Таджикистан: Армия Рахмона идет по следу старых врагов
На фото: кадр таджикского телевидения, переданный российским каналом «Вести»
Вечером 22 сентября МВД Таджикистана сообщило как минимум о пяти погибших среди членов незаконных вооруженных формирований, сосредоточившихся в Раштском районе республики. Таковы первые результаты «зачисток» в мятежном припамирье, начатых правительственными силами в ответ на дерзкое нападение на военную колонну тремя днями ранее. Источники «Ферганы.Ру» рассказывают, что в ущелье Камароб, где, по данным властей, скрываются «непримиримые» полевые командиры Абдулло Рахимов и Аловуддин Давлатов, началась крупномасштабная операция.
По данным таджикской милиции, пятеро уничтоженных боевиков – члены банды бывшего полевого командира Мирзохуджы Ахмадова. Источник «Ферганы.Ру» в милицейском ведомстве страны сообщил, что судьба самого Ахмадова пока остается неизвестной: сотрудники силовых структур еще не знают - выжил ли он в ходе операции по поимке лиц, причастных к нападению на колонну военных. Судя по всему, в ходе операции не обошлось без участия военных: как рассказывают местные жители, дом Мирзохуджы Ахмадова в Гарме (центр Раштского района) был подвергнут в среду вечером настоящему ракетному обстрелу.
Параллельно с силовым подавлением вооруженной оппозиции власти проводят информационную «обработку» населения. Вечером в среду на душанбинском телевидении был показан сюжет, в котором подробно рассказывалось о преступных деяниях Мирзохуджы Ахмадова, известного по кличке «Белги». Согласно данным Государственного Комитета национальной безопасности (ГКНБ), Мирзохуджа Ахмадов долгое время скрывал у себя дома в Гарме того самого Абдулло Рахимова - «непримиримого» полевого командира времен гражданской войны, более известного под кличкой «мулла Абдулло». Уже после завершения «зачистки», более похожей на артобстрел, спецслужбы обнаружили в его доме шесть автоматов Калашникова, три гранатомета и несколько тысяч патронов. «Также было обнаружено большое количество взрывчатки, которую он хотел использовать в Душанбе», - сообщили в ГКНБ.
В телесюжете также сообщалось о том, что мулла Абдулло и Аловуддин Давлатов (по прозвищу «Али Бедак») организовали в различных селениях Раштского района центры подготовки террористов, в которых обучали молодых людей «основам ислама и террористической деятельности». Телезрителям даже показали одного из «таджикских талибов», который назвался Халимом Исоевым и подтвердил, что он обучался в одном из таких центров под руководством «Али Бедака».
Напомним, 21 сентября Мирзохуджа Ахмадов заявил журналистам, что из-за действий силовиков порядка тридцати бойцов бывшей таджикской оппозиции, в течение последних лет занимавшихся мирным хозяйством, были вынуждены уйти в горы. Он сетовал, что они могут присоединиться к группе, напавшей на военнослужащих Минобороны Таджикистана. Ранее он предупреждал власти, что если правительственные войска предпримут против бывших оппозиционеров силу, то те просто будут вынуждены вновь взяться за оружие для обеспечения собственной безопасности.
Что происходило в Гарме (районном центре Раштского района Таджикистана) в последние годы – не совсем понятно. После окончания гражданской войны и примирения бывших противников многие из членов так называемой «исламской оппозиции» влились в ряды государственных чиновников. Мирзохуджа Ахмадов, в частности, с 1997-го до конца 2008 года возглавлял в Гарме региональный отдел милиции по борьбе с организованной преступностью (РОБОП).
На прошлой неделе главы МВД, Минобороны страны, заместители генпрокурора и председателя ГКНБ Таджикистана провели в Раште встречу с бывшими полевыми командирами, в частности, с М.Ахмедовым, и заверили их, что никаких акций против бывших боевиков предприниматься не будет. Силовики заверили, что ввод в регион дополнительных сил связан исключительно с планами по поимке группы муллы Абдулло. Однако буквально через три дня на колонну военных в ущелье Камароб было совершено дерзкое и жестокое нападение, во время которого погибло от 23 до 40 солдат и офицеров, а несколько десятков военнослужащих, предположительно, были захвачены в плен. В минобороны считают, что на военных напали боевики муллы Абдулло и боевики «Али Бедака».
О том, где в настоящее время находится тот самый мулла Абдулло, ничего не известно. Однако кажется, что резкое противостояние правительственных сил и «непримиримых» входит в очередную ожесточенную фазу, способную пошатнуть хрупкий мир в Таджикистане, еще не забывшем ужасов гражданской войны.
Источники «Ферганы.Ру» сообщают о том, что еще один из известных бывших полевых командиров Объединенной таджикской оппозиции - Шох Искандаров - также ушел в горы и присоединился к группам вооруженных лиц, скрывающихся от армии и милиции.