Новости Центральной Азии

Фильм ТРК «Узбекистан» «Хунрезлик» («Кровопролитие»)

28.07.2010 12:57 msk

Фергана.Ру

Предлагаем вниманию читателей расшифровку фильма «Хунрезлик» (перевод с узбекского языка «Ферганы.Ру»).

На экране появляется надпись: «Телерадиоканал «Узбекистан» представляет»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Диктор: В середине лета 2009 года один за другим начались убийства и покушения на граждан Узбекистана, в частности — на религиозных деятелей и сотрудников правоохранительных органов. В ходе анализа этой резни невольно возникает вопрос: почему эти покушения были направлены на религиозных представителей? Речь об этом пойдет во второй части фильма.

Далее следует фрагмент-аннотация второй части фильма:

«По совершенным убийствам были организованы оперативно-розыскные мероприятия. Предварительно была получена оперативная информация о том, что на территории Узбекистана действует экстремистская группа, возглавляемая неизвестной личностью по имени Умар. Позже по фотографии было установлено, что этой личностью был находящийся в розыске за участие в террористических действиях 16 февраля 1999 года, прошедший террористическую подготовку в Чечне и Дагестане и сбежавший из Украины Махмудов Шавкат».

На черном фоне экрана появляется надпись «XUNREZLIK» («Резня» или «Кровопролитие»– Прим. ред.)

Диктор: Шавкат Махмудов, совершивший и на Украине особо тяжкие преступления, такие как убийство и грабеж, в начале 2008 года в поисках места для укрытия приезжает на юг Казахстана, в Чимкент, и начинает активную деятельность по созданию подпольной группы джихадистов среди населения Ташкента и столичной области. В этом Шавкату активно помогают его сын Шухрат Дильшадов и Даврон Исманходжаев, родившийся в 1977 году в городе Ташкенте (на экране появляются две фотографии молодых парней).

В кадре появляется подсудимый Лазиз Рахимов и дает показания:

«Спустя два-три дня он познакомил меня с человеком по имени Умар. Умар продвигал идеи джихада и говорил о построении в Узбекистане исламского государства на основе шариата, и что это может произойти путем джихада». (Конец цитаты).

Диктор: Досадно то, что некоторые лица, ранее осужденные за участие в религиозно-экстремистских организациях, а позже прощенные актом амнистии по свойственному нашему народу милосердию, также оказались в рядах джихадистов. Не сделав правильного вывода оказанному государством высшему гуманизму и вместо того, чтобы уводить с этого пути других, они отступают от обещания, не осмысливают глубокий смысл пословицы «слепой теряет посох один раз».

В кадре появляется подсудимый Фуркат Исламов, дает показания:

«Был осужден на восемь лет, в Карши провел три года из срока наказания и в соответствии с постановлением президента Республики Узбекистан об амнистии вышел на свободу». (Конец цитаты).

В кадре появляется подсудимый Баходыр Нуруллаев, дает показания:

«В 2004 году оказался в рядах течения ваххабизм и когда члены нашего джамоата были заключены в тюрьму, я сам пришел с явкой с повинной, прося извинение у народа и президента. И в самом деле, во всяком случае, на мое прошение… президент, в общем, простил… и я, хм… был прощен». (Конец цитаты).

Диктор: Члены джамоата, готовясь к подрывной деятельности, были хорошо обеспечены финансово и технически, получали финансовую помощь. Деньги, предназначенные для преступных целей, собирались методом грабежей, который они называли «амалиет» (по-узбекски «практика». – Прим. ред.) и через пожертвования предпринимателей. В частности, финансовую помощь Шавкату Махмудову оказывали занимавшиеся предпринимательством братья Нуруллаевы (На экране демонстрируется фотография некоего лица, очевидно, одного из братьев Нуруллаевых).

В кадре появляется подсудимый Сардор Джураев, дает показания. Говорит, как будто читает заранее подготовленный текст:

«Остался Махмудов Шавкат-ака. Я видел, как тогда зашел Нуруллаев Бахтиер-ака и дал Махмудову Шавкату-ака 15 тысяч долларов США. Я был свидетелем, сам видел и сам слышал, как Бахтиер-ака сказал Шавкату-ака: «Эти деньги вам, если нужно еще, говорите, сделаю, я готов к этим делам». (Конец цитаты).

Диктор: Как можно комментировать то, что братья Нуруллаевы, воспользовавшись созданными в стране благоприятными возможностями для предпринимателей, вместо того, чтобы использовать приобретенное богатство в интересах народа, на благие дела, использовали его на стимулирование черных сил, на нарушение спокойствия в стране и на отравление безмятежной жизни народа.

Кадр из зала судебного заседания. Кто-то задает вопрос подсудимому Баходыру Нуруллаеву:

«В своих показаниях, данных во время предварительного следствия, вы сказали, что ваш брат Бахтиер Нуруллаев для финансового обеспечения терроризма, то есть для покупки оружия и патронов, дал Махмудову Шавкату 100 тысяч долларов США. Ваши показания правильны?»

Ответ Баходыра Нуруллаева: Все (показания) правильны.

Вопрос неизвестного лица за кадром (либо судья, либо прокурор): Правильны?

В ответ Баходыр Нуруллаев кивает головой подтверждая, что все сказанное правильно.

В кадре появляется исламовед Нурииймон Абулхасан:

«Если они своими действиями только убивают людей, режут, и даже дошли до того, что стали физически устранять религиозных деятелей, не показывает ли это, что, значит, у них нет никаких человеческих качеств? Этих вещей никакой религиозный деятель, представитель никакой религии и никакой ученый, например, не может оправдать. Мы можем сказать, что все это проходило при спонсорстве специальных кругов и однозначно направлено на отрицательное воздействие на спокойную ситуацию у нас в стране, не только у нас, но через нашу страну во всей Центральной Азии, на отравление установленного здесь мира».

