Узбекистан: Известный оппозиционер хочет вынудить президента мирно уйти со сцены
23-24 мая в Берлине прошел первый Курултай новой оппозиционной организации - Народного Движения Узбекистана, созданного недавно на платформе «Союза 13 мая». Первый день курултая был посвящен организационным вопросам, были приняты Устав и Программа Движения, Председателем Собрания учредителей (главного органа Движения) был выбран Мухаммад Салих - известный оппозиционер, осужденный на родине к 15,5 годам лишения свободы, лидер партии ЭРК.
Во второй день съезда прошла международная конференция, на которой были обсуждены проблемы Узбекистана и политическая ситуация в Центральной Азии в целом. В заседаниях приняли участие аналитики и эксперты, на съезде присутствовали наблюдатели и гости из разных стран.
С речью на съезде выступил и Мухаммад Салих. Мы приводим текст его выступления полностью. В ближайшие дни читателям «Ферганы» будет представлено интервью М.Салиха.
«Режим на автопилоте». Речь Мухаммада Салиха на Курултае в Берлине 23 мая 2011 года
Правитель Узбекистана Каримов в течение двадцати лет непрестанно хвастается, что он установил в стране стабильность. Но стабильность, установленная узбекским диктатором, это стабильность кладбища.
Он доказывает, что это он установил мир в Узбекистанe, а между тем тот мир, который он подсунул узбекскому народу, - хуже самой страшной войны. И потому из Узбекистана бегут миллионы людей, спасая свою жизнь не только по политическим мотивам, а по причинам экономическим.
В тюрьмы Каримова заточены 20 тысяч политзаключённых, большинство из которых составляют представители оппозиции и умеренные верующие. Двадцать тысяч политзаключенных один к одному отражают политическую пассионарность населения нашей страны.
Узбекистан на момент распада СССР был самой (после республик Прибалтики) политически активной республикой. Узбекская ССР приняла свою Декларацию Независимости одной из самых первых среди республик Советского Союза - 20 июня 1990 года. Эта Декларация была принята вопреки препонам ЦК КП Узбекистана и лично Ислама Каримова, который тогда возглавлял Центральный Комитет Коммунистической партии республики. На площадь выходили десятки тысяч граждан с требованиями именно политическими. Мы сегодня видим в нашем обществе удивительную трансформацию того протестного потенциала. Этот потенциал не уменьшился за прошедшие 22 года, наоборот, увеличился. Поэтому узбекский диктатор был вынужден проводить с промежутком в 5-6 лет тотальные чистки среди населения, выуживая индивидуумов, наиболее опасных для режима. Как видите, этих официально недовольных не менее двадцати тысяч. А недовольных, не вошедших в список пенитенциарных учреждений - миллионы.«Права человека» - это самый трагикомичный вопрос в стране. Каримов построил на территории бывшего Уз.ССР большой Независимый Концентрационный Лагерь (НКЛ). НКЛ называют Республикой Узбекистан, но людям от этого не легче. Политический режим, который соорудил Каримов, можно назвать режимом классической диктатуры.
Каримов и окружение знают, что ситуация ухудшается и они лихорадочно ищут новые механизмы контроля над ситуацией. Но их скудный ум и здесь подводит их: «реформы», которые Каримов предложил и провел на уровне парламента и президентской власти, жалки и смешны. Все это не больше, чем предсмертные судороги потерпевшего фиаско и обреченного диктаторского правления.
Мы всё больше убеждаемся в том, что диктаторы только тогда сойдут с плеч народа, когда народ сам скинет его со своих плеч. Революции в арабском мире хорошо иллюстрируют эту ситуацию. Курултай, который нас объединил здесь, в Берлине, должен обсудить именно эти вопросы. Мы должны сменить стиль работы, мы должны быть готовы более жестко ответить государственному террору узбекского диктатора, организовать в стране различные акции неповиновения, подключая все больше протестующих в свои ряды. Внушaет оптимизм то, что уже люди внутри страны нас слышат и откликаются. Появились сотни волонтеров, которые безвозмездно предлагают свою помощь в нашем деле.
Узбекскaя общественность справедливо критикует нас за излишний либерализм в борьбе с режимом Каримова. Оппозиция, работающая на основе европейских стандартов, надеялась изменить политическую ситуацию посредством выборов. Это было делом бесперспективным. Потому, что институт выборности в Узбекистане давным-давно превратился в фарс, и надежда победить Каримова путем участия в альтернaтивных выборах в условиях полицейского произвола - есть мираж. Поэтому мы решили построить систему борьбы, способную противостоять авторитарной природе режима и вынудить его сойти со сцены.
Отныне расстрелять народ как в Андижане мы ему не позволим. Этот трагический урок 13 мая нас учит быть максимально подготовленным к провокациям режима.Андижанские выступления 2005 года были стихийными, они не были спланированы оппозицией. Каримов воспользовался этим и безнаказанно убил сотни невинных людей.
Теперь мы знаем, на что способен узбекский диктатор, когда перед ним беззащитные дети и женщины. Но мы увидим, на что он будет способен, когда перед ним встанут организованные структуры оппозиции, готовые защищать свои рубежи до победного конца.
Как я уже говорил, каримовская политика государственного террора не оправдала себя. Это дошло не только до самого Каримова, но и до силовых структур - исполнителей воли тирана.
В среднем эшелоне силовых структур недовольных становится все больше. Заманчивость работать в госструктурах стремительно теряет свою силу. На самом же верху идёт ожесточенная закулисная драка за обладание новыми позициями в этой новой ситуации. А запущенная некогда машина гос.террора не останавливается, она работает на автопилоте.
Картина напоминает рассказ Франца Кафки, в котором описывается, как конструктор Машины Наказания погибает под этой же машиной. Повторит ли судьбу героя этого рассказа конструктор политического режима в Узбекистане, покажет время.
В любом случае, все идёт к лучшему.
Мухаммад Салих