), статьей 359 («Самовольное оставление части или места службы»), частью 1 статьи 360 («Дезертирство») Уголовного кодекса Кыргызской Республики, если они в течение трех месяцев со дня опубликования настоящего Закона добровольно явились в места отбывания наказания, места содержания под стражей и прохождения воинской службы.

Статья 4

Сократить не отбытый срок наказания лицам, не подпадающим под действие статьи 1 настоящего Закона:

а) осужденным, отбывающим срок наказания в колониях-поселениях, на половину;

б) осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 5 лет включительно - на половину;

в) осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 10 лет включительно - на одну треть;

г) осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 15 лет включительно - на одну четверть;

д) осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок свыше 15 лет - на одну пятую;

е) несовершеннолетним, отбывающим наказание в воспитательной колонии, осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 10 лет включительно, - на половину.

Лица, в отношении которых в соответствии с настоящим Законом сокращены сроки наказания, в трехмесячный срок после опубликования настоящего Закона должны быть официально проинформированы о новом исчислении срока наказания и дате окончания отбывания наказания.