Диктор: Шавкат Махмудов поручает находящемуся на данный момент в розыске Бахтиеру Бекмирзаеву [некую работу] и в конце июня 2009 года, через обходные пути завозит оружие из Казахстана (в кадре демонстрируется фотография некоего лица, видимо, Б.Бекмирзаева).

(В кадре появляется подсудимый Аюбхон Тошхуджаев, дает показания):

«Умар начал занятия, потом сказал, что мы прошли преграды, теперь, сказал, какой должна быть победа в джихаде, джихад нужно делать оружием. Вот оружие, я принес, чтобы показать - посмотрите, научитесь. Научу делать сборку-разборку. После окончания урока научил делать разборку-сборку».

Диктор: Особенно досадно то, что несколько спортсменов, установив тесные отношения с членами этой группы, обучали их рукопашному бою. В частности, Ильхом Шомансуров и ранее примыкал к подобным течениям, однако позже, когда он попросил прощения, сказав «Я осознал свою ошибку», в отношении него был проявлен гуманизм, тогда как он вновь примкнул к провокациям.

В кадре - процесс судебного заседания, за решеткой стоит подсудимый Ильхом Шомансуров и дает показания:

«На следующих занятиях Махмудов Шавкат спросил, чем я занимаюсь, какая у меня профессия. Я сказал, что в течение десяти лет занимался таэквондо, являюсь мастером спорта международного класса, несколько раз становился чемпионом международных соревнований. После этого он мне предложил обучать рукопашному бою ребят из джамоата. Обещал в месяц 200-300 долларов США».

Диктор: Члены группы, пройдя короткий курс подготовки, были готовы совершить террористический акт и даже приведены в состояние зомби, готовых совершить самоубийство. В частности, прошедшие идеологическую обработку Шахзод Купайсинов, Артур Гузиев, Умиджон Муслимов и Собитходжа Ташпулатов согласились совершить нападение на установленные объекты и покончить жизнь, произведя самоподрыв.

В кадре появляется подсудимый Умиджон Муслимов, дает показания:

«В процессе занятий Умар-ака рассказывал нам о шахидстве (в исламе этот термин применяется в отношении верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью. Употребляется в смысле «мученик за веру». С недавнего времени термин «шахид» стали употреблять террористические группировки и те, кто оказывает моральную и идеологическую поддержку терроризму. – Википедия) и призывал ребят к этому. Хм… Говорил, объяснял членам джамоата о гибели, если нужно, за это дело. Он влиял на наше сознание, мы не могли ему противоречить и только слушали его уроки».

В кадре появляется исламовед Нурииймон Абулхасан:

«Например, призывающие к джихаду лица обещают людям такое, такой вздор, то есть якобы совершающий джихад человек, то есть, якобы борющийся за ислам человек, если станет шахидом, таким людям в раю построят дворцы, и вместе с тем они будут иметь право вместе с собой без суда провести в рай 70 родственников. А на самом деле, если дать пояснение слову шахид... Шахид - это такой человек, который погибает, защищая свою страну, такой сын страны является шахидом. Если посмотреть их, если взять этих джихадистов, они, покинув эту страну, и подняв оружие против своей родины, как мы их можем называть шахидами? Можно ли использовать слово шахид после этого?»

Диктор: Шавкат Махмудов и его близкий идейный партнер Даврон Исманходжаев влияли идейно и физически не только на молодежь в группе, но и на своих жен, готовили и их к тому, чтобы придти к обозначенному месту и покончить с собой, произведя самоподрыв.

В кадре появляется Шахноза Исманходжаева, жена Даврона Исманходжаева, дает показания:

«Говорил, что к джихаду, к шахидству, оказывается, все должны быть готовы. Спрашивал: «Каждый мусульманин и мусульманка должны быть готовы, готова ли и ты?», я молча кивала ему: «Да».

Диктор: Для достижения своих провокационных намерений джихадисты не отступали ни от какого презрительного дела. Например, Даврон Исманходжаев для увеличения количества женщин, которые будут использованы как живое оружие, выдает жену своего брата, Мамлакат Кодирову, замуж за руководителя группы Шавкату Махмудову во временный брак, тогда как у Шавката уже имелась жена. Отчего следует, что они не жалеют друг для друга даже собственных жен, не брезгуют обмениваться женами с людьми без достоинства.

В кадре появляется Мамлакат Кодирова, дает показания:

«Я по предложению Даврона заключила брак с Махмудовым Шавкатом. После заключения брака мы жили в доме Даврона. Когда жили там, Махмудов Шавкат, ну, к шахидству… хм… через его эти… через его уроки… я интересовалась шахидством».

В кадре появился исламовед Нурииймон Абулхасан:

«Естественно появление вопроса: например, каким образом вот эти молодые в возрасте от 12 до 16 лет, каким образом за короткое время они оказываются под воздействием их идеологии? Самое основное здесь, это сейчас мы знаем, психологические тренинги. Есть диски, где имеются курсы по этапной подготовке боевика, превращению в убийцу, не боящегося крови, который спокойно, без жалости может убить человека. Эти курсы много времени не занимают. Потому что у ребенка, который видит эти разрушения, проделки этих головорезов, не у всех, конечно, то есть их отбирают, тех, кто имеет к этому склонность, вот такого выбирают, нанимают вот к таким джихадистским действиям, и вместе с тем ему так внушают, что у него в отношении своего наставника возникает сознание, что мой наставник знает больше меня, а значит, если он знает больше меня шариат, знает больше меня ислам, то не сделает ошибки. И с этой верой получает от него поручения и, полагая, что эти поручения являются настоящими поручениями, существующими в исламском шариате, слепо, словно зомби, берется за это, принимает это как ислам, продолжает свои действия и бывает готовым к самопожертвованию».

Диктор: С целью сенсации и пробуждения ужаса в Узбекистане преступники приступают к убийствам известных и относительно прославившихся граждан. Сначала убивают заместителя заведующего медресе Кукельдаш Аброра Абророва у входа в его дом.

