Медные деньги Назарбаева. Global Witness высказала претензии к «Казахмысу»
Обложка доклада Global Witness
Международная организация по борьбе с коррупцией Global Witness опубликовала доклад «Рисковый бизнес. Кто контролирует Казахмыс ПЛС?». Опираясь на данные собственного расследования, Global Witness утверждает, что «Казахмыс» - крупнейшая казахстанская компания по производству меди, - утаила от инвесторов принципиальную и финансово значимую информацию, когда размещала свои акции на Лондонской фондовой бирже в 2005 году. Информация касалась прочных коррупционных связей высшего руководства компании с президентом Нурсултаном Назарбаевым.
Каждая компания, которая намерена выйти на Лондонскую фондовую биржу, обязана предоставить информацию о бенефициарных владельцах акций за последние пять лет, а высшее руководство или члены совета директоров компании обязаны предоставить всю информацию о том, какие отношения существуют у компании с представителями государственной власти. Инвесторам важно знать, может ли государство (или правящие лица этого государства) влиять на деятельность данной компании, и какие изменения произойдут с компанией, если власть в государстве изменится?
Инвесторы, которые вкладывают деньги в акции различных компаний, ориентируются на престижный фондовый индекс FTSE100, который складывается из характеристик ста крупнейших по капитализации компаний Лондонской фондовой биржи. Акции «Казахмыса» участвуют в формировании индекса FTSE100, и поэтому утаивание важной информации может создать у инвесторов искаженное представление о рисках вложений в «Казахмыс». Доклад Global Witness предупреждает крупные инвестиционные фонды, в том числе пенсионные фонды Британии, что в «Казахмысе» не все чисто, и что инвесторы серьезно рискуют, вкладывая средства в акции компанию, которая отказывается предоставлять о себе максимально полную и объективную информацию.
Рискованные инвестиции в коррупционный режим
«Казахмыс ПЛС» - привлекательный объект для инвестиций, оператор двадцати карьеров и шахт, один из десяти крупнейших производителей меди в мире («мыс» по-казахски – «медь»). В 2009 году валовый доход компании составил 1,63 миллиарда долларов.
Фирма KPMG, изначальный аудитор компании «Казахмыс», отказалась продолжать работу над листингом (экспертной проверкой акций перед размещением на рынке), заявив, что для проведения всесторонней проверки компании понадобится намного больше времени, чем запланировано. Работу по проверке завершила фирма Ernst&Young, которая привлекла команду из 156 специалистов.
Связь президента Казахстана с ведущими акционерами и собственниками «Казахмыса» увеличивает риск инвестиций в эту компанию. В докладе коротко напоминают, что Н.Назарбаев получил недавно статус «Лидера нации», который представляет президенту Казахстана юридическую неприкосновенность. Эксперты напоминают и о «Казахгейте» - деле о получении высшими лицами Казахстана взяток в размере 78 миллионов долларов от иностранных нефтяных компаний в 1990-е годы, и один из чиновников, обвиняемых по этому делу, - президент Назарбаев. Режим, установленный Назарбаевым в Казахстане, сам по себе является фактором риска для инвесторов. «В Казахстане не произошло значительных сдвигов, которые позволили бы заявить о снижении риска коррупции в стране, - говорится в докладе. - Казахстан обладает всеми признаками «клептократии» – политического режима, подчиненного, в первую очередь, интересам правящей династии и ее приближенных. Родственники Назарбаева, чье личное состояние оценивается миллиардами долларов США, занимают руководящие должности в государственных компаниях. Как показали недавние события в соседнем Кыргызстане, клептократический режим может привести к политической нестабильности, беспорядкам и столкновениям на почве этнической вражды, пока элита богатеет, а большинство граждан продолжает пребывать в бедности», - подчеркиваются в докладе.
По мнению Global Witness, риск для инвестиций в странах, где не соблюдается власть закона, состоит в том, что правящая элита может давить на руководство компании, вымогая взятки и подарки, либо вмешиваться в управление компанией в ущерб интересам акционеров.
Владельцы и управляющие «Казахмыса»
Global Witness полагает, что семья Назарбаева тесно связана с компанией «Казахмыс» и с ее главными управляющими. В докладе приводятся интересные биографические данные о Владимире Ни, председателе совета директоров ТОО «Корпорация Казахмыс», и о Владимире Киме, председателе совета директоров компании «Казахмыс ПЛС». На прочные связи руководства «Казахмыса» с президентом Назарбаевым указывают многие источники, с которыми общались представители «Глобал Уитнесс», в том числе Рахат Алиев и Мухтар Аблязов. По свидетельству бывшего зятя президента Р.Алиева, «Казахмыс» является одной из опор финансово-промышленной империи Крестного Тестя» (Назарбаева).