В кадре появляется заместитель заведующего медресе Кукельдаш Таваккал Кенжаев:

«Это был работающий над собой, энергичный парень. После завершения учебы в университете Ал-Азхар в Арабской Республике Египет окончил два высших учебных заведения у нас. Был настроен и в последующем продолжить свое обучение, вести научные исследования. Эти… не поворачивается язык назвать их людьми, выбравшие себе разные названия, эти их вызывающее отвращение деяния, их действия в отношении представителя религии, бескорыстно служившему своей религии, родине, нации, нельзя оправдать никакими словами. Эти их деяния показывают их истинное лицо, показывают, кто они есть. Пусть Бог помилует Аброрхона. Четверо детей остались сиротами. Конечно это очень большая утрата и для общества, и для членов его семьи».

Диктор: Спустя две недели убийцы с целью покушения на жизнь Анвара-кори Турсунова на автомобиле «Матиз» приезжают к его дому будто с приглашением в гости.

В кадре появляется подсудимый Ильхом Джураев, дает показания:

«Встретился с Анваром-кори Турсуновым, поздоровался. Потом услышал его последние слова: «Приходите в понедельник, сегодня уже поздно». Абдурасулов Одил в это время набросился ему на шею, я вытащил нож и шесть-семь раз, пять-шесть раз ударил ножом в область его живота. Потом он прикрыл обеими руками, нож был наточен с двух сторон, и поэтому порезал и области его рук. Начала сочиться кровь, кровь брызгала фонтаном…».

Диктор: Теперь боевики-убийцы получают поручение убить главного имама Кашкадарьи (Кашкадарьинской области Узбекистана. – Прим. ред.) Исмаила Райхонова.

В кадре зал судебного заседания, где Исмаил Райхонов дает показания как потерпевший (следует отметить, что покушение не удалось, и он не пострадал):

«Тихо начали ехать, и я вроде начал останавливаться (на машине), и когда обернулся на правую сторону, смотрю - два человека выбегают из [другой] машины, я сразу сказал Рамзиддину: «На нас нападают, дави на газ!». Сын очень быстро, ну, как бы… в три-четыре секунды, на большой скорости проехали, и когда отдалились, сзади два раза послышались звуки выстрелов, щелчками».

Диктор: Теперь Шавкат Махмудов, чтобы убить сотрудника Министерства внутренних дел подполковника Хасана Асадова (который входит в объединенную следственную группу МВД, СНБ и Генпрокуратуры, занимающуюся расследованием нападений на религиозных деятелей. – Прим. ред.) нанимает киллера из Казахстана. Им стал идейный соратник Шавката в Казахстане Дулат Абдураимов.

На черном фоне демонстрируется фотография Дулата Абдураимова с кратким текстом, пояснением о нем. Диктор зачитывает: Абдураимов Дулат Болатович. Родился в 1974 году в Казахстане. Гражданин республики Казахстан. Кличка «Дима». По поручению Шавката Махмудова принимал непосредственное участие в убийстве Хасана Асадова.

В кадре появляется подсудимый Абдурахмон Эшонходжаев, дает показания:

«После того как поздоровались, Умар-ака познакомил меня, сказав: «Это Дима из Казахстана». Отдал пистолет Диме, который назывался «Макаров». Сыну (своему сыну Шухрату Дильшадову. – Прим. ред.) дал один пистолет «Макарова». Приказал им расстрелять Хасана-ака».

В кадре - зал судебного процесса, где дает свидетельские показания супруга покойного Хасана Асадова Башора Мирзаева:

«7 августа он сказал: «Разбудите меня утром в пять, я должен рано поехать на работу». Я разбудила его в пять. Он сказал: «У меня очень много работы», и начал спешно собираться. Я сказала: «Что вы так торопитесь, все еще спят, посмотрите на соседей, вокруг тишина». Он ответил: «Почему они спят спокойно - может потому, что такие люди, как мы, работают? Я горжусь этим, рад, что кому-то помогаю». И сказав кому-то (жена погибшего прикладывает руки к голове, имитируя разговор по мобильному телефону) «Без пятнадцати подъезжай туда, к семи у стоянки», спешно ушел на работу».

Диктор: Вечером 8 августа 2009 года наемный убийца Дулат Абдураимов, сын Шавката Махмудова Шухрат и Мухтар Мухтаров с целью покушения на жизнь Хасана Асадова начинают ждать у его дома его возвращения с работы.

В кадре вновь зал заседания суда, где дает свидетельские показания супруга покойного Хасана Асадова Башора Мирзаева:

«Я ему позвонила, он сказал: «Я в пути, еду домой». Стала ждать, когда он войдет. Он зашел и, желая что-то показать на своем телефоне, позвал меня. Я подошла к нему, и как только он сказал: «Смотрите, куда…», вдруг забежал один и начал стрелять. После двух или трех выстрелов я начала кричать… потом я начала прикрывать его, тот нагнулся и, прицелившись, выстрелил, ему в сердце… Я хочу спросить у Абдурахмона (один из подсудимых, Абдурахмон Эшонходжаев, стоит, опустив голову, и вытирает слезы на лице): «Абдурахмон, раз вы это узнавали, выясняли, не зная, кто Асадов, выяснили, кто он, выяснили, откуда выключать свет, вы не спросили - какой он ребенок в семье? Это второй сын у его родителей, которого они похоронили, разве об этом вы не подумали? Представьте их состояние. Они не знают, как смотреть в глаза шести сиротам. Сейчас мои дети перепуганы, не могут смотреть в темноту, у них такое стрессовое состояние, особенно сейчас, у моих детей - подростковое время. Если я расскажу вопросы каждого из них, если расскажу о вопросе моей маленькой дочки, которая каждый день видит сны…»

Диктор: Таким образом внесена ясность в то, что убийства Аброра Абророва и Хасана Асадова и покушение на Анвара-кори Турсунова и Исмаила Райхонова организовала и осуществила преступная группа, возглавляемая Шавкатом Махмудовым.

(В этом месте пропущен отрывок фильма продолжительностью в несколько минут. В нем говорилось об инциденте в ташкентском кафе «Зайтун» (центр Луначарского), о том, что туда забежал некто (называлось имя), что там раздались выстрелы, затем он выбежал на улицу, угрожая ножом, отобрал у кого-то машину «Матиз», и попытался на ней скрыться, за ним организовали погоню, и, настигнув его, уничтожили (вероятно, на пересечении Софийского и Сагбана). Был еще момент о доме на Кукче - окровавленный подъезд, кадр, как вокруг дома бегают спецназовцы, стучат в дверь, имитация задержания и перестрелок. Говорилось, что были уничтожены несколько террористов. Был момент, когда несколько подсудимых признавались в содеянном и просили помилования. Как только «Фергане.Ру» станет доступна недостающая часть фильма, мы разместим ее содержание в этом месте).

Конец первой части

***

Надпись: «Телерадиоканал «Узбекистан» представляет:»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Диктор: В середине лета 2009 года был совершен ряд убийств и покушений на граждан Узбекистана, в частности - на религиозных деятелей и сотрудников правоохранительных органов. Предварительные оперативно-розыскные мероприятия показали, что террористы на территории страны были готовы к широкомасштабным зверствам (хунрезлик - резне). Действия по совершению таких подлых намерений возглавлял Шавкат Махмудов по кличке Умар. Каждому умному человеку ясно, что подобные зверства один человек не в состоянии совершить сам. За такими исполнителями, как Шавкат, безусловно, должны быть идейные вдохновители и обеспечивающие финансами люди. Так кто же они? И вообще, где начало клубка?

(На экране появляется надпись «Калаванинг учи» («Начало мотка»)

Диктор: Во время следственно-розыскных мероприятий выяснилось, что на совершение убийств экстремистской группе «джиходчилар» («джихадисты». - Прим. ред.) была дана фетва из-за рубежа. После этого началось выяснение того, с кем Шавкат Махмудов ранее поддерживал близкую связь. Выяснилось, что ныне отбывающий срок наказания Рухиддин Фахриддинов (в другом написании – Рухитдин Фахрутдинов. – Прим. ред.) являлся руководителем Шавката Махмудова, а также, что Шавкат поддерживал связь с Обидом Назаровым, который пытался из за рубежа дестабилизировать ситуацию в Узбекистане. А Обида Назарова финансово поддерживали и защищали его зарубежные спонсоры, пытающиеся нарушить спокойную ситуацию в Узбекистане.

Такие светлые дни, как сегодня, нашему народу даются нелегко. Ведь что происходит в мире? Из-за разных социальных проблем, экономических депрессий, массового недовольства, кризиса морали, угрозы терроризма положение усложняется. В таких условиях считать, что успехами Узбекистана все как один будут довольны, что они всем будут нравиться, было бы глупо. У Узбекистана наравне с друзьями есть и враги, говоря проще - противники, ненавидящие эти успехи. Создающие угрозу для многих стран мира терроризм и религиозный экстремизм стоят наготове, чтобы каждую минуту нести угрозу нашей стабильности и нарушать наше спокойствие. На самом деле будет правильно, если мы скажем, что злые силы за рубежом стараются создать нестабильную ситуацию в нашем регионе и с целью провоцирования разногласий используют разного рода религиозно-экстремистские группировки. Одной из таких групп, которая в последние годы активизировалась и взяла за привычку проливать кровь, являются «джихадисты».

На экране появляется и говорит исламовед Нуриймон Абулхасан:

«Одна из основных причин появления у нас, то есть на территории Узбекистана, этих группировок, если исходить из ситуации того времени, то есть в тысяча девятьсот семидесятые годы, стала необходимость для джихадистских группировок повести мусульман по неправильному пути, и на этой земле, не только на этой, но и во всей Центральной Азии создать такие же полигоны, как в Афганистане; они ставили целью увидеть такие же полигоны и в Узбекистане, и в соседних республиках. И мы знаем, что эти джихадистские направления вначале, когда начинали свою деятельность, утверждали мусульманам, что будут пропагандировать только ислам, и вместе с тем не выходить за рамки истинно исламского учения. Нам известно, что первые годы, когда начала образовываться эта деятельность, приходятся на 1994-1995 годы…». (В этом месте цитата неожиданно обрывается).

Диктор: В 1990 годах на территории Сабир-Рахимовского района нашей столицы начинает свою деятельность группировка «джихадистов» под предводительством Обидхона Назарова.

Появляется черный фон с фотографией Обидхона Назарова и идет ознакомление с его биографией:

«Назаров Обидхон Собитхонович. Родился в 1958 году в городе Наманган. В 1991 году вместе с Тахиром Юлдашевым был инициатором создания в Узбекистане «Партии возрождения Ислама». С 1992 года приступил к пропаганде идеи джихада в Узбекистане. Установил близкие отношения со специальными службами иностранных государств, а также с чеченскими боевиками и руководством ИДУ. До 1997 года являлся имамом мечети «Тухтабойвачча» в городе Ташкенте. В настоящее время один из предводителей религиозно-экстремистской организации «Джихадисты» в Центральной Азии. Проживает в городе Лунд в Швеции.

Диктор: В период с 1991 по 1996 год Обид Назаров заражает многих людей идеями джихада и для проведения военной подготовки отправляет их в лагеря моджахедов в Таджикистане, Чечне, Афганистане и Пакистане. А Рухиддин Фахриддинов был одним из его близких соратников и помощников.

В кадре появляется Рухиддин Фахриддинов и дает показания:

«В те времена Обидхон-ака являлся имамом мечети «Тухтабойвачча» в Сабир-Рахимовском районе города Ташкента. По многим вопросам я часто советовался с этим человеком. Из-за того, что он был опытнее меня, обладал большими знаниями, и был старше по возрасту, по многим вопросам я считал необходимым советоваться с ним».