Владимира Васильевича Ни, который долгое время работал в аппарате Назарбаева и является одним из самых доверенных лиц президента, девять источников Global Witness называют главным связующим звеном между главой государства и «Казахмысом». По влиятельности Ни не уступает ни премьер-министру, ни зятю президента Тимуру Кулибаеву. Ни, по утверждению источников, остается неофициальным казначеем и тайным советником Назарбаева.
Три источника, с которыми общались представители Global Witness, заявили, что назначение Владимира Кима на должность председателя совета директоров компании «Казахмыс ПЛС» «стало возможным не благодаря его деловым качествам, а вследствие его преданности правящему режиму». Источники «Глобал Уитнесс» утверждают, что Владимир Ким является лишь номинальным руководителем компании, он не может принимать самостоятельные решения в обход Ни и Назарбаева.
В докладе приводится интересный факт. По данным Global Witness, в 2009 году доход Владимира Кима от компании «Казахмыс ПЛС» составил 1,81 миллиона фунтов стерлингов, включая зарплату, неденежные выплаты и годовой бонус. В то же время доход Владимира Ни, неисполнительного (non-executive director) директора «Казахмыс ПЛС» и председателя совета директоров ТОО «Корпорация Казахмыс», составил 415 000 фунтов стерлингов. Однако в 2006 году Ни резко увеличил свои доходы, поскольку Владимир Ким неожиданно уступил часть своих акций «Казахмыс ПЛС» (2.5 процента) в пользу Ни. На тот момент стоимость этого пакета акций составляла около 135 миллионов фунтов стерлингов, и как подтверждают эксперты Global Witness, это было «самое большое в истории вознаграждение за преданность одного конкретного руководителя компании».
В официальном сообщении для прессы эту переуступку акций «Казахмыс» назвал наградой г-на Ни за «длительные деловые отношения с г-ном Кимом».
«Компания «Казахмыс ПЛС» не является независимой и может быть использована в интересах главы недемократического государства, на коррумпированный режим которого указывают многие наблюдатели, - говорится в докладе. - Тесные связи между компанией и политическим режимом могут привести к конфликту интересов, в ущерб интересам акционеров-миноритариев».
В докладе говорится, что брат Нурсултана Назарбаева, Болат, был назначен членом совета директоров компании «Казахмыс» в 2004 г., до проведения листинга компании в Лондоне.
Любой каприз за наши деньги
В качестве доказательств участия денег «Казахмыса» в обслуживании интересов президента Назарбаева в докладе Global Witness упоминается несколько историй, в том числе – история с покупкой «Казахмысом» самолета для президента.
Интерьер эксклюзивного образца самолета Airbus 319, который, как предполагается, был куплен «Казахмысом» для президента Казахстана
В ноябре 2007 года в Казахстане разразился скандал. Владимира Ни обвинили в том, что будучи помощником президента Назарбаева, он способствовал заключению сделки по приобретению самолета для главы государства. Ни оправдывался так: «Мы, компания, заказали себе самолет… государство купило у нас самолет, а не мы подарили государству…» Однако организация Global Witness не смогла найти в годовых отчетах или сообщениях для прессы компании «Казахмыс» ни одного упоминания ни о покупке самолета, ни о его дальнейшей продаже в президентский самолетный парк, хотя акционеры должны были быть поставлены в известность, что их компания приобретает либо продает самолет.
В докладе приводят расшифровку аудиофайлов, в которых говорится о переводе денег (более 20 миллионов долларов) «Казахмыса» на счет президентской партии «Нур Отан».
Еще одно доказательство причастности «Казахмыса» к тратам Назарбаева - копия счета президента из отеля «Лэнсборо» в Лондоне, в котором Назарбаев останавливался во время своего официального визита в Великобританию в ноябре 2006 года. Счет на сумму 29 тысяч фунтов был направлен г-ну Джону Розвеллу на адрес «Казахмыс ПЛС», и включает оплату еды и напитков на сумму более 1600 фунтов за период с 19 по 23 ноября. Оплата по счету была произведена заранее путем банковского перевода из Казахстана.