В этом месте его показания прерываются, и начинается ознакомление с его биографией:

«Фахриддинов Рухиддин Фазлиддинович. Родился в 1967 году в Ташкентской области. В 1989-1990 годах по программе государственного обучения бывшего Союза находился на повышении квалификации в Высших учебных заведениях Кувейта. Именно в те времена являвшиеся гражданами Палестины Умар ибн Хаттоб и Зийод, а также гражданин Сирии Башар и учитель Кувейтского университета Абдулворис вложили в Рухиддина враждебные религиозные идеи».

Диктор: Позже Рухиддин Фахриддинов свел заядлого преступника, поднявшего против нашего народа оружие и пролившего кровь невинных людей, Шавката Махмудова, с Обидом Назаровым. Являвшийся сторонником джихадистских идей Шавкат Махмудов очень быстро превращается в близкого единомышленника Обида Назарова и Рухиддина Фахриддинова.

По указанию Обида Назарова Шавкат Махмудов и Рухиддин Фахриддинов в 1997-1998 годах в Турции и Азербайджане несколько раз встречаются с предводителем ИДУ Тахиром Юлдашевым.

В кадре вновь появляется осужденный Рухиддин Фахриддинов:

«В этой связи Обидхон-ака сказал мне, что я могу взять с собой его ученика по имени Абдурауф-ака, и сказал, что Абдурауф-ака сам с ними может обговорить нужные вопросы. В городе Стамбул Тахир Юлдаш рассказал, что участвовал во многих джихадистских действиях в Афганистане, что обрел достаточный опыт, что повысились знания по исламу, что владеет достаточными финансовыми возможностями. Сказав это, он отметил, что если будет правильно проводить джихадистские действия в Узбекистане, то мы готовы к джихаду: «Я вызвал вас, чтобы посоветоваться, вы должны помогать нам изнутри, вокруг вас много людей, есть возможности, поможете ли вы нам?»

Кадр меняется и Рухиддина Фахриддинова показывают уже с другого ракурса:

«Мы еще договорились встретиться в Баку с Тахиром Юлдашем. И прибыли туда на эту встречу. На ту встречу снова со мной вместе поехал Шавкат-ака».

В кадре появляются виды города Баку.

Диктор: «Джихадисты» под предводительством Обида Назарова со стороны оказывали поддержку воплощению их корыстных планов, разработанных на подобных встречах. Обид Назаров вместе со своими единомышленниками, получив убежище в Казахстане, с 1997 года скрывался там. Обид Назаров принимает решение разработать способы и тактику, отличающуюся от способов и мер, использованных ИДУ в событиях 16 февраля (1999 года). То есть, разрабатывает план, согласно которому перед вооруженным захватом власти среди имеющих симпатии к религии слоев населения, и особенно молодежи будет потихоньку распространяться его идеология, и таким способом планировал обрести новых сторонников.

В кадре вновь появляется исламовед Нуриймон Абулхасан:

«Для того, чтобы целиком отдаться нужным им «доктринерским» идеям, (чтобы им) уделяли больше времени, в настоящее время усилилось привлечение молодежи. То есть они взяли на прицел молодых людей от 16 до 22 лет, не имеющих достаточного жизненного опыта, такую наивную молодежь, которую, введя в психологическое состояние, в состояние транса и вместе с тем подготовив ее, (можно было заставить) спокойно совершать преступление, не боясь ничего. Это мы можем видеть в том, что молодежь, не имеющая достаточных знаний о религии, вот в таком психологическом состоянии утверждает, что совершаемые ими поступки правильны, что якобы Бог дал ему какое-то указание совершить джихад и что совершаемые им действия воплощаются вместе с Богом».

Диктор: Обид Назаров, до 2005 года скрываясь в Чимкенте при финансовой и моральной поддержке, создает джамоат джихадистов.

В кадре появляется осужденный Рухиддин Фахриддинов:

«В июне 2004 года я покинул Узбекистан (и перебрался) в город Чимкент. В Чимкенте меня встретил Обидхон-ака, Обидхон Назаров. И там, вначале обеспечив меня жильем, оказывал помощь».

Диктор: Чтобы достигнуть цели завладеть властью путем джихада и построить в Узбекистане государство, управляемое по законам шариата, Обидхон Назаров вместе с Рухиддином Фахруддиновым создают долгосрочный план. С этой целью Обидхон Назаров открывает в Чимкенте медиацентр и занимается изданием джихадистской литературы и CD-дисков и доставкой их в новые джамоаты, таким образом, увеличивая число своих сторонников.

(На черном фоне появляется надпись «Калаванинг учи» («Начало мотка»)

Диктор: В 1999 году в отношении Шавката Махмудова в нашей стране возбуждается уголовное дело за участие в событиях 16 февраля (на левом краю экрана всплывает фото Ш.Махмудова). Испугавшись уголовной ответственности, Шавкат Махмудов убегает на Украину и, продолжив там свою незаконную деятельность, в городах Кривой Рог и Симферополь создает джамоат джихадистов, состоящий из граждан Украины и Узбекистана. Финансовую поддержку деятельности джамоата оказывает выходец из Коканда, частный предприниматель татарской национальности по имени Мехди.

На экране появляется осужденный Рухиддин Фахриддинов:

«В 2002 году мы с Обидхоном-ака собирались на поездку в хадж (паломничество), а собрались на поездку в умра (малое паломничество не в официальное время хаджа. – Прим. ред.), в осуществлении этой поездки тоже Шавкат-ака нам помог. Когда мы приехали к нему, в городе Симферополь Шавкат-ака вместе со своим знакомым по имени Мехди, татарином, они работали вместе с Амириным Владимиром, на машине встретили нас».

Диктор: Джамоат Обида Назарова, действующий в Казахстане, в 2003 году начал подготовку к подрывной деятельности в Узбекистане. Личность по имени Ахмадбек Мирзаев в Чимкенте под предводительством своего наставника Обида Назарова приступает к подготовке боевиков, которые будут осуществлять теракты в Узбекистане и по этому коварному плану весной и летом 2004 года в столице, а также в Ташкентской и Бухарской областях совершаются теракты (две волны терактов в Ташкенте, в результате которых погибло более 50 человек. – Прим. ред.). Однако они не достигают своих целей. После этого, когда в Узбекистане один за другим начали арестовывать эмиров (лидеров) джихадистов, Рухиддин Фахриддинов по указанию Обида Назарова в начале 2005 года немедленно выезжает из Казахстана на Украину к Шавкату Махмудову.

В кадре вновь появляется осужденный Рухиддин Фахриддинов:

«Когда я был в Симферополе, Обидхон-ака, конечно же, знал о моих связях с Шавкат-ака. И поэтому о том, что я хочу уехать в Симферополь и там получить украинский паспорт, я тоже, конечно же, советовался с Обидхоном-ака. Сказал: «Вы знаете, там есть Шавкат-ака, он обещает мне «сделать» паспорт, и я хочу туда поехать». Когда уехал туда и проживал в Симферополе, я доводил до сведения Обидхона-ака, что я вместе с Шавкатом-ака, что часто встречаюсь с ним, и мы организовываем занятия, я читаю книги. Обидхон-ака через меня получал всю информацию о том, что Шавкат-ака там, что некоторым джамоатам, как я сказал ранее, ребятам-татарам преподает уроки, и о том, что часто встречается со мной».

В кадре появляется прокурор Генеральной прокуратуры Узбекистана Шавкат Умрзаков, старший следователь по особо важным делам при Генеральной прокуратуре:

«Шавкат Махмудов, продолжив свои преступные деяния, проходил военную подготовку по подрывной деятельности и терактам в лагерях боевиков, расположенных в иностранных государствах. После чего, совершив несколько преступлений и на территории Украины, в частности, такие преступления, как грабеж, убийство, в сентябре 2007 года Генеральной прокуратурой Украины в его отношении было возбуждено уголовное дело по соответствующим статьям Уголовного Кодекса Украины, и он был объявлен в розыск».

В кадре появляется эмблема Интерпола.

Диктор: Согласно информации, полученной от Интерпола, Махмудов Шавкат, совершив грабеж в 2007 году в Автономной Республике Крым, совершает грабеж и убийства с целью присвоения имущества предпринимателей. В частности, убивает лидера движения молодежи крымских татар Ширина Норика Ришатовича и совершает покушение на семью Огарковых.

Один из предводителей религиозно-экстремистской организации «джихадисты» по Центральной Азии Обид Назаров, выехав в 2005 году из Казахстана в город Лунд в Швеции, начал искать человека, который возглавил бы его джамоат, оставшийся в Чимкенте, вернее, лицо, способное совершить в Узбекистане теракты. В это время, совершивший такие тяжкие преступления, как грабеж и убийство, Шавкат Махмудов в поисках нового места с целью побега из Украины обращается за помощью к Обиду Назарову. Посчитав это обстоятельство необходимостью, Обид Назаров в начале 2008 года направляет Шавката Махмудова на юг Казахстана, в Чимкент, и поручает через свой джамоат проводить среди населения города Ташкента и Ташкентской области подпольную активную работу по созданию джихадистских джамоатов.

На черном фоне снова появляется надпись «Калаванинг учи» («Начало мотка»).

Диктор: К середине 2009 года Шавкат Махмудов с помощью своих родственников и старых знакомых создает преступную группу. В эти джамоаты он в основном привлекает лиц, ранее осужденных за участие в религиозно-экстремистских течениях и вышедших на свободу по амнистии. Добившись подготовки из этих лиц манкуртов (нечто вроде зомби), готовых выполнить любое задание, Шавкат приступает к реализации преступного плана. На это Шавкату Махмудову дает фетву его предводитель из-за рубежа Обид Назаров и поручает применить дагестанский способ джихада, то есть организовать покушение на граждан, запугать их.

В кадре появляется подсудимый Махмуд Рахимов:

«В этой группе Шавкат Махмудов несколько раз говорил, что его наставником является Обидхон Назаров. Несколько раз говорил, что эти джихадистские действия проводятся согласно фетве Обидхона Назарова. То есть этот Шавкат Махмудов говорил, что советовался с Обидхоном Назаровым, находящимся в Швеции, и постоянно твердил, что все эти действия проходят по согласию с Обидхоном Назаровым».

В кадре появляется подсудимый Сардор Джураев, дает показания, словно читает предложенный текст:

«На собраниях джамоата Умар-ака, то есть Махмудов Шавкат, говорил, что Обид-кори (Обидхон Назаров) является его наставником, давал нам слушать диски с записями его проповедей. Махмудов Шавкат несколько раз утверждал, что на джихадистские действия, направленные, то есть на свержение нынешнего правительства и построение вместо него исламского государства, фетву давал Обид-кори. Во время уроков я несколько раз слышал это и был этому свидетель».

Диктор: Пользуясь случаем, уделим внимание интервью Обида Назарова Радио BBC после покушения на Анвара-кори Турсунова, совершенного 31 июля 2009 года.

На экране появляется веб-страница сайта ВВС. Звучит голос, предположительно Обида Назарова:

«На самом деле изначально известно, что (партия) «Хизб ут-Тахрир» никогда не была сторонником действия с помощью насилия, они абсолютно не будут делать подобное, от этого для них нет никакой пользы…»

Диктор: Почему вдруг Обид Назаров вспомнил о «Хизб ут-Тахрир»? Ведь в то время не было никакой информации о том, что эти преступления совершают религиозно-экстремистские группы? Даже такое предположение не выдвигалось. Подобная информация не выдавалась в связи с проводимыми оперативно-следственными мероприятиями. Откуда же об этом узнал Обид Назаров и успел выступить по радио? Значит, без всяких сомнений можно сказать, что Обид Назаров, давая это интервью, уже заранее знал о том, кто на самом деле совершает эти убийства, и даже то, когда и где что произойдет, и поступал по принципу «трус первым поднимает кулак» (узбекская поговорка. – Прим. ред.). Сегодня неопровержимыми фактами четко и ясно (доказано), кто заочно стимулировал к этому кровопролитию.