Global Witness задается вопросом, почему счет за пребывание президента оплачивал «Казахмыс»? Компания отказалась отвечать на этот вопрос. «Мы попытались связаться с г-ном Розвеллом по адресу компании, - говорится в докладе, - но телефонный оператор сообщил нам, что такого сотрудника в главном офисе «Казахмыс ПЛС» нет». В отеле «Лэнсборо» отказались прокомментировать счет».
Решили отмолчаться
С просьбой прокомментировать обвинения, выдвинутые в отчете, Global Witness обратилась к компании «Казахмыс ПЛС». Заметим, что в докладе приводится довольно много фактов, которые не свидетельствуют явно об аффилированности компании с президентом Назарбаевым, но которые указывают на существование тайных (и не тайных) связей между руководством компании и президентом, и если за этими фактами не стоит коррупция – то почему «Казахмыс» решил не отвечать ни на один конкретный вопрос Global Witness по существу доклада?
Однако «Казахмыс» решил отделаться самыми общими фразами.
Global Witness обратилась в FSA о том, как проходила проверка «Казахмыса» перед допуском компании на биржу. (FSA (Financial Services Authority) - Управление по финансовому регулированию и надзору, которому подчиняется Лондонская биржа) - ред.). Но в FSA отказались отвечать на вопросы Global Witness, сославшись на то, что «предоставление запрашиваемой информации «не в интересах общества».
Письменный запрос от Global Witness был направлен банку JP Morgan Cazenove, финансовому спонсору листинга «Казахмыс ПЛС», но и он остался без ответа.
«Создается впечатление, что все основные участники листинга «Казахмыс ПЛС» говорят: «мы не можем предоставить вам подробных ответов, но вы должны нам поверить на слово», - делают выводы эксперты Global Witness, которым подобная постановка вопроса кажется неприемлемой.
Перепроверить, призвать к ответу и выпустить акции в свободную продажу
В Global Witness считают, что «относительно «легкий», по сравнению с США, режим финансовых рынков в Великобритании является одной из причин, по которым компании предпочитают листинг в Лондоне». Поэтому необходимо, по мнению Global Witness, ужесточить требования и привлекать к ответственности компании, не соблюдающие эти требования.
Доклад Global Witness может спровоцировать новую проверку компании «Казахмыс ПЛС», которая бы подтвердила (или опровергла) основные положения доклада. Global Witness требует от FSA расследовать обстоятельства проведения листинга компании «Казахмыс ПЛС» и проверить, насколько адекватна была информация, предоставленная компанией инвесторам. Поскольку «такие инвесторы, как пенсионные фонды, не должны подвергаться скрытым рискам, вкладывая средства в компании, связанные с коррумпированными режимами», говорится в докладе.
FSA должно настоять, чтобы «Казахмыс» дал ответы на все вопросы, поставленные в докладе, в том числе о связи высшего руководства компании с президентом Назарбаевым; о платежах «Казахмыса» на счета правящей партии Казахстана «Нур Отан»; о продаже самолета в президентский авиапарк. «Казахмыс» должен назвать причины назначения Болата Назарбаева членом совета директоров компании «ТОО Казахмыс» в августе 2004 года, ответить, почему именно на адрес компании был направлен счет президента из лондонского отеля.
«Глобал Уитнесс» так и не нашла ответа на вопрос: каким образом высшему руководству компании «Казахмыс» удалось приобрести практически все акции компании перед первичным публичным предложением ценных бумаг на Лондонской фондовой бирже? Кто именно являлся бенефициарными владельцами компании «Казахмыс» в период, предшествовавший ее листингу?
И до тех пор, пока данные вопросы не будут выяснены, Global Witness рекомендует увеличить по меньшей мере до 50 процентов долю акций компании в свободной продаже на финансовом рынке – в этом случае большинство акций окажутся неподконтрольны ни высшему руководству компании, ни правительству Казахстана, ни президенту Назарбаеву. Пока же в свободной продаже находится лишь 37 процентов акций.
Если же подобный выброс акций в свободную продажу по каким-либо причинам невозможен, Global Witness рекомендует освободить Владимира Кима от занимаемой должности исполнительного председателя совета директоров компании «Казахмыс ПЛС», а вместо него назначить «полностью независимого председателя совета директоров».
Где взять в Казахстане «полностью независимого председателя», международные эксперты не уточняют.
Мария Яновская