В кадре появляется Исокжон Бегматов, имам мечети «Тухтабой» в городе Ташкенте:

«В этой связи было бы очень кстати вспомнить хадис (предание о поступках и устных наставлениях) нашего пророка, саллаллаху алайхи васаллам (мир ему и благословение). Наш пророк, саллаллаху алайхи васаллам, сказал, что если кто-то хоть словом содействует убийству мусульманина, то в день суда воскреснет с надписью на лбу «лишенный надежды на помилование Аллаха».

Диктор: Здесь уместно поставить вопрос из вопросов: почему большинство людей, подвергшихся убийству и покушениям джихадистов, были религиозными личностями? Дело в том, что экстремистские группы свои пакостные цели изначально прикрывают религией и пытаются распространять свои провокационные идеи среди молодежи. Перешедших на их сторону людей воспитывают в религиозно-экстремистском духе и пытаются превратить их в манкуртов, готовых покончить с собой или, не задумываясь, убить любого, на кого покажет предводитель. Основной преградой для таких призывников являются наши имамы, обладающие религиозными знаниями, которые, исходя из основ ислама, доказывают ошибочность идей религиозно-экстремистских групп, таких как «Хизб ут-Тахрир», «джихадисты» и другие. Разумеется, Обид Назаров и его покровители очень хорошо понимают, что такие имамы становятся преградой для пропагандистов религиозно-экстремистских течений и распространению их идей. Более того, еще одной причиной для приказа Обида Назарова совершить покушение и убийства религиозных деятелей стало то, что Обид Назаров изначально имел личную неприязнь к этим имамам. За то, что они раскрыли, что его идеи ошибочны, он дал фетву в первую очередь убить видных и известных религиозных деятелей.

В кадре вновь появляется Исокжон Бегматов, имам мечети «Тухтабой» в городе Ташкенте:

«Если делать вывод относительно происходящих сегодня некоторых преступлений и покушений, немного взглянув на историю, и убийство хазрата Умара (второго халифа), разиаллоху анху (да будет доволен им Аллах), и убийство хазрата Али (двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда, четвертого халифа. – Прим. ред), разиаллоху анху, было совершено для получения власти. Если подробно и как следует изучить всю суть их пропаганды, под всеми этими стремлениями скрывается завоевание власти, завоевание трона, овладение имуществом и богатством, стремление быть богатым и так далее, выявляются люди, ставшие рабами своей похоти, своих желаний, искушений. Только для них изначально стало привычкой, обычаем добиваться всего этого, прикрываясь исламом. Если те времена сравнивать с сегодняшним днем - происходит все то же самое. В настоящее время со стороны людей науки, в частности имамов, началась борьба против них, идеей против идеи, объясняя научными исследованиями, что выбранный ими путь противоречит канонам ислама, призывая людей идти праведным путем. Вот с такими имамами, ведущими активную проповедническую деятельность, у них нет ни знаний, ни просвещения, ни силы и возможностей встретиться и вступить в научный спор. Когда они поняли, что их идеи и научные диспуты не дают никаких результатов, то, взяв в руки оружие, как их отцы и деды, они приступили к физическому «спору», к физическому «обсуждению», даже к такому большому греху, как покушение на чужую жизнь, к покрытию своих рук чужой кровью».

Диктор: Просматривая совершенные покушения и убийства джамоатом джихадистов летом 2009 года и подготовку к крупномасштабной подрывной деятельности, еще раз становится очевидной и ясной горькая правда сегодняшнего дня. Плачевность ситуации в том, что нанятые внешними силами лица, не осознавая, в чьих они руках, становятся оружием, исполнителями, как предатели поднимают оружие против своей родины.

В кадре появляется доктор политических наук Актам Джалилов:

«Никакая религиозно-экстремистская организация или группа не ведет деятельность по-своему усмотрению, по разработанному самими собой плану. За ними стоят крупные государства, их специальные службы, и ведут они свою деятельность с помощью больших финансовых рычагов. Руководители таких религиозно-экстремистских и террористических организаций являются очень интересными и важными личностями для спецслужб. Несмотря на то, что они объявлены в розыск со стороны Интерпола. Или несмотря на то, что в своей стране или в той стране, где группа ведет свою деятельность, она объявлена террористической группой. Но они охраняются спецслужбами, дома, где они проживают или территории, где они ведут свою деятельность, охраняются и обеспечиваются защитой. Исходя из этой точки зрения, за каждой экстремистской или террористической группой стоят крупные финансовые источники, тщательно разработанный план, прикрытый разными религиозными программами и религиозными правилами. А на самом деле в эти планы входит проведение подрывной деятельности в этих странах, создание напряженности в социально-политических процессах».

Диктор: И вправду, возьмем, например, Обида Назарова. До 2005 года он спокойно проживал в Казахстане, когда узбекская сторона начала настойчиво требовать предать Обида Назарова справедливому суду, невидимая рука посадила его в самолет и увезла в Швецию. А ведь Обид Назаров разыскивается Интерполом. Как находящееся в международном розыске лицо, может летать международным рейсом и проживать в странах, осуждающих терроризм? Почему? Из этого следует вот какой вывод: иностранные спецслужбы используют Обида Назарова, коварного от природы, большого знатока по подготовке и совершению подрывной деятельности, ради единой цели, то есть, люди, подобные Обиду Назарову, являются лишь средством, оружием для своих иностранных покровителей, для дестабилизации ситуации в Узбекистане, чтобы помешать прогрессивно развивающемуся национальному развитию, а еще точнее, их используют для того, чтобы взять Узбекистан под свое влияние. Поэтому Обидхона Назарова финансируют и идейно направляют его деятельность (прозрачный намек в сторону Казахстана. – Прим. ред.). Вот где начало мотка.

На черном фоне появляется надпись «Калаванинг учи» («Начало мотка»).

Диктор: В этой связи в душе появляется тревога: неужели «джихадисты» затягивают в свои ряды десятки людей, но никто об этом не знает? Неужели, когда они призывали идти по этому пути, никто не смог ответить отказом?

В кадре появляется подсудимый Гайрат Ешпулатов:

«Если бы мы (знали) об этих терактах, о том, что Одил, Кахрамон, Абдусобир изменились, то сообщили бы государственным инстанциям и эти террористические действия не совершились бы…».

Диктор: Перед тем, как убежать в Турцию, Бахтиер Бекмирзаев (на экране появляется снимок, предположительно Б.Бекмирзаева) сообщил своему брату Камилжону Бекмирзаеву, что оказался в рядах джихадистского джамоата, что является самым доверенным лицом своего предводителя Умара, что непосредственно принимал участие в доставке из Казахстана двух автоматов для Умара, и что по поручению Умара съездил в Турцию.

В кадре появляется подсудимый Комилжон Бекмирзаев:

«Чувствую себя виновным, потому что услышанное от своего брата вовремя не донес органам…».

Диктор: Вот еще одно начало мотка. Зная, что развивается провокация, что завтра это принесет на наши головы, на голову народа большие беды, но об этом ни соответствующим структурам, никому не говорим. Смотрим с безразличием. В результате такого безразличия или сокрытия по разным причинам сколько людей стали жертвами, сколько детей стали сиротами! Если бы люди, знающие об этих коварных планах, смотрели дальше своего носа, корни зла вовремя были бы срублены. Поскольку все мы ответственны и должны достойно оценить спокойную и мирную жизнь, то наша человеческая обязанность - не оставаться безразличными к расползанию такого рода коварства и кровопролития. Разоблачать подлых лиц, спрятавшихся за чистым исламом - призыв сердца для каждого благородного человека.

На черном фоне экрана появляется надпись «Калаванинг учи» («Начало мотка»)

Финальные кадры. Народ гуляет, звучит узнаваемая мелодия из мюзикла «Нотр-Дам де Пари»). На экране появляется надпись «Как же прекрасна мирная жизнь».

Телеканал «Узбекистан», 2010 год.

***

Сразу же после демонстрации фильма узбекская служба радио «Европа/Свободная Европа» обратилась за комментариями к проживающему в Швеции Обидхону Назарову. Журналист отметил, что, согласно фильму, убийство офицера МВД и заместителя заведующего медресе Кукельдаш, а также покушения на жизнь главных имамов Ташкента и Кашкадарьи были совершены по указанию Назарова, и спросил, что он может ответить на эти обвинения.

Обид-кори Назаров (перевод с узбекского): «Мы не даем фетву ни на что. Если возникают вопросы, отвечаем. Наши ответы на вопросы предлагаются всеобщему вниманию на сайте www.islomovozi.com. То есть люди спрашивают по разным темам. Среди этих тем есть политические, религиозные, нравственные, но больше всего люди задают вопросы на социально-бытовые темы. О том, что знаю, я отвечаю, а о том, чего не знаю, говорю «не знаю». Иногда вопросы чуть запаздывают. Но по таким темам никто ко мне не обращался. Потому что изначально все знают мое положение и совершающие такие преступления, конечно, держатся подальше от меня. Потому что им нет пользы от меня».

Корреспондент радио «Озодлик» спрашивает у Назарова, правда ли, что по утверждению одного из участников фильма - осужденного проповедника Рухиддина Фахруддинова, он хорошо знал О.Назарова и встречался с ним.


Рухиддин Фахруддинов. Кадр из фильма «Хунрезлик»

О.Назаров: «Рухиддин Фахруддинов - это известный имам. Он мой друг, брат. Дорогой человек, с которым мы друг друга очень сильно уважаем. Он был незаконно осужден, стал угнетенным, его семья подверглась гонениям со стороны государства, его маленькую дочь унизили (в 2006 году шестилетняя дочь имама Р.Фахриддинова, находящегося в тюрьме, была изнасилована неким Нигматуллой Каландаровым. – Прим. ред.). Таким образом, даже после осуждения нашего приятеля, его жена Рахима тоже сейчас переносит страдания в тюрьме. Он и сам страдает. Ему отомстили через его шестилетнюю дочь. Государственная Служба национальной безопасности доходит и до такого. Этот человек осужден абсолютно незаконно. Он всегда призывал людей к прекрасному. Он прекрасный человек, который и своих учеников, своих друзей призывал исключительно к честности, опрятности, справедливости, правдивости, к тому, чтобы нести только правду и идти по праведному пути».

Обидхон Назаров ответил на вопрос о связях с Шавкатом Махмудовым по кличке Умар, который, по версии авторов фильма, возглавлял и организовывал убийства и покушения.

О.Назаров: «Я такого человека не знаю. Почему это человек сам не говорит, сам не показывается? Я посмотрел фильм. Там говорил Рухиддин и другие. Другие слово видели, не произносили (очевидно, имеет в виду, что они читали показываемый им текст. – Прим. ред.). Их в тюрьме насильно заставили говорить. Но мы встречались только с Рухиддином, мы постоянно с ним делали уроки. Эти могут заставить (говорить) все что угодно. Они могут заставить человека, находящегося в тюрьме, сказать все что угодно».


Обидхон Назаров. Кадр из фильма «Хунрезлик»

Был задан вопрос о «джихадистах» и о том, что думает об этой группе О.Назаров.

О.Назаров: «Такую группу можно найти только на бумагах властей. То, что такие люди есть в жизни, я не верю. Тем более в Узбекистане. Потому что государство управляется очень жестко и весьма сурово, и просматривается каждый шаг граждан. Появление такого там, где есть сильное наблюдение, проверки, притеснения, - ведь там даже мирной оппозиции нет, нет обычных организаций по защите прав человека, как там могут быть джихадисты? Это невозможная вещь. Это абсолютно не укладывается в голове. Такое утверждение человек со здравым умом абсолютно не примет».